Муниципальный фильтр нуждается в защите от губернаторов
Эксперты предлагают частичную корректировку применения муниципального фильтра на губернаторских выборах к сентябрю будущего года, в том числе поправки к федеральному законодательству. Доклад фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), возглавляемого бывшим чиновником администрации президента Дмитрием Бадовским, фиксирует факты злоупотребления со стороны губернаторов этой нормой и возможность скупки подписей. Впрочем, радикальные перемены, по заключению экспертов, могут потребоваться, только когда выборы затронут больше половины субъектов РФ. Сегодня к теме муниципального фильтра приступит также Конституционный суд
.
Ограничить избыточный сбор подписей муниципальных кандидатов на выборах губернаторов предлагают аналитики фонда ИСЭПИ, подготовившие доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году, влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". В начале доклада его авторы оговариваются, что не рассматривают радикальную перемену правил выборов, поскольку правила только что вступили в действие и окончательные выводы могут быть сделаны, когда выборы затронут больше половины субъектов РФ. "Ожидания коренной реформы модели выборов губернаторов на основании кампаний 2012 года вплоть до отмены муниципального фильтра являются необоснованными и преждевременными, система сбора муниципальных подписей имеет потенциал усовершенствования и большое значение для дальнейшего развития национальной политической системы",— говорится в докладе. Перед выборами 2013 года эксперты предлагают осуществить "тонкую корректировку", в том числе путем внесения уточнений в федеральные законы и законы субъектов РФ.
Ограничение избыточного сбора подписей предлагается в двух вариантах. Первый предполагает прямой запрет одному из кандидатов собирать подписи в объеме более чем 150-200% от верхней планки муниципального фильтра в регионе. Второй — установление прямого запрета одному из кандидатов собирать более 30-50% подписей депутатов одного представительного органа местного самоуправления. С точки зрения авторов, полностью от административного давления муниципальных депутатов это не застрахует, зато "само инициирование центром подобных норм даст региональным элитам и политтехнологам недвусмысленный политический сигнал, что в будущем попытки кандидатов "зарезервировать" за собой избыточное число подписей не будут поддерживаться центром и могут служить основанием для санкций к кандидатам".
Снижение объема муниципального фильтра предлагается осуществлять в пределах вилки, заложенной в федеральном законодательстве (от 5% до 10%), путем изменения региональных норм, проведения "разъяснительной работы с субъектами РФ". Кроме того, авторы предлагают на обсуждение введение права двух последовательных подписей, когда вторая подпись становится действительной, если "основной" кандидат выбыл из избирательной гонки. При этом предлагается ввести запрет отзывать свою подпись за ранее выбранного кандидата. Предложение связано со случаями передачи подписей от одного кандидата к другому и "сгоранием" подписей снявшихся с выборов кандидатов в минувшем октябре.
Эксперты отмечают, что склонность к злоупотреблению муниципальным фильтром будет сохраняться у губернаторов с неустойчивым рейтингом для управления процессом регистрации других кандидатов. Это может приводить "к скандалам с выходом на федеральный уровень и росту узнаваемости оппозиционного кандидата".
Обратить внимание на проблему муниципального фильтра ИСЭПИ предлагает не только из-за злоупотреблений административным ресурсом со стороны региональных властей, они сигнализируют также о скупке подписей и других особых способах овладения подписями. В частности, в докладе говорится: "По некоторым данным, "Гражданская платформа", партии, связанные с Андреем Богдановым (ДПР и др.), Комитет гражданских инициатив и другие начали работу по заключению долгосрочных договоренностей с муниципальными депутатами в ряде регионов о праве "распоряжения" их подписями. Эти договоренности будут активированы на выборах 2013-2014 годов. Возникнет неофициальный "рынок муниципальных подписей", которые будут предлагаться кандидатам как для их личного выдвижения, так и для блокирования выдвижения оппонентов".
Глава фонда Дмитрий Бадовский говорит, что предложения экспертов необязательны к исполнению, это тема для размышления, несмотря на то что до выборов еще далеко. "Мы дали направления, в которых в будущем можно было бы двигаться",— добавил он.
Как уже сообщал "Ъ" (см. "Ъ" от 21 сентября), обеспокоенность избыточным сбором подписей со стороны губернаторов власти почувствовали во время осенней избирательной кампании. Тогда источники "Ъ" в "Единой России" заявили, что необходимо будет внести корректировки в федеральное законодательство и ограничить запас "лишних" подписей 10%. Впрочем, ранее источники "Ъ" в Кремле говорили о том, что муниципальный фильтр показал себя хорошо, поскольку не стал преградой для участия оппозиционных кандидатов, и, следовательно, ничего менять не следует.
"Мы готовы изучать мнение уважаемых экспертов, сами мы тоже проводим анализ итогов выборов, в том числе на базе профильного комитета в Госдуме, и готовы прислушиваться к здравым предложениям. У нас есть предложения Центризбиркома, мы их также осмысливаем",— сказал глава генсовета "Единой России" Сергей Неверов, добавив, что, по его личному мнению, избыточный сбор муниципальных подписей надо ограничивать.
Коммунисты согласны с ограничением избыточного количества подписей, но считают это "половинчатой мерой". Член ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил: "В Новгородской области на минувших выборах мы столкнулись с тем, что наш кандидат не мог найти свободную подпись: все собрал губернатор. Муниципальный фильтр дает прерогативу "Единой России", ведь есть регионы, особенно национальные республики, где 98% депутатов местного самоуправления — единороссы. Такие ограничения на выборах Конституцией не предусмотрены, потому что они не продиктованы защитой государственного строя, здоровья граждан или подобными целями. К тому же местное самоуправление отделено от государственной власти, почему оно должно рекомендовать кандидатов?" Господин Соловьев удивлен, что президента можно выбирать напрямую, а выборы низшего уровня власти обставлены условностями. "Это абсурд",— говорит он.
Политик Андрей Богданов сказал "Ъ", что ему ничего не известно о скупке голосов муниципальных депутатов, но он сам действительно "ведет переговоры о поддержке коалиционных кандидатов в губернаторы на будущих выборах". По его словам, такой кандидат может быть поддержан партиями новой волны — ДПР, "Союзом горожан", Партией социальных сетей, Социал-демократической партией, Народной партией, КПСС. "У нас есть муниципальные депутаты, которым мы на выборах оказывали юридическую поддержку, на их голоса и подписи мы рассчитываем",— сказал он.
"Я бы дождался обращения в Конституционный суд",— говорит о судьбе муниципального фильтра секретарь Центризбиркома Николай Конкин. Центризбирком делегировал на заседание в Конституционный суд своего представителя — уже сегодня он рассмотрит запрос депутатов Госдумы о соответствии Конституции норм муниципального фильтра. С его точки зрения, очень сложно доказать, что кандидат собрал больше 200% подписей, даже если сбор подписей регистрировать в избирательной комиссии субъекта. Господин Конкин напомнил, что в стране есть обширные субъекты, где такая, даже еженедельная, регистрация затруднена.
15 ноября состоится официальная презентация доклада ИСЭПИ, после чего он будет разослан в администрацию президента, Госдуму, Совет федерации.
Ирина Нагорных
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2065692