Прогноз по итогам отчета Путина в Думе: К концу года цены на бензин подскочат до 34 рублей, а инфляция ускорится до 18%
По итогам первых двух месяцев 2012г. средние цены на автомобильный бензин выросли на 10,7%, что в практически в 2,5 раза превышает темпы роста потребительских цен на 4% за аналогичный период.
При этом если потребительская инфляция по сравнению с январём-мартом 2011г. замедлилась с 9,5% до 4%, то прирост цен на бензин уже несколько лет держится выше отметки в 11%. В действительности он зашкаливает за 13-15%, что автоматически ведёт к росту производственных и транспортных издержек, удорожанию всей продукции и ежегодному росту социальной инфляции на 14-18% на протяжении последних 7 лет.
Самое удивительное состоит в том, что опережающими темпами растут цены на низкокачественный бензин, которым заправляются 50% населения России, чьи доходы не превышаю 15 тыс. рублей и которых Институт Социологи РАН относит к бедным слоям населения. Так, цены на бензин марок А-76 и АИ-80 подскочили на 13,8% в январе-феврале 2012г. после роста на 14,1% годом ранее, тогда как цены на АИ-92 выросли на 9,9%, а на высокооктановый АИ-95, которым заправляются 20% наиболее состоятельной части населения, подросли лишь на 9,7%.
На самом деле складывается парадоксальная ситуация, при которой Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной и нетто-экспортёром нефти, а цены на бензин, газ и в целом на ГСМ уже сравнялись с уровнем США и ряда европейских стран, являющихся импортёрами энергоносителей. При этом никто не говорит, что уровень жизни 70% населения России в 7-10 раз ниже уровня жизни рядовых граждан США и ЕС: если в России, где 50% населения по сути дела находятся за гранью бедности, на среднюю заработную плату можно купить 670 литров бензина, то в Германии более 4 тонн, а в США 4,5 тонны.
Безусловно, порядка 60% в цене бензина приходится на НДПИ, акцизы, НДС и прочие налоги государства, что автоматически повышает цену на топливо. Однако основная проблема российского рынка нефтепереработки заключается в крайне высокой степени его монополизированности, когда на долю 2-3 сырьевых монополистов приходится до 90% производства бензина и ГСМ в большинстве регионов России.
Не удивительно, что при оптовой цене НПЗ на бензин в 15,6 рублей за литр на автозаправках он стоит более 29,5 по официальной статистике, а в действительности поднимается до 31-32 рублей. При этом, если розничные цены на заправках выросли более чем на 10,7%, то отпускные цены крупных НПЗ в феврале 2012г. в годовом выражении увеличились лишь на 2,5%, что также свидетельствует о наличии признаков картельного сговора на рынке нефтепродуктов, о котором уже много лет говорит ФАС, и извлечении олигополистической ренты 5 крупнейшими нефтяными гигантами.
Только в России, где практически вся отрасль нефтепродуктов монополизирована узким кругом приближенных к власти сырьевых гигантов, возможна ситуация, при которой разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин превышает 1,9 раз, тогда как в экономически развитых странах наценка на топливо в АЗС не превышает 25-30%, а рентабельность бизнеса не поднимается выше 5-7%.
Совершенно очевидно, что предвыборный сезон завершился и все договорённости между правительством и ВИНК по поводу сдерживания роста цен на нефтепродукты больше не имеют силы. Уже сегодня в ряде регионов цены на бензин за 1,5 месяца выросли на 3-5%, а по итогам года рост может превысить 15-17% при полном попустительстве властей и антимонопольной службы. Вполне вероятно, что российские сырьевые монополисты под разговоры о повышении налогового бремени и росте цен на нефтяное сырье постараются компенсировать упущенные прибыли и загонят цены до 33-34 рублей за литр АИ-95. Закономерным итогом 15-17% роста цен на бензин и ГСМ вкупе с намеченной с 1 июля 2012г. приватизацией бюджетной сферы и роста платности базовых услуг станет ускорение темпов роста официальной инфляции с нынешних 3,7% до 6,5-7%, а так называемой «социальной инфляции» для 50% малообеспеченных слоёв населения до 16-18%.
Уже сегодня при нынешнем уровне износа инфраструктуры (75-85%) и основных фондов в обрабатывающей промышленности (60-70%), устаревших производственных технологиях, коррупционных поборах и ценовом шантаже естественных монополий второй подавляющая часть несырьевых секторов экономики, не связанных с распродажей минерального сырья и паразитическим извлечением природной ренты, в принципе являются неконкурентоспособными не только на фоне дешёвого китайского ширпотреба, но и продукции стран Восточной Европы.
Если ограничить масштабы внутрикорпоративного воровства в крупных сырьевых и инфраструктурных монополиях, которые только по экспертным оценкам на подрядных работах, закупках и завышенных сметах инвестиционных проектов зашкаливают за 15-20% валовой выручки и превышают 2,5-3 трлн. рублей (4,5% ВВП), можно было бы смело снизить цены на бензин на 15-20%, а тарифы естественных монополий заморозить на 3-5 лет.