«Версия» о трудностях продвижения антикоррупционной инициативы депутатов фракции КПРФ

Депутаты от Коммунистической партии внесли в Госдуму жёсткий законопроект, принятие которого чревато началом столь же громких, сколь и массовых судебных процессов, сравнимых разве что со скандальным хлопковым делом 30-летней давности, пишет «Версия» о законодательной инициативе депутатов А.Д.Куликова, С.П.Обухова и В.Ф.Рашкина.


   

 Законодатели от КПРФ предлагают ни много ни мало - конфисковать имущество чиновников, законное происхождение которого они не смогут доказать. Более того, неведомо, каким чудом разбогатевшие сограждане могут получить и тюремные сроки в дополнение к принудительному отъёму их собственности. Понятно, что в первую очередь законопроект бьёт по «государевым людям», причём под ударом окажется значительная часть чиновничьего корпуса. Как ни странно, инициатива нашла поддержку и у представителей других парламентских фракций, в том числе и у «единороссов».

Для чего коммунистам нужен подобный закон, более-менее ясно: накануне парламентских выборов они смогут получить солидный козырь в игре. Ведь не секрет, что чиновничий аппарат состоит в основном из представителей правящей партии и, таким образом, под ударом окажутся конкуренты, которых легко можно будет обвинить в том, что они проглядели в своих рядах случаи массового стяжательства. Но и «Единой России» принятие такого закона скорее на руку. До выборов остаётся довольно много времени, а партия, начавшая показательную чистку своих рядов, может получить солидную поддержку. Наверняка поддержат инициативу Компартии и либеральные демократы: их лидер Владимир Жириновский не раз предлагал провести нечто подобное, сопоставив доходы чиновников и членов их семей с их же расходами; правда, у ЛДПР до разработки соответствующего законопроекта так и не дошли руки. И если чиновники не озаботятся контр-лоббированием законопроекта, уже этой осенью страну может захлестнуть девятый вал судебных процессов, конфискаций и громких отставок. А может быть, и посадок, которые мягкими назвать не повернётся язык.

Вначале несколько слов о том, что же конкретно предложили коммунисты. Если тот или иной гражданин не сможет внятно объяснить, откуда у него взялось то или иное имущество, согласно новому законопроекту его этого имущества лишат. А чтобы ему впредь было неповадно незаконно обогащаться, законопроект предусматривает дополнительное наказание - от 5 до 10 лет лишения свободы.

По мнению разработчика законопроекта, секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова, в российское законодательство должно быть внесено понятие «незаконное обогащение», за которое предстоит установить уголовную ответственность. Ничего подобного не было не то что в российском, но даже в советском законодательстве. Формально коммунисты привязывают свою инициативу к заждавшейся своего часа ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции. Наша страна подписала конвенцию ещё в год принятия, восемь лет назад, а ратифицировала в 2006-м. Но ратифицировала не целиком, а без той самой 20-й статьи. Именно она требует «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Причём речь идёт не только о чиновниках и других представителях власти, но и обо всех гражданах страны без исключения.

Почему же про 20-ю статью вспомнили только сейчас? Один из разработчиков нового законопроекта, Александр Куликов, считает, что пять лет назад парламентарии отказались ратифицировать эту норму конвенции из-за того, что формально статья якобы не соответствует Конституции России и заложенному в ней понятию «презумпция невиновности». Правда, ни Куликов, ни Обухов не вспомнили, что осенью 2007 года о непринятой 20-й статье парламентариям дважды напоминал тогдашний президент страны Владимир Путин. Решено было, что доратификацией займётся уже новый состав парламента, а «единороссы» даже взялись довести до ума соответствующий законопроект, но после выборов об этом как-то позабыли. Уже будучи главой российского правительства, Путин снова напомнил о 20-й статье в августе 2009 года и снова не был услышан представителями ЕР. «20-й пункт конвенции не ратифицировали сознательно, - считает разработчик законопроекта Сергей Обухов. - Поскольку отсутствует само понятие «незаконное обогащение», то выходит, что никто не обязан отчитываться, почему его автомобиль или загородный дом стоит несопоставимо больше, чем можно купить на зарплату за несколько лет». Перспективы принятия нового законопроекта депутат расценил как высокие, отметив, что законопроект поддержал и президент страны Дмитрий Медведев.

Одна деталь пока смущает и законодателей, и юристов, и правоохранителей: в нашей стране подобная норма никогда не действовала официально. Теоретически в Советском Союзе могли выборочно проверить соответствие доходов некоего чиновника его расходам - заканчивались такие проверки скандалами. Одной из первых таких проверок была ревизия 1948 года, в ходе которой комиссия Политбюро ЦК КПСС сопоставила расходы членов Верховного суда СССР с их расходами. Результаты проверяющих ужаснули настолько, что на несколько лет подобную практику решили вообще прекратить, а о том, как наказать главных провинившихся - председателя Верховного суда Ивана Голякова и его заместителя Василия Ульриха, - члены Политбюро советовались лично с товарищем Сталиным. Решено было ограничиться понижением Ульриха и Голякова в должности, чтобы не привлекать к проверке излишнего внимания. А вот двум десяткам их подчинённых пришлось-таки хлебнуть тюремной баланды.

С тех пор на местах выборочные проверки чиновничьего благосостояния хоть изредка, но всё же случались, но громких скандалов удавалось избегать вплоть до начала 80-х. После того как Леонида Брежнева сменил на посту генсека партии Юрий Андропов, по фактам нетрудовых доходов чиновников было возбуждено сразу несколько дел. Наиболее громкими из них стали хлопковое дело в Узбекистане, а также операция «Паутина», в ходе которой были осуждены и расстреляны несколько крупных торговых работников, в том числе и директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов, а начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома Трегубов и директор «Берёзки» Авилов сели на 15 лет.

Справка

Их борьба с коррупцией

Заставить чиновников декларировать доходы, чтобы впоследствии иметь возможность сопоставить их с расходами, за последние 10 лет пытались трижды. В 2003 году, после того как наша страна подписала Конвенцию ООН, соответствующая инициатива президента Владимира Путина захлебнулась из-за противодействия большей части парламентариев.

 

В сентябре 2006 года Верховный суд затеял памятный конфликт с Высшим арбитражным судом из-за вопроса о необходимости декларирования доходов судей. Арбитраж настаивал на том, что такие доходы должны декларироваться, но в в Верховном суде сочли, что это противоречит Конституции. Первый зампред ВС Владимир Радченко назвал декларирование доходов «неприемлемым»: ВАС, по его мнению, предлагал ввести административный контроль председателей за подчинёнными. Кроме того, по мнению Радченко, «публикация сведений о доходах судей может быть использована в целях политической борьбы и стать доступной для криминальных элементов». В общем, инициатива захлебнулась снова.

 

В 2009 году глава Совета Федерации Сергей Миронов предложил вписывать в декларации о доходах всех членов семей, а имущество уже выявленных коррупционеров и членов их семей «конфисковать, как это делают в Сингапуре»: «Я обязательно поставил бы вопрос о конфискации имущества у коррупционеров, более того, я допускаю, что нужно конфисковать не только у того, кто попался, а опять же, у членов его семьи. Это будет круговая порука наоборот. Семья гарантирует. Она даёт согласие, что сын, брат, муж идёт во власть и говорит: иди, но имей в виду, если ты шаг влево, шаг вправо, у тебя всё конфискуют и у нас. И там поди докажи, что мы это честным путём заработали, а не на твои наворованные деньги».

 2011-05-04 10:06
Олег Горелов («Версия»)

443 0