Политическое поле зарастает сорной травой. В России официально зарегистрировано более двух десятков партий, а заявок на порядок больше. Комментарий С.П. Обухова и других экспертов

В России действует 21 официально зарегистрированная политическая партия. В реестре Минюста значится еще более 170 заявок. И хотя многие названия в нем совпадают, ясно, что через пару-тройку месяцев в нашей стране будут действовать как минимум полсотни политструктур. Они смогут участвовать в выборах на всех уровнях. Эксперты говорят об управляемом хаосе, наступившем в результате либерализации партийного законодательства. Ситуацию прокомментировал в том числе депутат Госдумы фракции КПРФ С.П. Обухов.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов уверен: власть намеренно создала в партийной сфере управляемый хаос. По его словам, лозунг «Пусть расцветают 100 цветов» звучит хорошо, но оппозиция прекрасно понимает, кто от него в конце концов может пострадать. Кстати, первый звоночек уже прозвенел – среди новых структур есть партия с аббревиатурой КПСС. Что расшифровывается как Коммунистическая партия социальной справедливости. Кстати, заметил Обухов, партийная демократизация уже фактически уничтожила демократизацию технологическую. В том смысле, что избирательные урны со сканерами, как неоднократно уведомляли официальные лица, не могут считывать бюллетени, где содержатся названия более десятка партий.

 

Вчера Минюст объявил о регистрации очередной политической партии, родившейся благодаря инициативе бывшего президента Дмитрия Медведева, предполагающей либерализацию прежде жесткого партийного законодательства. Документальное право на жизнь получила Партия свободных граждан.

 

Ее программа лаконична и составлена в виде упрощенного пересказа ряда статей действующей Конституции страны. Впрочем, новая партия этого не скрывает, уверяя, что она как раз и объединяет современных российских конституционалистов. Они обещают всеми законными способами бороться за соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Никаких экономических и социальных воззрений «свободные граждане» всем остальным россиянам не презентуют.

 

Таким образом, с 14 июня в России официально существует 21 политическая структура. Причем, как подтвердили «НГ» в пресс-службе ведомства Александра Коновалова, все эти организации зарегистрированы целиком и полностью – вместе со всеми своими региональными отделениями. А значит, они смогут принять участие в осенних региональных и местных выборах.

 

На интернет-сайте Минюста 13 новообразованных партий вывешены в отдельных разделах. Напомним, что регистрационный поток открылся примерно в конце мая, когда к семи действовавшим все последние годы структурам и к восстановленной по решению Европейского суда по правам человека Республиканской партии почти каждый день прибавлялись только что созданные. При этом стоит отметить, что еще один список Минюста – партий, созданных и направивших уведомления оргкомитетов в это время, – не уменьшался, а, наоборот, увеличивался.

 

Сейчас в нем зафиксированы 177 позиций. Однако при внимательном изучении выясняется, что некоторые – явно одни и те же – оргкомитеты упоминаются дважды. Скажем, Российская политическая социал-демократическая партия мира и единства, инициатором которой выступила известная в прошлом депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова. Она подала в Минюст заявку дважды в течение двух дней. «Никакого нарушения здесь нет, – объяснили «НГ» в пресс-службе Минюста. – Документы Умалатовой действительно рассматриваются как две отдельные заявки».

 

Любопытно, что в реестре оргкомитетов можно увидеть партии с одинаковыми или почти совпадающими названиями. В ведомстве Коновалова и здесь не видят ничего страшного: «Ведь это пока лишь заявки, намерения. Любое название может быть заменено на другое в ходе учредительного съезда». То есть норма закона, пояснили в пресс-службе, касательно того, что наименования партий не могут быть схожими до смешения, на оргкомитеты не распространяется. И, дескать, будущие партии сами должны следить за тем, какие названия уже заняты, а какие – нет.

 

Однако пока у претендентов на «произрастание» в партийном поле это не слишком хорошо получается. Самое популярное название – Партия против всех. Монархических партий тоже под полдесятка, как и казачьих. Успехом пользуется «Свободная Россия», а также Партия пенсионеров с теми или иными эпитетами. Социал-демократических и Либертарианских партий тоже имеется по несколько штук вместе с Евразийскими и Национал-демократическими.

 

При этом получается, что нынешнее благодушие Минюста в будущем может выйти партстроителям боком. Ведь сторонников они станут подбирать себе под определенное название, и некоторых из них в случае отказа от определенного наименования может постигнуть разочарование. Конечно, Минюст поступал бы более благородно, заранее предупреждая претендентов о том, что эти «партийные тапочки» уже заняты.

 

Впрочем, гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков вступился за Минюст: откуда чиновнику знать, кто из полдесятка, скажем, монархических оргкомитетов в конце концов соберет все необходимые документы? Но при этом эксперт настроен пессимистично: партийное поле, конечно, расцветает, но пока в основном сорняками. «Не хочу никого обидеть, если кому-то нравится создавать партии в личных или коммерческих целях – пожалуйста, но пока из новичков наиболее серьезно выглядит лишь одна – Республиканская партия».

 

Хомяков опасается, что сорняки, как это им и полагается, будут расти мощно и не дадут жизни «культурным» растениям.

434 0