"Стойте! Дальше дороги нет!": московские журналисты о том, как они наткнулись на "поместье Путина" в горах Алтая
Экспедиция журнала "Авторевю" (издание "Новой газеты") наткнулась на Алтае на новую "базу отдыха", предназначенную для первых лиц государства и "Газпрома". Рассказ об этом опубликован 7 сентября на сайте "Новой":
- Стойте! Дальше дороги нет!
Парнишка в чоповском комбинезоне стоял возле натянутого поперек дороги троса.
Как это нет? Вот же она! За "шлагбаумом" - полоса прекрасного асфальта с новенькой разметкой, виден домик посреди долины, а чуть ближе - вертолетная площадка, подсобки и вагончики строителей. Но ни заборов, ни оград, ни знаков, запрещающих проезд, нет. Нельзя на машинах? Ладно, пойдем пешком. Чоповец засуетился - пешком, мол, тоже нельзя, здесь частная собственность! - и завертел в руках мобильник...
"Алтайское подворье" - компактный vip-дом у подножья гор.
Пройти по девственному асфальту мы успели метров сто. С визгом колес к нам подлетел караульный минивэнчик, перегородил дорогу, из двери выпрыгнули три богатыря - и посмотрели на нас так, что стало ясно: если нам поотрывают руки-ноги, это будет неплохой расклад. Кто-то из нас все же робко поинтересовался: а почему, собственно.... В ответ мы узнали, что это особо охраняемый объект, предназначенный для отдыха высших лиц государства.
Паспорт объекта.
Об этом мы догадывались и сами.
Если на 651-м километре Чуйского тракта уйти влево на малоприметный съезд, то грунтовка быстро выведет на дорогу, которой пока нет ни в одном атласе - и не факт, что появится. Широченное шоссе даже без асфальта выглядит внушительнее федеральной трассы М-52. Дорожные работы здесь не идут - кипят! На обочинах возятся грейдеры и экскаваторы, в обе стороны снуют самосвалы. Размах такой, будто вместо Алтая мы оказались в Сочи. Склоны гор вспороты взрывами, берега ручьев засыпаны породой, пейзаж наискось проштопан ниткой новенькой ЛЭП. И все это возникло меньше чем за год! Через 20 км дорога ныряет в долину, где с Катунью сливаются реки Урсул и Сумульта. Там-то и стоит домик.
Дорогу к поместью прокладывают прямо в горах.
На официальной интернет-страничке правительства Республики Алтай говорится, что в 2009 году компания Газпром приняла решение о строительстве здесь туристического комплекса "Алтайское подворье" и что "комплекс послужит "раскрутке" мощного туристическог о потенциала Центрального Алтая". Правда, в Газпроме нам ответили, что "Подворье" строится для проведения встреч с деловыми партнерами, корпоративных мероприятий и приема зарубежных гостей. Обе версии несколько отличаются от той, что прозвучала из уст охранника "особого объекта": надо полагать, если речь и идет о раскрутке туристического потенциала, то для крайне ограниченного круга лиц. Судя по тому, как бесцеремонно нас выпроводили за пределы "Подворья", мы в этот круг не входим.
Народная же молва на Алтае утверждает, что этот круг еще уже: и гость, и партнер здесь один-единственный - самый главный. Потому-то и пробежал холодок по спине, когда перед нами выросли бойцы охраны. Сразу вспомнили печальный опыт горно-алтайских журналистов и археологов, которые попытались было привлечь широкое внимание и к вилле, и к дороге. По их запросу прокуратура и впрямь нашла нарушения у строителей и даже оштрафовала подрядчика, но затем оказалось, что у самих "крикунов" существуют не менее серьезные проблемы с нашими законами и практикой их применения.
За "шлагбаум" мы вышли сами, без посторонней помощи, и на лицах охранников появилось даже что-то вроде детской обиды: мол, ну зачем вы, мужики, тут крутитесь, будто сами не понимаете, что мы здесь охраняем?
"Алтайское подворье" Газпром строит вроде как на свои. Официальный заказчик - дочерняя фирма Газпромнефть. Земля, как нам объяснили в районной администрации, была приобретена у располагавшейся тут раньше и разорившейся частной мараловодческой фермы - и статуса природоохранной зоны у нее не было. Объем инвестиций в весь объект - около полутора миллиардов рублей, что по газпромовским меркам мелочь. Как именно использовать туркомплекс, решать будет сама компания, и ответ на наши вопросы был тем же, что у парнишки-чоповца: "Частная собственность". Но дорога-то не частная!
По документам это даже не дорога - в них она кокетливо зовется "примыканием к автомобильной дороге M-52", иными словами, это своего рода перекресток длиной в 20 км. Заказчиком значится государственное учреждение Горно-Алтайавтодор, то есть администрац ия республики. В открытом доступе нетрудно найти и сумму госзаказа: на строительство подрядчику выделяется четыре миллиарда рублей. То есть по 200 млн на километр. А годовой бюджет всей небогатой республики - девять миллиардов. Но платят не алтайцы - по специальному премьерскому распоряжению, "примыкание" к "Подворью" строится за счет федерального бюджета, то есть за наш с вами.
"Дорога сделает доступными для туристов новые привлекательные рекреационные места на берегу Катуни". Это тоже на официальном сайте Республики Алтай. Так где же эти места? Мы их нашли!
Проехать за шлагбаум нам удалось. Сразу за ним - съезд на грунтовку к селу Каянча, причем чуть подобревшие чоповцы поставили свой "воронок" так, чтобы свернули мы именно на грунтовку и не вздумали подъехать к домику: "Проезжайте, но только без фокусов!"
Через девять километров бездорожья видим то, что когда-то было селом. Несколько скособоченных изб, остатки заборов, УАЗ-"головастик". И Лев. Так нам представился вышедший из крайнего дома алтаец.
- Был у нас в селе единственный еврей, вот он и надоумил родителей назвать сына, то есть меня, Львом.
Лев оказался общительным. Вспомнил, как при брежневском укрупнении сел в Каянче закрыли школу - и все уехали в город. Похвастался несколькими женами, поведал, как разводит и продает коней ("хороших - под седло, слабых - на колбасу"), рассказал, что каждое лето на Катуни собираются представители нетрадиционных пристрастий - музыкальных и вообще, - и, наконец, смачно рассказал о том, как проинспектировать стройку "туркомплекса" приезжал якобы сам премьер-министр: "Ждали на вертолете, а он прикатил на джипе".
Только тут кто-то из нас заметил, что море сорняка вокруг дома - сплошь конопля.
Лев замялся, сказал, что самим алтайцам травка не интересна: "Ее тут даже саранча не жрет - только, эти, ну, музыканты, которые приезжают каждое лето". Выходит, что Лев и конопля в Каянче - и есть те "привлекательные рекреационные места", ради которых взрывают горы, строят роскошную дорогу и тянут ЛЭП...
Когда стали прощаться, Лев попросил угостить его сигаретами. Мы оставили все пачки, что были с собой.
По материалам ИА «Банкфакс».