«Народный фронт» теперь есть, а воевать уже нечем
В минувший вторник Дмитрий Медведев обрушился с резкой критикой на министра обороны, министров, отвечающих за экономику и финансы, и ряд руководителей госкорпораций, связанных с производством вооружений.
«Вы понимаете, что во времена оные уже половина присутствующих здесь занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе: надо отвечать за взятые на себя обязательства, мы просто выглядим в этом смысле абсолютно неприемлемо», обратился Медведев к участникам проходившего под его председательством совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России.
Гнев верховного главнокомандующего, каковым по своему статусу является президент, вполне объясним. Потому что грош цена любому командующему, если армия его толком не оснащена, выделяемые на ее вооружение деньги идут неизвестно куда, а подчиненные и не думают прислушиваться к словам своего начальника и исполнять его указания.
Между тем столь удручающая ситуация была описана самим Дмитрием Медведевым. Несмотря на миллиардные вложения в ОПК, результаты абсолютно неутешительные: износ основных фондов оборонных предприятий составляет 70%, а то и больше. Гособоронзаказ, утвержденный правительством еще в декабре прошлого года и подписанный президентом, провален.
Характерно, что эти признания Медведева последовали сразу после военного парада на Красной площади, столь высоко оцененного главой государства как демонстрация мощи нашей армии. Теперь же оказывается, что мощь под большим вопросом. Собственно, военные специалисты и эксперты бьют тревогу давно. Работники оборонных предприятий по всей стране неоднократно и письма президенту писали, и в столицу с протестами приезжали. Но только теперь президент столь остро прореагировал. Неужели до сих пор он не владел информацией, чересчур доверяя бодрым отчетам оборонного ведомства? Или в последний момент получил столь тревожные сведения, что стало очевидным: откладывать решение проблем оборонного комплекса невозможно, это смертельно опасно для страны?
Медведев напомнил, что в своем президентском Послании за 2009 год объявил, что в следующем году в войска будут поставлены «более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, 3 атомные подводные лодки и 1 боевой корабль класса корвет, 11 космических аппаратов». И вот 2010 год давно истек, а вооружения так и не поставлены. «Как вы понимаете, когда я выступал, я не сам это придумал - это было согласовано со всеми здесь сидящими. Не сделано почему?»
Действительно, практически все эти грандиозные планы оснащения Российской армии оказались пустыми обещаниями. План по космическим аппаратам выполнен на треть, корвет проекта 20380 во флот так и не поступил. Как не поступили к началу 2011 года туда две подводные лодки проекта 955 и одна 885. То есть по АПЛ реализация президентских обещаний составила вообще 0%. Из девяти планировавшихся самолетов «Як-130» поставлено было лишь шесть, из 151 БМП-3 - 78. Плохо обстоят дела и с баллистическими ракетами. «Булава» до сих пор не может удовлетворительно пройти нужные испытания.
Президент Медведев с виновными еще не определился, хотя и говорит об ответственности руководителей правительства и целых отраслей промышленности, не уточняя, впрочем, о ком конкретно речь.
Но вопрос президента «Почему не сделано?», похоже, риторический, ответа на него нет. С одной стороны, для коррумпированного российского чиновничества выгодны зарубежные закупки техники, ибо на этом «пилятся» огромные средства. Но после двух десятилетий тотального развала отечественной промышленности, науки, высокотехнологического производства российские оборонные предприятия и впрямь в тяжелом положении. Неудивительно, что они не могут выпускать новейшее вооружение нужного качества.
Разомкнуть этот порочный круг только с помощью денег невозможно, нужны прежде всего специалисты суперкласса, а также государственная воля. При всем желании присутствовавшие на совещании министр обороны Сердюков, мало что смыслящий в армейских делах, неоднократно демонстрировавшие свою государственную некомпетентность министры финансового блока или «главный атомщик» Сергей Кириенко не способны организовать и наладить столь сложную и многофункциональную отрасль, как ОПК.
Но еще хуже обстоят дела с государственной волей. Президент, еще вчера как будто полностью удовлетворенный армейской реформой, вдруг выражает крайнюю озабоченность обороноспособностью России и безоружностью ее на всех главных фронтах. В это же время премьер озабочен созданием некоего виртуально-политического фронта. Очевидно, собственной ответственности за сложившееся положение Владимир Путин не чувствует. Да и вообще не припомнить, чтобы после многочисленных провалов кто-то из высоких руководителей отправлялся «заниматься физическим трудом на свежем воздухе». Разве что менял одно теплое кресло - на другое: что при президенте Путине, что при президенте Медведеве.
Павел СВИРИДОВ (По страницам газеты «Советская Россия»)