ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ПЛАНАМ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

Сохранение социальной стабильности - главная задача на ближайшее десятилетие, никаких "либеральных шараханий и социальной демагогии" власти не допустят, указал премьер Владимир Путин, выступая на прошлой неделе в Госдуме.

Населению обещан рост социальных расходов, бизнесу - лишь туманные перспективы роста инвестиционной привлекательности.

Десятилетия спокойствия

Представленный Путиным в Госдуме отчет правительства о его деятельности за 2010 год содержал, как и обещал премьер в начале апреля, не только результаты, но и "новые планы в экономике, социальной сфере, в системе госуправления". С одной важной поправкой: новыми их назвать можно, разве что проспав все предыдущее "десятилетие стабильности".

Главная идея премьера: "Стране необходимы десятилетия устойчивого, спокойного развития, без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешенных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии". Бурные аплодисменты зала.

Прочее содержание доклада - весьма политизированного по сравнению с отчетами за 2009 и 2008 годы - лишь подтвердило заявку на сохранение "генерального пути развития страны". Однако перечень очередных социальных обязательств, характерный для предвыборного времени, и традиционное внимание Владимира Путина к оборонному комплексу ("Я был в танке", - напомнил премьер) были обильно сдобрены тезисами, которые обычно условно относились к "медведевской поляне".

Председатель правительства необычайно много говорил о модернизации (это слово и его производные прозвучали в основной части доклада 21 раз - против 4 в прошлом году), о необходимости " строить инновационную экономику " , развивать " несырьевой сектор", "делать ставку на качественные инвестиции и высокую активность бизнеса".

Премьер Путин высказался даже о необходимости "предусмотреть механизмы публичного обсуждения всех социально значимых правительственных законопроектов": их нужно "не только выкладывать в интернет", но и дать участникам обсуждения возможность проголосовать за "наиболее содержательные, здравые предложения" и вообще "поощрять активную гражданскую работу, учитывая рекомендации так называемых независимых народных экспертов". Эти слова явно противоречат практике последнего десятилетия, когда деятельность власти становилась все менее прозрачной, а СМИ (в особенности телевидение) - все более ей подконтрольными.

Явленная в риторике тандемократия предполагает сохранение нынешней конфигурации, в которой планы премьера Путина обеспечивают базис в виде "спокойствия", а идеи президента Медведева, вроде бы задающие "вектор развития", оказываются наспех пришпиленной надстройкой. Да и понимание термина "модернизация" у премьера своеобразное - подразумеваются не качественные изменения, а "поступательное" развитие.

Бюджетный ответ "бацилле"

Явно озабоченный тем, что "бациллы", которые "стремятся что-то дестабилизировать", попытаются довести страну до "инфлюэнции", премьер не допустил в своем отчете никакой "социальной демагогии". Напротив, все предельно конкретно.

Зарплаты бюджетников, напомнил Владимир Путин, с 1 июня 2011 года будут проиндексированы на 6,5%. Совсем уж мизерные зарплаты библиотекарей и сотрудников музеев вырастут несколько сильнее, а стипендии интернов и ординаторов - аж в два с лишним раза, до среднего прожиточного минимума, "где-то 6367 руб.".

Чуть позже счастье ждет учителей. Сейчас их зарплаты в среднем по стране (за вычетом обеих столиц) составляют 8,5-10 тыс. руб. Но в рамках нового проекта по поддержке школы фонд оплаты труда учителей вырастет с 1 сентября в среднем на 30%. В течение двух последующих лет зарплаты учителей должны достичь среднего для их регионов уровня. За эти же годы фонд заработной платы медиков увеличится на 30-35%.

Нельзя забывать и о военнослужащих - об ожидающем их двухэтапном повышении денежного довольствия правительство рассказывало уже не раз, отметил Владимир Путин, и "цифры действительно значительные". Напомним за премьера: совокупный рост был обещан троекратный.

В том же ряду индексация пенсий и пособий, поддержка молодых семей на селе, полное обеспечение жильем военнослужащих и 55 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны из 180 тыс., вставших на очередь после 1 марта 2005 года. Правительство даже позаботится о том, чтобы ветераны получили квартиры побыстрее, но ускорение процесса, по словам премьера, потребует 13,7 млрд руб. вдобавок к тем 10 млрд, что были заложены в бюджет 2011 года раньше. Деньги, конечно, немалые, если сравнивать их с доходами обычных людей, но совсем небольшие, если, например, сопоставить их с более чем 100 млрд руб., на которые, по данным Forbes за 2010 год, разбогател член совета директоров НОВАТЭКа и старый знакомый премьера Геннадий Тимченко, занимающий всего-то 26-е место в рейтинге российских миллиардеров.

По традиции Владимир Путин, конечно, призвал воздерживаться от соблазнов "проесть" доходы от высоких цен на энергоносители. "Ни в коем случае нам с вами нельзя пойти по пути, когда мы под эти доходы, которые "с неба падают", разгоним дополнительно расходы, а потом цены - брррмм - свернутся, и что мы будем делать?" - объяснил премьер депутатам. Впрочем, буквально на следующий день правительство рассматривало поправки к бюджету, из которых следовало, что расходы 2011 года вырастут на 364 млрд руб.

Зато бизнесу Владимир Путин почти ничего конкретного не пообещал. "Мы будем искать варианты для снижения фискальной нагрузки по ставкам страховых взносов, - сказал он и подчеркнул: - Мы не должны применять простых, линейных решений, перекладывая проблемы с бизнеса на плечи рядового гражданина".

Источники инноваций

В раскладах премьера ТЭК не просто обеспечивает социальную стабильность, а является "источником инноваций": "За ближайшие три года российские энергетические, нефтеи газодобывающие компании направят на свое развитие 8,5 трлн руб., из них на современное оборудование - 3,2 трлн руб. Мы сделаем все, чтобы эти заказы получила именно российская промышленность".

Второй прямо названный "инструмент модернизации... всей экономики России" - возрастающий гособоронзаказ. На программу вооружения до 2020 года отводится 20 трлн руб., и "сейчас много разговоров, кому достанутся эти триллионы". Убежденность, что "современное оружие армии и флоту способен давать наш собственный оборонно-промышленный комплекс " , подкрепляют 3 трлн руб. на модернизацию самого ОПК, а также "порядка 200 млрд руб." ежегодно, которые предполагается " направлять на перспективные оборонные НИОКРы".

Премьер рассчитывает, что " высокотехнологичным компаниям, которые прокладывают себе дорогу на внешние рынки", поможет создаваемое Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а формированию "технологических альянсов с ведущими иностранными партнерами" - фонд прямых инвестиций, создать который недавно предложил президент Медведев. Все это должно "значительно усилить приток капиталов в Россию" - до $60-70 млрд прямых иностранных инвестиций в год вместо нынешних $40 млрд. Впрочем, как уже подсчитывали "Деньги", для решения главной задачи - доведения уровня инвестиций в основной капитал до 30-40% ВВП с нынешних 20% ВВП - этого категорически недостаточно.

Хорошо информированный оптимизм

Путин в Госдуме источал оптимизм: прибыль предприятий за 2010 год увеличилась более чем на 40%, инвестиции в основной капитал - на 6%, рост промышленного производства составил 8,2%, в обрабатывающих отраслях - почти 12%, а в машиностроении этот показатель вырос и вовсе на четверть. ВВП увеличился на 4%, а в 2011-м, по прогнозу, прибавит еще 4,2%. Хотя "когда 2010 год только начинался, нам предрекали тяжелую стагнацию или даже вторую волну кризиса", однако "эти мрачные предсказания до сих пор не сбылись, слава богу, ничего такого не произошло".

Ключевые слова - "до сих пор". Премьер сам оговорился, что пока речь идет лишь о возврате на докризисные уровни и лишь "к началу 2012 года экономика в полном объеме должна компенсировать потери, вызванные кризисом". Можно предположить, что в Белом доме еще не изжит страх перед будущим: единственный ресурс роста экономики - инвестиции, а их объем в последние месяцы практически не растет или даже падает.

Премьер убежден, что восстановлением мы обязаны не стремительному росту нефтяных цен: "Экономика доказала, что может развиваться даже в очень жестких, порой экстремальных условиях". Но этот оптимизм не разделяют даже его коллеги: прогноз Минэкономразвития, вынесенный на заседание правительства, говорит, что при крайне негативном сценарии - при снижении цен на нефть до $70 за баррель - рост ВВП замедлится до 1,1-2,5%, неотличимых от стагнации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Что может помешать планам Путина?

Станислав Белковский, политолог:

- Планам Путина помешают три инстанции. Инстанция первая - его собственное правительство. Видимо, премьер не заглядывал в материалы стратегии-2020, которая разрабатывается по его же поручению 21 группой экспертов под общим руководством Владимира Мау и Ярослава Кузьминова. Эта стратегия предполагает ровно обратное тому, что заявил Путин в Госдуме. В частности, качественное сокращение социальных обязательств государства и частичную деиндустриализацию посредством ликвидации обрабатывающей промышленности. В то, что именно это и будет делаться после выборов-2012, причем при любом президенте РФ, я верю. В то, что обещал Путин 20 апреля, не верю сразу и во веки веков.

Инстанция вторая - реальность. Нарисованные широкими мазками планы до 2020 года имеют к ней мало отношения. В частности, невозможно создать новые вооружения в условиях распада технологической базы и утраты оборонными отраслями большой части лучших кадров. Хоть двадцать триллионов вкладывай, хоть сто. Распил будет, модернизация - нет. Инстанция третья - сам Путин. После думских выборов-2011, на которых ему надо кровь из носу обеспечить "Единой России" простое большинство в Госдуме следующего созыва, он от большинства анонсированных планов откажется. Точнее, перенесет их реализацию на неопределенный срок. Он так часто поступал и раньше, если кто помнит.

Сергей Марков, депутат Госдумы от "Единой России":

- Безусловно, реализации планов Путина может помешать целый ряд факторов. В первую очередь это идеологические противники в лице рыночных фундаменталистов. То есть те, кто считает, что государство должно отойти в сторону и не помогать промышленности, это все должны сделать частный бизнес, рынок и так далее, а государство не должно ничего организовывать. И эта оппозиция довольна сильна. Во-вторых, могут помешать влиятельные сторонники сохранения сырьевого пути экономики. И на этом пути они вступают в союз или некую коалицию с рыночными фундаменталистами. У них интересы похожи. Они полагают, что то, что экономически эффективно, то и надо поддерживать. Нефтянка эффективна, значит, все деньги должны получать нефть и газ. Вот такая коалиция сырьевиков и рыночных фундаменталистов является важнейшим противником его программы.

Конечно, может помешать следующая волна глобального экономического кризиса. И безусловно, может помешать коррумпированная бюрократия, способная парализовать какие-то решения.

Максим Рохмистров, депутат Госдумы от ЛДПР:

- У нас сегодня созданы неэффективные государственные институты, способные к самоподдержанию. Это так называемые институциональные ловушки. Все государственные институты сегодня неэффективны. И это касается всего: и борьбы с коррупцией, и системы налогов, и Минфина, и Минэкономразвития.

Вроде они говорят все правильно. А получается, как говорил Виктор Черномырдин, как всегда. Поэтому вопрос очень простой, и он заключается в отсутствии эффективной политической системы. Не может человек сам себя контролировать. Должен быть сторонний контроль.

К сожалению, во всех государственных институтах у нас отсутствуют эффективные методы контроля и методы привлечения к ответственности. Поэтому можно говорить все, что угодно, и строить какие угодно планы, но ничего этого не будет. Как с модернизацией.

Модернизация - хорошее дело, она нужна. Но для нее нужны условия, а этих условий нет. Для того чтобы модернизировать любое предприятие, должны быть прозрачные административные методы работы с государством, прозрачная налоговая служба и наличие долгосрочных кредитных ресурсов, которых у нас нет. Поэтому, к сожалению, все это останется лишь декларацией о намерениях.

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы от "Справедливой России":

- Думаю, что те инструменты и направления, которые заложены в планах, не смогут реализовать, поскольку они не приведут к желаемому результату - ни к диверсификации, ни к модернизации экономики.

Предполагается, что будет проводиться все та же политика складирования нефтегазовых доходов в стабилизационный фонд. Будут ограничивать инфляцию через ограничение денежной массы и ограничение государственных расходов. Поэтому вся та же самая политика не сможет привести к модернизации.

Коммерсант # Деньги, Москва, 25 Апреля 2011

 

МЕЖДУ ЛИБЕРАЛОМ МЕДВЕДЕВЫМ И КОНСЕРВАТОРОМ ПУТИНЫМ

Президент и премьер ведут экономику в разные десятилетия

Помощник президента Аркадий Дворкович уверен, что между Кремлем и правительством нет и не будет разногласий в отношении целей экономического развития страны и основных инструментов их достижения. Однако экспертам некоторые отличия в подходах президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина очевидны. Один готов сделать ставку на либеральные ценности, другой скорее видит будущее за госкапитализмом. При этом для большинства россиян эти различия принципиального значения не имеют.

В пятницу Аркадий Дворкович заявил журналистам, что между президентом и премьером нет и не будет разногласий в определении целей экономического развития России. По его словам, сейчас идет широкая дискуссия по вопросу выработки стратегии развития.

"Пока никто, в том числе ни президент, ни председатель правительства, не высказывал свое отношение по поводу этих конкретных идей и предложений. Я уверен, что в ближайшей перспективе такое обсуждение будет и на высоком политическом уровне. Я думаю, что по поводу целей разногласия точно не будет, они одни и те же. По поводу основных инструментов достижения этих целей - тоже. Но тем не менее отличия могут быть, это нормально, и они иногда очевидны", - заявил Дворкович.

И в отчете премьера в Госдуме, и в стратегических ориентирах, которые формулирует президент, присутствуют общие пути достижения целей, которые кажутся безальтернативными.

Это касается перспектив инновационного развития отечественной экономики, поддержки предпринимательства, интеграции России в мировое экономическое пространство. "Все это безальтернативные пути достижения наших целей, и по ним есть согласие", - подчеркнул Дворкович. В то же время он признал, что пока нет "общей опубликованной, объявленной стратегии развития страны". Такая стратегия определяется на выборах, когда побеждает та или иная партия, тот или иной лидер. И для этого вовсе не обязательно требуется "наличие какого-то формального документа", убежден помощник президента.

Независимые эксперты точки зрения Дворковича не разделяют. По их мнению, уже сейчас существуют определенные отличия во взглядах Медведева и Путина на будущее российской экономики. По крайней мере эти различия видят наблюдатели. "Дворкович исходит из интересов правящего тандема, которому выгодно сохранить видимость единства в том числе в вопросах экономической политики. На самом деле разногласия существуют, но я не знаю, как они будут разрешаться", - говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

По его словам, последнее десятилетие российской экономикой руководили "сверху". Развитие шло за счет реализации госпрограмм, создания госкорпораций, закачивания бюджетных средств. "Связь такого подхода со снижением деловой активности очевидна. Непредубежденному наблюдателю ясно, что, следуя этим путем, ничего добиться нельзя. Но Путин создал эту систему, и она представляется ему работоспособной", - подчеркивает Ясин.

 Независимая газета, Москва, 25.04.2011

462 0