Юрий Афонин: Молодежный сегмент рынка труда России – один из самых проблемных
О том, какие изменения происходят в молодежном сегменте рынка труда, и что можно ожидать в сфере занятости молодежи, в интервью изданию «Вакансия» рассказал депутат Государственной Думы России, член фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Юрий Афонин.
- Юрий Вячеславович, как Вы оцениваете результаты работы предыдущего созыва и перспективы работы Думы 6 созыва?
- Государственную Думу 5 созыва часто называют Думой упущенных возможностей, - и с этим я абсолютно согласен. Работа Думы прошла при значительном доминировании партии «Единая Россия», которая блокировала много разумных и толковых законопроектов оппозиционных фракций. Принимались законы, преимущественно подготовленные президентом и в правительстве, и поэтому во многом работа Думы была формальной. В нынешнем составе Думы оппозиция представлена более широко. Ряд ключевых Комитетов оказались у нашей фракции, к примеру, Комитеты по обороне, по земельным отношениям, по природным ресурсам и экологии, вопросам собственности и региональной политике. Доминирование «Единой России» продолжается, но ей уже приходится прислушиваться к тому, что предлагают три другие фракции.
- В разработке каких крупных или значимых законопроектах Вы принимали участие в Думе 5 созыва?
- Я принимал участие в разработке ряда законопроектов. Голосовал за поправки в закон о торговле, который ограничил неуправляемый рост наценок торговых сетей. В 5 созыве Государственной Думы мы предлагали ужесточить правила продажи лекарств, которыми пользуются наркоманы…
- Давайте немного отвлечемся от уже заданного вопроса. Можно рассказать о продававшихся лекарствах более подробно?
- Дело в том, что лекарственные препараты с содержанием кодеина долгое время использовались наркоманами. Запрет на свободную продажу этих препаратов без рецептов вступил в действие лишь сейчас, поскольку правительство не спешило сделать это раньше, хотя многие регионы давно требовали поставить эти препараты под контроль. Замечу, что, когда надо принять драконовский закон об ужесточении правил проведения митингов, в первых числах июня единороссы готовы были ночь просидеть в Думе, но успеть принять закон и обезопасить себя от массовых протестов на митинге в Москве 12 июня. Возвращаясь же к теме моей работе в Думе, добавлю, что я принимал самое активное участие в разработке закона о молодежной политике в Российской Федерации. Сейчас, после предварительного рассмотрения этого закона, идет его переработка, прорабатывается новый вариант.
- Вы много лет работаете с молодежью. Насколько экономический кризис повлиял на молодежный сегмент рынка труда?
- Молодежный сегмент рынка труда России – один из самых проблемных. Безработица молодежи в России остается высокой. Подготовка специалистов многих специальностей в учебных заведениях не соответствует потребностям экономики, реальных производств. Предложения о квотировании рабочих мест для молодежи, о предоставлении выпускникам ВУЗов преимуществ при поиске работы пока не дают должных результатов. Но есть и положительные примеры. Недавно я был в Ставропольском крае, где к проблеме трудоустройства молодежи подошли системно…
- И какие особенности Вы там отметили?
- В России создано довольно много бирж молодежного труда. Но практически все они созданы на общественных началах и не дают высоких результатов. Смена мест работы после первого года работы у молодежи – колоссальная. Трудовые книжки у молодых людей после 5 лет работы по количеству записей в них похожи на книжки пенсионеров. Ставропольская же биржа труда для молодежи уже трудоустроила многие тысячи выпускников ВУЗов и рабочей молодежи. Причем не только на временную работу, во время каникул, но и на постоянную, которая молодежи нравится. Полагаю, что их опыт надо активно развивать.
- А почему бы не оказать общественным молодежным биржам труда государственную поддержку?
- Я считаю, что – да, это можно и нужно делать. Этим путем надо идти, оказывать молодежным биржам труда целевую государственную поддержку, и эффект их работы будет в разы увеличен.
- 6 миллионов безработных в России (подсчитанных по методике Международной Организации Труда) – это много или оптимально для России?
- Я видел цифры оценок экспертов и более – порядка 8 миллионов. И считаю, что даже 6 миллионов - это для России большая цифра.
- Какие регионы России Вы представляете в Думе? С какими просьбами больше всего обращаются к Вам избиратели региона?
- Я представляю в Думе интересы избирателей Тульской, Пензенской, Магаданской областей, Башкортостана, Республики Мордовия. Обращаясь в общественные приемные депутатов, люди, в основном, жалуются на нарушение своих законных прав со стороны исполнительной власти, правоохранительных органов, судебной системы…
- К сожалению, не Вы один говорите об этом. Многие замечают, что правоохранительные органы России все чаще называют силовыми, а по ТВ сплошь идут фильмы о бандитах, создавая России имидж бандитской, опасной для жизни страны…
- …Да, люди чаще видят перед собой не защитника, а именно силовика. Вторая проблема, по которой идет много жалоб, – это система ЖКХ. Ветхое и аварийное жилье, износ сетей коммуникаций, высокие тарифы на услуги ЖКХ и их постоянны рост, мошеннические фирмы, обманывающие людей – все это очень волнует население регионов.
- Из стран СНГ в Россию идет бесконтрольный приток трудовых мигрантов. Никто не знает, сколько миллионов их уже находится в России. Не отнимают ли они работу у коренных россиян?
- Несмотря на некоторое ужесточение миграционной политики, ситуация на рынке иностранной рабочей силы России становится все хуже. В прошлом году я был в Нижегородской области и встречался с руководителями и персоналом небольшой швейной фабрики, выпускающей детскую одежду. Так там мне рассказали такую историю. Раньше рабочих на фабрику готовило профтехучилище, но потом его закрыли. Остался костяк рабочих, который со временем сокращался. Коренные жители на фабрику не идут – низкая зарплата. Попробовали привезти рабочих из Средней Азии. Те немного поработали и разбежались – на рынках можно заработать больше. В прошлом году всерьез рассматривали вопрос привезти рабочих из Северной Кореи. В этой истории – весь «букет» проблем нашего рынка труда.
- Западная Европа защищает себя от нелегальных мигрантов трудовыми визами. У нас же – въезд трудовых мигрантов свободный, можно даже всей семьей приехать…
- Трудовые мигранты давят на наш рынок труда. Работая за гроши, они отнимают работу у населения России во многих отраслях экономики. Тормозится развитее производства – дешевле нанять 2 десятка гастарбайтеров, и они выроют котлован без всякого экскаватора. Коррупция в этой сфере колоссальная, что очень выгодно чиновникам и различным проверяющим структурам. Если в миграционных вопросах не будет наведен порядок, реальны локальные межнациональные конфликты. Возможно повторение печальных событий, которые произошли несколько лет назад во Франции, где мигранты живут большими анклавами и не интегрируются в местное сообщество. Если власть и дальше будет закрывать глаза на это, то уже через 5 – 7 лет мы можем ждать серьезных потрясений. Я считаю, что для наведения порядка в сфере трудовой миграции руководству России не хватает политической воли.
- Несколько слов о политике. Я уже спрашивал ряд депутатов Госдумы – были ли в каких-то регионах наказаны фальсификаторы выборов на думских и президентских выборах. Вам такие факты известны?
- Если взять статистику, то, как правило, возбужденные уголовные дела закрываются за отсутствием состава преступления. Либо говорят, что допущенные «ошибки» не имели умысла и не подлежат наказанию. У нас сейчас идет судебное разбирательство по парламентским выборам в Мордовии. Там «Единая Россия» набрала почти 92 процентов голосов. Были случаи, когда в районах за КПРФ проголосовало меньше людей, чем членов нашей партии в этих районах. В соседней Чувашии у единороссов было примерно в 2 раза меньше процентов. В Свердловской – немногим более 30 процентов. Видимо, есть у партии власти какой-то ей одной ведомый секрет, за который ее в этой республике так «любят», - поэтому над этим результатом люди просто смеются. И заявления первых лиц России о возможности бороться с фальсификациями в судебных процессах – это лишь слова. Судя по результатам процессов, суды работают на административную систему.
- Задам Вам два вопроса, которые еще депутатам Госдумы не задавал. Сколько положено помощников депутату Госдумы?
- Всего 40 помощников, в их числе состоят помощники депутатов по работе в Государственной Думе на штатной основе. Остальные на общественных началах. У меня в Думе – только один штатный помощник.
- А как Вы бы посмотрели на такую идею. Почему бы на сайте Думы не разместить их список с указанием мест работы всех помощников депутатов? Зачем их прятать от людей, если у помощников есть солидные удостоверения и довольно большие полномочия?
- Я не вижу для этого никаких препятствий. Хотя в моей практике был такой случай. Наша оппозиционная партия в сложных отношениях с властью. И я помню, как в Госдуму пришел официальный запрос из одного региона с просьбой дать список помощников депутатов КПРФ. По нашему мнению, - это было сделано для оказания давления на них. С депутатом, согласно закону, – ничего нельзя сделать, у депутата статус неприкосновенности. Но на помощников – можно теоретически, да и практически давить, притеснять. Аппарат Думы не мог нарушить установленный порядок и такой список не предоставил.
- И последний вопрос. Согласны ли Вы с тем, что Россия стоит на пороге второй волны кризиса?
- А вторая волна, по сути, уже началась – в Западной Европе. Еврозону трясет. И у нас – серьезная зависимость от состояния экономики в европейских странах. Если предкризисная Европа снова пойдет ко «дну», - проблемы для России будут серьезные…