The New York Times: Церковь недовольна Кремлем
Самой большой неожиданностью в ходе протестов против фальсификации декабрьских парламентских выборов стало то, что среди тысяч россиян, поднявших голос против Кремля, оказался глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл, который выступил в защиту народных протестов, назвав их правомерной негативной реакцией на коррупцию, пишет The New York Times.
- Влиятельная православная церковь, всегда бывшая надежной опорой правительства Владимира Путина и его партии «Единая Россия», шокировала многих, весьма критически отозвавшись о выборах. Будучи, пожалуй, единственным крупным общенациональным институтом вне рамок государства, церковь может сыграть важную роль в условиях развертывания нынешнего политического и общественного кризиса. Безусловно, Патриарх Кирилл не единственный религиозный критик власти с момента выборов, и уж точно не самый жесткий. «Сегодня на площади собираются люди самых разных верований, но их объединяет одно, нежелание больше так жить, - сказал на прошлой неделе популярный московский священник протоиерей Алексий Уминский, ведущий на телевидении программу о православии. – То же самое происходит сейчас и в церкви».Призывая церковь развивать серьезную дискуссию о российском обществе, протоиерей Уминский привлекает внимание к той несправедливости, которая существует в церковных рядах. Он приводит пример священника, который умер от инфаркта, защищая церковную собственность от планов застройки, поддержанных Кремлем. В том случае и в других тревожных эпизодах «не было никакой реакции» со стороны церковных лидеров, отмечает он, заявляя при этом: «Но что-то внутри назревает».Другой известный московский священник иерей Андрей Зуевский в прошедшие выходные разместил на своей страничке в Facebook проповедь, в которой подверг резкой критике существующий порядок. Его слова быстро растиражировали в блогах.
«В силу определенного устроения власти в сегодняшнем нашем обществе, это высокомерное отношение к народу стало уродливой нормой жизни, - заявил Зуевский. - Люди власти оказываются не просто надменными, они отказывают всем, кроме самих себя, в способности решать, что хорошо, что плохо, и тем самым лишают народ возможности выбирать свою общую судьбу».Критика усилилась настолько, что Патриарх Кирилл, хорошо осознающий, что церковь по-прежнему зависит от государства, был вынужден предупредить священников, чтобы те придержали свои языки в интернете. Он заявил: «Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию».Вместе с тем, патриарх, известный смешением традиционности с современностью в целях сохранения своей собственной и церковной значимости, не стал осуждать ни интернет, ни право на критику, которая звучит сегодня из уст священников, монахов, монахинь и даже архиереев, ведущих блоги и размещающих посты в Facebook. Каждый новый приход в Москве, сказал он, должен идти в ногу со временем, быть доступным для молодых людей и иметь свою домашнюю страничку. Этим высказываниям, прозвучавшим в пятницу на епархиальном собрании, предшествовало заявление Патриарха Кирилла на прошлой неделе. В нем он выступил в защиту права на протест. Кроме того, в своих проповедях от 17 и 18 декабря патриарх призвал власти прислушаться к народному возмущению.В то же время, упомянув большевистскую революцию 1917 года и тот факт, что коммунисты едва ли не полностью уничтожили церковь, он предупредил об опасности революции в России и об угрозах манипулирования массами в интернете, а также подчеркнул, что все россияне должны преобразиться сами, чтобы изменилось все общество. «У нас больше нет права быть разделенными, - сказал он, призвав начать широкий гражданский диалог. – Пролитая в 20-м веке кровь не дает нам этого права».Особенно поражают после выборов заявления священников, в том числе, протоиерея Уминского, опубликованные на новостном православном сайте «Православие и мир». Патриарх Кирилл, приветствовавший действия власти, такие как недавнее назначение президентом Дмитрием Медведевым на высокие государственные посты сторонников жесткой политики и его обещания перемен, высоко оценил то, как этот интернет-портал освещает события в церкви и обществе.Молодой священник Димитрий Свердлов, ранее работавший в сфере финансов, привлек внимание широкой аудитории и вызвал восхищение у светских либералов, зачастую цинично отзывающихся о церкви, своим отчетом о добровольной работе в качестве наблюдателя на одном из московских избирательных участков и о том, как он видел вбросы бюллетеней в пользу «Единой России».
Епархиальное собрание после этого запретило священникам работать наблюдателями на выборах без разрешения церкви, а также предупредило, что служителям церкви «крайне опасно» нарушать общее церковное правило, запрещающее им участвовать в избирательных кампаниях. Однако «Православие и мир» и участие церкви в дискуссиях о выборах удивили светских россиян. Журналист и убежденный атеист Дмитрий Губин, заявлявший ранее, что молчание церковных иерархов заставило его считать Русскую Православную Церковь органом государства, сказал, что он «поражен».«Впервые в России я вижу четкий религиозный взгляд на светскую проблему», - написал он в журнале «Огонек». Историк Андрей Зубов, исследующий взаимоотношения церкви и государства в России, сказал, что Русская Православная Церковь строит себя по образу и подобию Кремля. «Церковь создает примерно такую же авторитарную систему, какую построил к сегодняшнему дню правящий режим», - отметил он. И вместе с тем, в то время как Кремль утрачивает свои позиции, легитимность церкви усиливается. По словам Зубова, это позволяет Патриарху Кириллу выступать в качестве сдерживающей и умиротворяющей силы, что наверняка находит поддержку у власти.«Его заявления все больше и больше приобретают тональность высокого модератора, который, как он думает, еще может успокоить ситуацию, способную иначе привести к полному отходу общества от власти и, соответственно, к мощному политическому кризису», - заявил Зубов. Протоиерей Всеволод Чаплин, являющийся председателем Синодального отдела Московской патриархии по взаимоотношениям церкви и общества, сказал недавно, что он регулярно встречается с представителями различных политических партий, в том числе, с коммунистами.Отец Чаплин фигура довольно неоднозначная. Он публично поддерживает политику власти, но также часто посещает московский клуб, где исполняется инди-музыка и идут жаркие дебаты под повышенным алкогольным градусом. Чаплин заявил, что теперь православные верующие есть и среди коммунистов, которые занимают второе место среди официально разрешенных политических партий в стране, отставая лишь от «Единой России».На сегодня церковь избегает контактов с неразрешенными политическими партиями. «Пока радикальная оппозиция не приходит к нам с предложениями о налаживании диалога с властями, - сказал священник Чаплин в интервью. – А диалог, конечно, нужен».Патриарх и протоиерей Чаплин подчеркивают, что раскол в России существует не просто между Кремлем и демонстрантами на улицах. Они заявляют, что к диалогу необходимо привлечь всех: элиту, рабочих и крестьян, либералов и консерваторов, солдат и офицеров, а также творческую интеллигенцию.