Почему в «Белом доме» жарко, а в школах холодно?

Широкий резонанс в СМИ получило совещание в областной администрации, проведенное в канун нового года, на котором обсуждался вопрос о температурном режиме в школах области. Выяснилось, что в доброй половине учебных заведений температурный режим не соблюдается. Председателю комитета образования Новгородской области Анатолию Осипову губернатор объявил выговор, а директору одной из сельских школ предложил самой взять в руки лопату… Сюжет был показан по телевизору.

 

Казалось бы, население должно приветствовать подобную строгость: зарплату повысили, можно и требовать! Однако реакция на  телесюжет была неоднозначной. Депутат областной Думы Леонид Дорошев после новогодних праздников выехал в Деревню Ивантеево Валдайского района, посмотрел школу, о которой шла речь, поговорил с людьми. И вот как прокомментировал в СМИ ситуацию:

«Так случилось, что учился я в трех школах Новгорода, и все три были обычными, «средними». Новгород тогда ещё не был Великим, а улица, где я жил, была просто Ленинградской. И окна в школах были довольно большие, а батареи под окнами были горячими.

А ещё я помню, были в этих школах медицинские кабинеты и даже стоматологи. Кстати сказать, одна из бесплатно поставленных мне в пятом классе пломб простояла почти тридцать лет.

Тогда мне еще не было знакомо словосочетание «штатное расписание», но с уверенностью могу сказать, что были в школе и завхоз, и техничка, и уборщица, и дворник. Вот чего не помню, так это – директора школы с лопатой в руках. Может быть, потому, что школы эти не были тогда автономными, а государство не снимало с себя ответственности за состояние стен, крыш и окон.

Может быть, потому, что основным критерием оценки работы директора был результат его педагогической деятельности, а не предпринимательской. Может быть, потому, что основной задачей директора было воспитание и обучение детей, а не поиск спонсоров или возможности заработать.

Только было всё это в другое время, в другой стране, когда не было ещё законов об энергосбережении и энергоэффективности, но были уголь, нефть, газ, которые государство предпочитало не продавать за бугор, а в первую очередь использовало для отопления школ, чтоб в школах этих, независимо от размера окон, детям тепло было.

Нельзя не отметить, что власть нынешняя иногда публично, «искренне» сожалеет о развале той страны, и губернатор Новгородской области не является здесь исключением из правил. Но происходит это не часто. Обычно - перед выборами, когда нужно дистанцироваться от негативных процессов, происходящих вокруг нас. Ну а коль выборы позади, будучи одним из звеньев путинской вертикали власти, чтоб, как говориться, быть «в тренде», иногда просто необходимо кого-нибудь прилюдно «замочить», причём совершенно не важно, где и кого.

Новгородский губернатор не стал искать террористов в «сортире», а на аппаратном совещании 24 декабря удовлетворился директорами обычной районной школы и детского сада.

Из выпусков телевизионных новостей новгородцы могли узнать, что главным вопросом совещания стало отопление образовательных учреждений. И телезрители, и присутствующие на совещании могли по достоинству оценить возможности современных тепловизоров.

С помощью этих приборов чиновникам администрации области на примере школы деревни Ивантеево Валдайского района, наконец-то удалось доказать, что из здания, построенного в 1965 году, через рассохшиеся окна уходит тепло. Вице-губернатор Юрий Маланин отметил, что тепло уходит и через стены, и через кровлю. Это неожиданное открытие так возбудило Сергея Герасимовича, что он сравнил школу с приютом для бомжей и твёрдо пообещал в следующий раз всех уволить, а директору школы предложил взять в руки метлу.

Мне не хочется думать, что кому-нибудь из родителей может понравиться вид стоящего с опущенной головой директора школы, которому губернатор предлагает взять в руки метлу. Я не знаком с Валентиной Владимировной Багряшовой, но чтобы педагог высшей квалификационной категории, с двадцатипятилетним стажем работы, становился дворником, мне не хочется.

К сожалению, в школах Новгородской области ситуации, подобные описанной, не редкость. Я призывал комитет финансов внимательно отнестись к статье расходов на ремонт учебных заведений в 2013 году, но не нашёл понимания.

26 декабря на заседании областной Думы, при обсуждении изменений в областной бюджет, я вновь обратился к первому вице-губернатору Веронике Мининой. Я спросил: позволяя себе такой тон в общении с педагогами, знает ли глава региона, сколько денег у нас получают на свои нужды школы? Понимает ли он, что они не могут на эти деньги заменить окна, отремонтировать и утеплить кровлю? Вероника Витальевна ответила, что считает выступление губернатора жёстким, но справедливым, что, повышая зарплату бюджетникам, власть имеет право требовать.

Я не берусь судить о соразмерности роста заработной платы учителей и роста предъявляемых к ним требований, но мне кажется, позволяя себе публично отчитывать директора школы за потери тепла, было бы логичным не оставлять открытыми окна в своём кабинете. Хотя возможно в здании Администрации области тоже система разрегулирована, но, на мой взгляд, тепло, уходящее из рассохшихся окон Ивантеевской школы, с точки зрения физики ничем не отличается от тепла, уходящего из открытых окон кабинета губернатора.

3 января я решил побывать в Ивантеево.

Унылая картина полуразрушенного военного городка в 25 км от Валдая не привела меня в восторг, но ещё больше убедила в том, что все мы должны с величайшим уважением относится к таким людям, как директор Ивантеевской школы и тысячам педагогов, подобных ей.

Несмотря на то, что сегодняшняя власть и система образования превращают этих людей в дворников, они, в перерывах между уборкой снега, ещё находят время учить наших детей. Пообщавшись с некоторыми жителями Ивантеево, я укрепился во мнении, что подобного рода совещания, мягко говоря, не способствуют росту популярности Сергея Герасимовича Митина.

Остаётся только сожалеть, что в выстроенной им местной вертикали власти, не нашлось человека, способного об этом сказать, хотя удивляться этому, наверное, не стоит».

574 0