И.И. Никитчук: как человек, проработавший в атомной отрасли почти 30 лет, я склонен считать диверсией случившуюся аварию на Чернобыльской АЭС
Выступление первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.И. Никитчука 25 апреля 2012 года в Государственной Думе.
- Уважаемые коллеги!
26 апреля 2012 года, очередная годовщина Чернобыльской трагедии. Мы склоняем головы перед памятью тех, кто стал ее жертвой и кто ценой своей жизни, своего здоровья устранял ее последствия. Погибли люди, сотням тысяч граждан нанесен непоправимый вред здоровью, огромные территории загрязнены радиоактивными материалами.
Что же случилось в тот роковой день 26 апреля 1986 года? Была ли это авария, вызванная конструктивными недостатками реактора, сказались ли непрофессионализм, халатность персонала, или это произошло по чьей-то злой воле?
Я, как человек, проработавший в атомной отрасли почти 30 лет, как и многие мои коллеги, усматриваю в этом злую волю, и склонен считать случившееся диверсией по нескольким веским обстоятельствам:
1. Конструкция реактора была надежно отработана и реакторы данного типа продолжают эксплуатироваться и сегодня.
2. Я не могу себе представить, чтобы в советское время, в Министерстве среднего машиностроения СССР, как тогда именовалось атомное ведомство, кто-то мог разрешить любые эксперименты на работающем ядерном объекте без самых серьезных согласований. Этого просто не могло быть: там работали настоящие профессионалы, поддерживалась высокого уровня техническая и технологическая дисциплина и ответственность. Из своей практики скажу, чтобы поставить, например, дополнительный датчик даже на макет ядерного заряда, содержащий всего лишь взрывчатку и детали из природного урана, необходима была подпись не ниже заместителя главного конструктора. А реактор это та же бомба, но только управляемая;
3. Произошедшее хорошо укладывается в логику событий того времени по дискредитации Советской власти и КПСС, когда искусственно формировалось недовольство населения через дефицит самого необходимого, и даже водки. Когда в одночасье с прилавков исчезали продукты и вводились талоны, исчезало мыло, стиральный порошок, зубная паста, сигареты и т.д. И это при работающих промышленности и сельском хозяйстве. Вот тогда-то и появились те самые зеленые, пахнущие колбасой электрички, о чем здесь недавно, уничижительно отзываясь о советском времени, которое его вырастило и воспитало, говорил будущий президент В.Путин. Мы помним, как утопили вместе с пассажирами теплоход «Адмирал Нахимов», как по невыясненным причинам в 1987 году на железнодорожном переезде в Арзамасе взорвался вагон со взрывчаткой, следовавший из г. Дзержинска Нижегородской области в Арзамас-16 и др.
Чернобыль должен был нанести серьезный урон престижу власти и КПСС. И он это сделал, что в совокупности с другими обстоятельствами - с предательством Горбачева и его окружения, с непомерными, болезненными амбициями Ельцина, других местных партийных бонз - и привело к развалу великой страны. Разве могли постоять за ценой определенные силы, чтобы достичь этой цели?
Эксперимент на АЭС заключался в том, чтобы определить, сколько времени на холостом ходу турбина турбогенератора сможет вырабатывать электроэнергию для запитки систем безопасности реактора до момента запуска дизель-генератора, в случае аварийного обесточивания этих систем.
Цель и содержание эксперимента ясны и понятны. Но можно ли было эти данные получить другим путем? Например, путем моделирования или используя турбогенератор вне атомной станции? Уверен, что да, можно. Почему это не было сделано, ответа нет.
Но, пожалуй, главное, что вызывает обоснованные подозрения, это организация эксперимента. Задание на его проведение почему-то не было согласовано ни с генеральным проектировщиком, ни с главным конструктором, ни с научным руководителем. И даже служба радиационной безопасности АЭС оказалась в неведении. Это вопиющее нарушение правил радиационной безопасности. Почему это обстоятельство оказалось, по сути, вне поля зрения надзорных органов, включая КГБ, тоже большая загадка.
Как следует из программы эксперимента, как бы для его «чистоты» были отключены все системы автоматической защиты реактора, в том числе по превышению, по скорости нарастания, по автоматическому регулированию мощности реактора и т.д.
Неприятности начались тогда, когда попытались поднять мощность заглушенного реактора путем чрезмерно недопустимого извлечения стержней, регулирующих мощность реактора, что спровоцировало самопроизвольную цепную реакцию с мгновенным выделением огромной энергии. При отключенных системах автоматической защиты это и привело к разрушению реактора.
Хиросима и Нагасаки, Чернобыль и «Фукусима» обязывают помнить, что атом может нести людям как свет и тепло, так и быть их смертельным врагом. Любое пренебрежение правилами использования атома чревато непредсказуемыми последствиями.
С этой точки зрения не может не вызывать беспокойства нынешнее положение в госкорпорации Росатом.
Во-первых, это кадровая проблема. В отрасль призвано значительное число непрофессионалов, начиная с руководства. К работам привлекаются гастарбайтеры и даже уголовники, как, например, бывший министр Росатома Адамов. Более того, по надуманным причинам изгоняются профессионалы, как это случилось, например, с руководителем ОКБ «Гидропресс» В.Моховым или с главным инженером Нововоронежской АЭС Н.П.Щукиным.
Во-вторых, значительная часть реакторов советского времени выработали свой гарантийный срок. Продолжают работать 11 реакторов чернобыльского типа. Некоторым из них продлили гарантийный срок эксплуатации или они работают не на полную мощность из-за физического износа.
В-третьих, это коррупция, которая разъедает отрасль. В течение 2011 года по этой причине лишились своих мест около 15 руководителей отрасли, в 2010 году таких было 35 человек, в том числе заместитель руководителя Росатома некто Евстратов, которого следствие обвинило в растрате 50 млн. рублей.
В коррупционные схемы втягиваются и сотрудники ФСБ. Информагентство «Век» сообщает: «прикомандированный к АЭС сотрудник ФСБ, ответственный за безопасность, по личному контракту с Ростовской АЭС получает годовой бонус в размере 2 млн. рублей, а начальник отдела ФСБ в Волгодонске, В.Ф.Колесник, за сокрытие негативной информации получил деньги и новую квартиру».
Коррупцией веет и от некоторых сделок Росатома. Например, покупка объединения «ЭМАльянс-Атом». Собственники его активы оценивали в 150 $ млн., а проданы «Росатому» за 300 $ млн. или в 2 раза дороже. Можно только порадоваться за владельца «ЭМАльянс-Атом» г-на Туголукова Е.А., бывшего депутата Госдумы от партии «Единая Россия» и председателя Комитета по природным ресурсам, который провел очень выгодную для себя сделку в ущерб государству.
Не менее интересна для следственных органов история покупки завода «Петрозаводскмаш» под флагом преодоления монополизма «Ижорских заводов» по производству корпусов реакторов. Выброшено почти 10 млрд. рублей государственных средств на предприятие, которое, скорее всего, в ближайшие 10 лет не сможет изготовить ни одного корпуса.
Должно заинтересовать следственные органы и создание СП с французской турбиностроительной компанией «Альстом». В 2007 г. в Париже заместитель Кириенко г-н Комаров подписал кабальное соглашение с этой компанией, проигнорировав полностью интересы российских стороны.
В этом же ряду и контракт на строительство АЭС «Аккую» на территории Турции, который, как утверждают специалисты, принесет государственной казне ущерб в несколько десятков млрд. долларов.
В-четвертых, злоупотребления при закупках запасных частей и оборудования. По данным Ростехнадзора на ряде АЭС выявлены закупки контрафактной арматуры. В 2009 году на Ростовской АЭС были смонтированы электрозадвижки, не отвечающие требованиям эксплуатации в атомной энергетике. Несмотря на это, директор АЭС Паламарчук А.В. распорядился скрыть эту информацию, и энергоблок №2 в феврале 2010 г. был запущен в эксплуатацию с фактически неработающими системами аварийной защиты.
На Калининскую АЭС завезли партию контрафактных выключателей, как будто бы сделанных в Харькове Харьковским электромеханическим заводом. Проверка показала, что ХЭМЗ к этим выключателям не имеет никакого отношения.
Можно вспомнить обвал арматуры летом 2011 года на Ленинградской АЭС и закупку гнилой арматуры на 620 млн. рублей для плавучих АЭС и т.д.
Ясно, что такое возможно только при развитой системе «откатов».
Представьте себе, что может произойти, если подобные детали окажутся в ответственных узлах реактора. Не по этой ли причине в аварийном режиме был остановлен новый энергоблок Калининской АЭС, в пуске которого принимал участие В.Путин. Очевидно по той же причине снижена на 50% мощность нового энергоблока на Нововоронежской АЭС и т.д.
Все эти факты руководство Росатома скрывает от общественности. Корреспонденты, пытающиеся дать объективную оценку состояния дел с безопасностью на объектах Росатома, запугиваются или изгоняются из редакции, как это случилось с Н.Поповой, корреспондентом еженедельника «Аргументы недели». Более того, С.Кириенко пытается создать благостную картину мнимых успехов своего ведомства, размещая за солидные вознаграждения хвалебные статьи в таких изданиях, как Комсомольская правда, Аргументы недели, Аргументы и факты, Независимая газета и т.д.
Одно из весьма дорогостоящих «достижений» Росатома – это плавучие АЭС. Пока что ни одна из них не построена. Но самое удивительное, что первую из них собираются разместить на Камчатке, в цунамиопасной зоне.
Уважаемые коллеги! Ситуация в Росатоме и все эти затеи его руководства чрезвычайно опасны. Опасны новым Чернобылем, который нам может устроить руководство Росатома, однажды уже устроившего дефолт – финансовый Чернобыль. Допустить такое развитие событий мы не имеем права. Чернобыль не должен повториться.