Газета «Правда» об очередном приступе рекламного безумия

 Детские и образовательные телепрограммы давно уже стали пасынками большого эфира. Нынешняя власть, обслуживающая интересы олигархата, в том числе и телевизионного, дабы создать видимость своей заботы о подрастающем поколении, не ущемляя аппетитов «жирных телекотов», предлагает расширить возможности размещения в детских и образовательных программах… рекламы.


Канула в Лету развлекательная «Акуна матата». Ещё держится высокоинтеллектуальная «Умницы и умники». Осталась передача «Спокойной ночи, малыши!», прикорнувшая на «России-1» после пронёсшихся над нею «перестроечных» бурь, да изредка мелькают мультики, в основном скверные, прилагаемые в качестве бесплатных бонусов к закупаемым на Западе таким же никчёмным игровым фильмам.

Детская тема практически целиком сдвинута с метровых каналов на «Карусель» (детище Первого канала и ВГТРК), доступную телезрителям далеко не во всех регионах страны, что, возможно, к лучшему, ведь содержание размещаемых здесь передач и фильмов вызывает много вопросов. Но сейчас не об этом.

 «Сложившийся сегодня «формат» телевизионного показа не оказывает хоть сколько-нибудь серьёзного воспитательного и познавательного воздействия на детскую аудиторию как по составу и качеству передач, так и времени их трансляции и продолжительности», — говорится в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе», представленному в правительство Минкомсвязи. Почему же «не оказывает»? Документ объясняет: потому, что основные детские передачи в сетке вещания телеканалов сейчас существуют только благодаря поддержке государства, выделяемой на социально значимую продукцию, а поддержка эта настолько мизерна, что не способна компенсировать тот коммерческий ущерб, который несут телеканалы, тратя на детей драгоценное рекламоёмкое время.

Одёрнуть зарвавшихся в своей жадности телевизионщиков, превративших большой дворец культуры, каким было ТВ в советское время, в собственный доходный дом (что выдаётся за один из признаков «свободы слова»), нынешняя власть, обслуживающая интересы олигархата, в том числе и телевизионного, разумеется, не смеет. И дабы создать видимость своей заботы о подрастающем поколении, не ущемляя аппетитов «жирных телекотов», предлагает расширить возможности размещения в детских и образовательных программах… рекламы.

Ныне действующий закон «О рекламе» дозволяет это делать, но не «внутри» программ, а до и после — по минуте. Теперь же, по предложению авторов законопроекта, если передача идёт больше, чем двенадцать минут, рекламные блоки увеличатся до полутора минут плюс допускается однократное прерывание минутной продолжительности. Но аппетит приходит во время еды, поэтому для 25-минутной передачи предложено допустить рекламу по две с половиной минуты в начале и в конце, а прерывать программу уже дважды — в общей сложности на две с половиной минуты. Если же она идёт пятьдесят минут и более, то рекламные блоки в начале и конце можно будет увеличить до трёх минут, а прерывать — два раза уже на три минуты в сумме. 85-минутные смогут рассчитывать на трёхминутные рамочные блоки и трёхразовое прерывание суммарной длительностью в четыре с половиной минуты.

Тематика такой рекламы, слава богу, регламентирована, тут не должно быть медицинских препаратов, нижнего белья, интимных средств гигиены (кстати, в нынешней «Карусели» реклама косметики и моды не возбраняется) и всякого рода лотерей. Впрочем, этого добра дети вдоволь насмотрятся и в окрестных телепередачах.

Однако, по мнению маркетологов, подобная мера вряд ли сильно увеличит интерес рекламодателей к детскому телевещанию, а значит, и доходы каналов. Во-первых, товары для детей составляют очень небольшую долю на рекламном рынке. Но главное, рейтинги детских передач, как правило, значительно ниже (вдвое и более), чем адресованных взрослым, особенно в прайм-тайм, так что выбор телевизионщиков всегда будет за вторыми.

К тому же, как высказался в одном из недавних интервью известный мультипликатор Юрий Норштейн, если бы заработанные на такой рекламе деньги вкладывались в творчество для детей, в этом начинании был бы хоть какой-то резон. Но ведь так, по его мнению, не будет. Эти деньги пойдут, мы знаем куда, в каждом деле, как он выразился, есть своё ЖКХ. Так что ничего хорошего от этой инициативы ждать не приходится.

А вот вред, который наносит детям и подросткам воцарившееся на телеэкране рекламное безумие, поистине огромен. Ведь нашествие всех этих зазывных роликов имеет, кроме чисто коммерческого, ещё и идеологическое, и нравственное измерения.

Реклама формирует в сознании подрастающего поколения уродливую систему ценностей и предпочтений, превращая человека в безликий персонаж общества потребления, лишённый сколько-нибудь серьёзных интеллектуальных и духовных интересов. Выращиванию именно таких граждан и посвящает нынешнее российское телевидение львиную долю своих усилий. Внедрение рекламы в детские программы стало бы ещё одним шагом в этом направлении.

473 0