Министр и его команда разваливают высшую школу
«Правда» недавно писала, что в последнее время уже трижды проводили акции протеста студенты Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ). Они не хотят насильственного умерщвления своего вуза. Их протест - явление и уникальное, и знаковое.
«Правда» недавно писала, что в последнее время уже трижды проводили акции протеста студенты Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ). Они не хотят насильственного умерщвления своего вуза. Их протест - явление и уникальное, и знаковое. В столице уже несколько университетов, как говорится, приказали долго жить, по-овечьи смиренно отправившись на фурсенковскую бойню. Только в одном вузе столицы студенты пошли выражать свой протест к зданию Министерства образования и науки РФ. Молодцы! У этих молодых людей есть развитое гражданское чувство, в формирование которого внесли вклад профессора и преподаватели крупнейшего в стране заочного вуза. Знаковый смысл этих пикетов в том, что в студенческой среде гражданская позиция быстрее всего начала формироваться у тех, кто трудится (не подрабатывает, а именно трудится). Опыт наёмных работников оказался способным противостоять не только курсу министерства на развал российской высшей школы, но и конформизму и безволию ректоров «приговорённых» вузов. История ВЗФЭИ интересна тем, что она высвечивает многие стороны технологии разрушения высшего образования России. st1\:*{behavior:url(#ieooui) } Выборы до финиша не дошли Старт избирательной гонки, призом в которой была должность ректора, в ВЗФЭИ был связан с истечением очередного пятилетнего срока у профессора А.Н. Романова. К этому времени ему исполнилось 68 лет, и в соответствии с установленным порядком он не мог баллотироваться на высшую в вузе должность. Но в РФ университет (академия, институт), несмотря на его формальный суверенитет, лишён права самостоятельно начинать избирательную кампанию по выборам ректора. Требуется высочайшее позволение министерских вельмож. После того, как с подачи либеральных горе-мыслителей типа ректора Высшей школы экономики Я. Кузьминова, ректора Академии народного хозяйства и государственной службы В. Мау и им подобных правительство объявило антинациональную программу усекновения высшего образования России, министерство предпочитает, чтобы в вузах, приговорённых «тайным совещанием» к гильотине, не было полномочных ректоров. Так, в известном Московском институте радиотехники, электроники и автоматики прежнему руководителю профессору А.С. Сигову великодушно продлили полномочия на один год. А вот в не менее именитый Московский институт электроники и математики прислали исполняющим обязанности ректора профессора В.П. Кулагина, человека со стороны. Всероссийский заочный финансово-экономический институт ждал министерского решения в напряжённой стойке. Дело в том, что в первом ставшем достоянием гласности проекте перекройки вузовского пространства, родившемся в недрах ведомства А. Фурсенко, предусматривалось, что ВЗФЭИ станет базовым учебным заведением, к которому планировалось присоединить Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Но Минобрнауки РФ, как известно, - абсолютный хозяин своего слова: как даёт, так и обратно берёт. Поэтому вскоре появился другой вариант четвертования вузов. На роль хищника был назначен Московский финансовый университет при правительстве РФ. На обед ему должны были быть поданы Московский институт электроники и математики, Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Институт повышения квалификации информационных работников. Тестом на сохранение ВЗФЭИ должно было стать решение о выборах ректора. В лотерее Минобрнауки заочному институту выпал счастливый билет. 22 декабря 2010 года на имя ректора А.Н. Романова пришло письмо заместителя министра образования и науки РФ М.А. Камболова. В нём руководящее лицо повелевало: «В связи с окончанием срока Ваших полномочий как ректора Всероссийского заочного финансово-экономического института (далее - Институт) Вам необходимо в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1966 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» обеспечить проведение процедур выдвижения кандидатур на должность ректора и выборов ректора Института. В целях своевременной подготовки материалов к заседанию Аттестационной комиссии Минобрнауки России прошу не позднее 11 января начать процедуру выборов ректора на альтернативной основе и не позднее 01 марта 2011 г. представить в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества список кандидатов на замещение должности ректора, утверждённый советом Института, план мероприятий по проведению процедуры выборов ректора на альтернативной основе... Дата проведения конференции по выборам ректора вуза будет согласована Министерством образования и науки Российской Федерации после принятия решения Аттестационной комиссией». Конечно, у человека, не ориентирующегося в министерских коридорах, должно вызвать удивление, что документы для решения кадровых вопросов вуза было велено представить в департамент... имущества. Речь вроде бы шла не о товарно-денежной операции купли-продажи ректора, а о выборах... Но заместителю министра виднее, какие особенности бумагопотока в Минобрнауки РФ. А мы вернёмся в институт. За планом мероприятий (графиком) дело не стало. В нём в полном соответствии с установленным протоколом было предусмотрено стартовое заседание учёного совета ВЗФЭИ, размещение материалов совета на доске объявлений, выдвижение кандидатур для участия в выборах на должность ректора в структурах ВЗФЭИ и, наконец, промежуточный финиш - утверждение кандидатур на учёном совете. 1 марта в реляции на имя Марата Аркадьевича Камболова Анатолий Николаевич Романов докладывал, что «во исполнение письма от 22 декабря 2010 года» все полагающиеся документы для рассмотрения Аттестационной комиссией Мин-обрнауки РФ представлены. Оставалась последняя мелочь: министерство должно было назначить дату конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников ВЗФЭИ. Но перед этим требовалось преодолеть вал и ров, словно при осаде древнего города. Только назывались они теперь министерской Аттестационной комиссией. Так университетская суверенная демократия трансформировалась в «российскую суверенную демократию», запатентованную В.Ю. Сурковым. Пресловутая Аттестационная комиссия министерства имеет право исключить любого кандидата на должность ректора, прошедшего все внутривузовские предвыборные процедуры, из списка лиц, вносимых в бюллетень. Причём без какого-либо объяснения причин. Ожидание вызова мечтателей о ректорской должности на ковёр неприлично затягивалось. Вдруг средь ясного апрельского неба раздался гром. Зевсом-громовержцем оказался опять-таки М.А. Камболов. На сей раз его цидуля была короткой: «Уважаемый Анатолий Николаевич! Информирую Вас о том, что Министерство образования и науки Российской Федерации отзывает письмо от 22.12.2010 г. № МК-186/15 «О выборах ректора». Прошу своевременно довести данную информацию до сведения учёного совета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономический институт». ЧП! Суверенную университетскую демократию ведут на гильотину. Во имя того, чтобы следом отправить на ту же гильотину самого суверена. В данном случае - ВЗФЭИ. Гильотина для суверенной демократии На сей раз над суверенной демократией ёрничать не следует. Так случилось, что отечественный вуз оказался её единственным подлинным пространством. В наших вузах многие десятилетия избираются ректоры и деканы, то есть высшее административно-управленческое звено университетов, академий и институтов. В них также избираются заведующие кафедрами, которых правомерно сравнивать с бригадирами заводских цехов, шахт, строек: эти высококвалифицированные исполнители трудных преподавательских обязанностей одновременно являются ещё и организаторами низовых, самых главных структур в высшей школе. Особенность университетской демократии в том, что она не ограничивается выборами больших и малых руководителей, направляющих учебный процесс. Она предполагает избрание ещё и всех преподавателей - от начинающего ассистента до именитого профессора. Эта демократия и впрямь суверенна: при выборах от ассистента до декана никакие внешние воздействия недопустимы. В университетах нет законных механизмов административного вмешательства в выборный процесс. Что касается борьбы за вакантные посты, то случается, что её накал не уступает давненько отменённым, но не забытым выборам губернаторов. Самые значительные, самые интригующие, а теперь и самые непредсказуемые выборы в вузах - те, в результате которых появляются их полноценные ректоры. Не случайно же в точной латыни ректор - это управитель. Он - реальная власть. В масштабе университета она столь же суверенна, как власть... президента в государстве. Правда, в последние годы якобы демократические правители РФ университетскую демократию общипали и обстругали. Тем не менее до тех пор, пока в вузе полноправный, избранный коллективом ректор, это учреждение защищено от многих невзгод. Снять ректора до истечения срока его полномочий почти невозможно. А значит, и чиновникам, и вельможам из министерства приходится с ним считаться. Таким образом, он - страж университетского суверенитета. Современный «эталонный ректор» В нарушение научных канонов мы не будем давать определение-дефиницию того типа ректоров, который в нынешнюю скользкую пору может считаться эталонным, а попытаемся представить явление через индивидуальность. Персонаж, о котором идёт речь, думается, не обидится, что будет представлен публике в качестве образцово-показательного типажа, приводящего в восхищение своё начальство. Согласятся с такой его оценкой и многие его коллеги, и значительная часть подчинённых. Михаил Абдурахманович Эскиндаров - мужчина во всех отношениях зрелый. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки, он недавно во второй раз был избран ректором Финансового университета (ФУ). Судьбе было угодно, чтобы этот весьма приличный вуз по чьей-то доброй (?) воле был возведён в статус правительственного, то есть выведен из ведомства А.А. Фурсенко. В наше шаткое время это означало, что ФУ уже не мог быть отнесён к категории сливаемых, присоединяемых, ликвидируемых и т.п. Тем более что опекает его заместитель председателя правительства, министр финансов РФ А.Л. Кудрин. Но свалившаяся на голову благодать предполагала соответствующие действия этой головы. Взвесив потенциал университета и собственный, ректор трезво определил задачи: «Активизировать программу подготовки кадров высшей квалификации из числа действующего профессорско-преподавательского состава... Стать лидером в определённых областях научных исследований...» Иначе говоря, не растерять имеющийся багаж. Действительно, движение по избранному маршруту гарантировало вузу прежнюю - достойную, стабильную и уважаемую - жизнь. Едва Михаил Абдурахманович отправил концепцию развития университета в вышестоящую инстанцию, как из рукава Минобрнауки РФ вывалилась «дорожная карта» российского образования. Правда, это была калька (а может, и заурядный плагиат) западных моделей университетского устройства, но в РФ она выдавалась (и выдаётся до сих пор) за плод инновационной модернизации высшей школы, разработанной титаническими усилиями мудрецов Высшей школы экономики, Российской академии образования, Минобрнауки и т.п. Теперь личная стезя Эскиндарова должна была прийти в полное соответствие с ухабистой «дорожной картой». Это, во-первых, требовало выработки такого внешнего курса, который предполагал аннексию и оккупацию других вузов. Во-вторых, предстояло встроиться в правофланговые радикального перекроя высшего образования РФ. Программа захвата чужих вузов, срочно написанная Эскиндаровым (или Эскиндарову), была одновременно масштабной и алогичной. Михаил Абдурахманович желал расширить свои владения за счёт присоединения к ним технического университета «Московский институт электроники и математики» (МИЭМ), Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) и Института повышения квалификации информационных работников (ИПК ИР). История умалчивает, каким образом ректору ФУ удалось подписать соответствующее распоряжение у ставшего уже московским мэром С.С. Собянина, в котором бывший заместитель председателя - руководителя аппарата правительства РФ предписывал министру А.А. Фурсенко воплотить желание М.А. Эскиндарова в жизнь. Узнав об этом, миэмовцы вспомнили стихотворение Владимира Маяковского «Прозаседавшиеся», в котором великий поэт провозглашал верхом безрассудства «объединение Тео и Гукона». Действительно, присоединение к ФУ технического университета электроники и математики очень походило на объединение Театрального общества с Главным управлением коневодства. Блицкриг Эскиндарова был сорван. О том, что и Министерство образования и науки РФ оценивало ситуацию таким же образом, свидетельствует распоряжение о проведении выборов ректора ВЗФЭИ. Да и Михаил Абдурахманович уверял журналистов, что никакой интервенции он не задумывал. Но кампания по объединению, очень похожему на ликвидацию вузов, набирала обороты. В Москве Университетом технологий и управления был проглочен Заочный институт текстильной и лёгкой промышленности, а в Университет пищевых производств были влиты Академия инноваций и Университет прикладной биотехнологии. В Екатеринбурге в один котёл федерального университета были слиты орденоносные, всемирно известные Уральский государственный университет и технический университет «Уральский политехнический институт». Аналогичные операции происходили и в ряде других регионов. Требовался новый приступ активности и от Эскиндарова. В те дни, когда Мин-обрнауки получило для рассмотрения в своей Аттестационной комиссии документы из ВЗФЭИ, сменщик С.С. Собянина в правительстве В.В. Володин между заботами об избирательной кампании «Единой России» подписал повторное распоряжение министру А.А. Фурсенко о присоединении к ФУ трёх вузов: МИЭМ, ВЗФЭИ и ИПК ИР. Руководство ведомства щёлкнуло каблуками и отправило в заочный институт письмо об отмене выборов. Не получил долгожданного разрешения о начале избирательной процедуры и и.о. ректора МИЭМ. Приговорённые жертвы повели себя по-разному. ИПК ИР бессильно опустил руки. К сегодняшнему дню его история уже закончилась: 29 июня 2011 года председатель правительства РФ В.В. Путин подписал распоряжение № 311220р о присоединении Института повышения квалификации информационных работников к Финансовому университету. И.о. ректора МИЭМ приступил к поиску обходных путей («Нормальные герои всегда идут в обход»). Вспомнив прежние попытки Высшей школы экономики скушать этот вуз из любви к его основному корпусу, новое руководство МИЭМ методами тайной дипломатии уведомило Я.И. Кузьминова о готовности сдаться на милость победителю. В ответ последовало нетвёрдое обещание сохранить жизнь поднявшим белый флаг. Эскиндаров, осознав, что он боксёр более лёгкой весовой категории, выбрал линию поведения в соответствии с басней «Лиса и виноград», героиня которой, не дотянувшись до ягод, как известно, заявила: «Зелен, ягодки нет зрелой». Михаил Абдурахманович на манер рыжей плутовки вопреки фактам утверждал: «Из института элек-троники и математики ушли специалисты. А нам не нужны здания, нам нужны работники». Зато он мёртвой хваткой вцепился в ВЗФЭИ. Аннексировав его, ректор надеется расширить свои владения далеко за пределы Московской кольцевой автодороги. Тем более что ФУ никак не удавалось создать свою сеть заочного обучения. А тут - не было ни гроша, и вдруг алтын - сложившиеся филиалы с опытными кадрами в 20 субъектах Федерации. Выходит, теперь «эталонный ректор» тот, кто способен перенести методы передела собственности, отработанные магнатами-олигархами, на отечественную высшую школу. Современный «эталонный и.о. ректора» Министерские приказы о назначении исполняющего обязанности ректора в последнее время появляются обычно тогда, когда учебное заведение приговорено к четвертованию. Поскольку власти принимают решения о закрытии или слиянии вузов, исходя не из государственных интересов, а из чьих-то знакомств, покровительств и прочих коррупционных штучек, то время от времени прокатываются сенсационные сообщения об отмене почти дошедшей до финиша процедуры вузовских выборов. Перед новым 2011 годом профессорское сообщество России изумлялось известиям из Алтайского государственного технического университета. В сентябре прошлого года тогдашний заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина повелел провести в Барнауле полноценную процедуру выборов ректора. Процедура подходила к концу, шесть кандидатов ждали приглашения во всесильную министерскую Аттестационную комиссию. Вместо вызова учёных в Москву пришло уведомление из Москвы: по неведомым причинам выборы отменены. Уже этим летом высшая школа страны оказалась свидетелем противостояния в Иркутске. 14 июня закончился контракт с министерством у ректора Восточно-Сибирской государственной академии образования (ВСГАО). Уже на следующий день исполняющим обязанности ректора министерство назначило проректора по международным связям Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) Ю.Н. Маланину. По городу пошли слухи, что два корпуса педакадемии, находящиеся на центральной площади Кирова по соседству с мэрией, некто могучий решил использовать более «правильно», по-рыночному. Протесты пошли во все инстанции - от писателя Валентина Распутина и депутата-коммуниста Сергея Левченко до президента РФ. 28 июня министерство отменило прежний приказ, а на следующий день назначило новым и.о. ректора заведующую кафедрой педагогики ВСГАО доктора педагогических наук, профессора Е.Л. Федотову. Но вернёмся во ВЗФЭИ. В марте 2011 года ректор профессор А.Н. Романов вместе со своими коллегами по учёному совету подписал открытое письмо министру А.А. Фурсенко. В нём совет практически единогласно (нет лишь подписи руководителя Владимирского филиала, не участвовавшего в заседании) «повторно выразил мнение против присоединения ВЗФЭИ к Финансовому университету при правительстве РФ». Учёные тогда разъясняли министру, что в вузе обучаются около 65 тысяч студентов. Здесь работают 1400 научно-педагогических работников, из которых 250 докторов и более 900 кандидатов наук. За 80-летнюю историю вуз подготовил около полумиллиона специалистов. За последние 15 лет ВЗФЭИ за счёт заработанных внебюджетных средств построил или реконструировал учебные корпуса в 19 городах России. В те дни ранней весны студенты-заочники устроили первую акцию протеста возле здания Минобрнауки РФ. Но, как утверждал античный мыслитель, «всё течёт, всё меняется». После отмены выборов доктор экономических наук, профессор, действительный член РАЕН и ещё пяти «фанерных» академий наук А.Н. Романов 16 мая был назначен министерским приказом исполняющим обязанности ректора. Теперь он становится персонажем, охотно ведущим свой коллектив на бойню. Он избавляется от проректора по учебной работе, заместителя председателя учёного совета института, доктора экономических наук, профессора С.В. Тарасовой. Во-первых, она по-прежнему продолжала активно и последовательно защищать ВЗФЭИ от министерской гильотины, била во все колокола, в том числе медийные. Во-вторых, была одним из трёх представленных коллективом министерству кандидатов на должность ректора. Институт покинул проректор по учебно-методической работе, ещё один заместитель председателя ученого совета ВЗФЭИ, профессор Д.М. Даитбегов. Назначенный А.Н. Романовым на должность первого проректора не имеющий учёного звания кандидат наук А.В. Рогозенков, по рассказам студентов, сейчас усердно отговаривает их от участия в протестных акциях в защиту альма-матер. И.о. ректора соответствует эталону, установленному Мин-образиной, если он готов возглавить ликвидационную комиссию своего вуза. Реформа без руля и без ветрил Руководители высшего образования РФ, видно, уже забыли, в связи с чем они пошли на сокращение числа российских вузов. Напомним. Подводя итоги предыдущего года, коллегия Федерального агентства по образованию, состоявшаяся 16 февраля 2010 года, обосновывала необходимость реформирования прежде всего тем, что из-за «демографической ямы» в стране не хватает абитуриентов, всё чаще вузам некого учить. Да, с позиций временщиков ситуация такова. Но сегодня мы не будем касаться запутанного клубка проблем, присущих дневному образованию (о них «Правда» писала многократно). Задумаемся о заочном высшем образовании. Абсолютное большинство абитуриентов, поступающих на заочные отделения вузов, состоит из выпускников школ не текущего года, а предыдущих лет. При этом немалая часть студентов-заочников работает по специальности, получаемой без отрыва от производства в вузе. Конечно, общее снижение качества знаний не миновало заочные институты. Но отсюда вытекает необходимость работы по повышению качества заочного образования, а вместо этого предлагается его уничтожение. Вот пример поставленной на голову логики. Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов, ректор Академии народного хозяйства В. Мау и ректор Всероссийской академии внешней торговли С. Синельников-Мурылёв в эпатажной статье «Страна, где много-много плохих вузов» вещали, будто «качество высшего образования невозможно повысить при существующем положении дел в сфере заочного и дистанционного образования». А что если проблему поставить на ноги. Тогда выяснится, что важнейшим фактором, реально снижающим уровень высшего образования, стало настойчивое внедрение властью «коммерческого» образования с подачи этих же идеологов перекройки отечественной школы. Платное образование доминирует сегодня уже и в государственных вузах. Что касается негосударственных университетов, академий и институтов, то там действительно заочников втрое больше, чем студентов дневных отделений. Но идеологи образовательных реформ и чиновники от образования эту ключевую проблему либо обходят молчанием, либо продолжают настаивать на расширении платного образования. Между тем в созданной «реформаторами» ситуации заочное образование требует к себе бережного отношения. Дело в том, что российское буржуазное государство, отказавшись от всеобщего обязательного среднего образования, снизило планку до «основного», то есть неполного среднего. Уже сейчас треть выпускников «основной» общеобразовательной школы бросает дальнейшую учёбу. Их доля в ближайшее время будет расти, так как, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, снижается общий жизненный уровень большинства населения страны. Но научно-технический прогресс всё равно потребует приращения знаний от большинства работников. И тогда будет выручать страну заочное образование. Я. Кузьминов, В. Мау и С. Синельников-Мурылёв, будучи сторонниками образовательной гигантомании, предлагают «сосредоточить заочное образование в специально отобранных вузах по соответствующим направлениям знаний». Если следовать такой модели, то ВЗФЭИ - образцовый заочный вуз. Но это не устраивает М.А. Эскиндарова. Потому он предлагает сохранить заочное образование только для тех, кто уже имеет вузовский диплом. По его утверждениям, первое высшее образование должно быть только дневным, очным. Ясно, что подобная позиция профессора корыстна, так как оправдывает ликвидацию ВЗФЭИ. Одновременно ректор ФУ ловко подсюсюкнул «нашим» архилибералам, предложив ввес-ти заслон на пути к знаниям для «кухаркиных детей». М.А. Эскиндарова поддержал вице-президент Российской академии образования (РАО) В.А. Болотов, подошедший к проблеме очень адресно: он порекомендовал ВЗФЭИ «заняться средним специальным образованием». Это уже не лукавая реорганизация, а недвусмысленная ликвидация вуза, хотя никто публично не упрекнул этот вуз в низком качестве подготовки специалистов. Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту выставляют другие упрёки. Некий аноним из Минобрнауки РФ без тени смущения заявил, что нельзя хорошо учить студента, выгребая из его кармана «только» 40 тысяч рублей. Но он забыл, что государство выделяет на одного заочника-бюджетника всего-навсего 12 тысяч рублей. Тем не менее чиновники и министерства, и РАО убеждены, что студента надо обдирать как липку. ФУ идёт в ногу с «требованиями дня»: там студент за обучение платит от 80 до 120 тысяч рублей. Но студенты заочного института не хотят платить таких денег. Прежде всего потому, что не в состоянии. Наконец, история с ВЗФЭИ выявила ещё одну существенную грань нынешней системы образования: у идеологов его реформ нет принципиальной концепции. Так, Я. Кузьминов, стремящийся аннексировать вместе с МИЭМ все вузы в пределах Бульварного кольца, утверждает, что реформа неизбежно должна привести к «территориальным кластерам». Неофит среди идеологов разрушения высшей школы Эскиндаров убеждает, что в стране должен господствовать отраслевой принцип формирования всё тех же «образовательных кластеров». Сей «плюрализм» реформаторов зиждется на том, что ими движет корысть, а до интересов страны и народа им нет никакого дела. И ещё. Какие модели ни изобретали бы горе-реформаторы, они всё делают для того, чтобы была исключена соревновательность между отечественными вузами. Выходит, сегодня в РФ правит бал новая популяция либералов - либерал-монополисты. Виктор ТРУШКОВ.
|