А.Е. Локоть: «ЕдРо» загодя готовится к большим выборам, радикально перекраивая избирательное законодательство
«ЕдРо» загодя готовится к большим выборам, радикально перекраивая избирательное законодательство. Всё делается во имя сохранения власти в руках нынешней правящей силы.
Знаковые фигуры активно высказываются, что надо изменить в законодательстве о выборах. Спикер Совета Федерации В.Матвиенко – за восстановление строки «против всех». А глава Центризбиркома В.Чуров – за отмену «дня тишины». Но их предложения – сущие мелочи по сравнению с законом А.Клишаса, председателя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации, представляющего исполнительную власть Красноярского края. Его закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, а также законодательных (представительных) органах муниципальных районов, городских округов с численностью двадцать и более депутатов) устанавливает, что на выборах региональных и местных парламентов в единый день голосования избирается всего 25% депутатов по партспискам, а 75% - по одномандатным округам. Почему сенатор-богач, недавний президент ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" Клишас стал автором революционного закона, - знают, пожалуй, в кремлёвской администрации.
Закон раскольнический. В Госдуме за него во всех трёх чтениях голосовала только «Единая Россия», решительно против высказались остальные три фракциии - КПРФ, ЛДПР и «СправРоссия». В последние годы на выборах преимущество было за партиями, на их деятельность и позицию ориентировалось общество, а не на отдельных одномандатников. Нынешняя Госдума избрана по партийным спискам. Теперь, пророчат аналитики, всё идёт к введению мажоритарной системы, конечно, под лозунгом «демократизации парламентаризма».
Хотя демократия российскому режиму абсолютно не нужна. Режиму нужно остаться при власти любой ценой. Парламентские выборы в 2011 года, а потом и выборы в местные органы власти 8 сентября показали, что «Единая Россия» вызывает отторжение у избирателей. На следующих выборах «медвежья» партия может остаться ни с чем. По данным Центра политических исследований, «Единая Россия» потеряла поддержку избирателей в среднем на 20% по сравнению с выборами 2008-2009 гг. В сентябре 2014-го, когда будут проводиться выборы в Мосгордуму, могут случится неприятные для власти сюрпризы. Компартия дышит в затылок «Единой России». Обезопаситься от реальной оппозиции власть решила новым законом, который позволит единороссам прикрыться маской самовыдвиженцев. Эту тактику уже опробовал Собянин. Будучи членом «Единой России», он пошёл на выборы московского мэра независимым кандидатом, чтобы не компрометировать себя принадлежностью к партии, раздражающей электорат.
Конечно, о своём падении в глазах общества единороссы не говорят. Но тихой сапой обновляют выборное законодательство. Коммунисты обвиняют «Единую Россию» в целенаправленном развале политической системы страны. Сначала единороссы открывают шлюзы для партий в 500 человек, а потом принимают закон, практически отменяющий партсписки.
О причинах и последствиях принятия закона, который сворачивает партийную демократию и распахивает парламентские двери крутому бизнесу и уголовщине, - говорит депутат-коммунист Анатолий Локоть.
- Что подтолкнуло партию власти срочно принять антидемократичный закон Клишаса?
- По моим наблюдениям, страна втягивается в тяжелейший период, который грозит России очень серьёзными экономическими проблемами. Первое чтение бюджета на будущий год свидетельствует об этом. Никто не хвалил финансовый план, начиная с самого министра Силуанова. Он намекал, что трудные времена настают для российских субъектов. Адвокат Макаров показал любопытный подход: когда он выступал от бюджетного комитета, то пинал бюджет, как мог. А когда представлял мнение «Единой России», то сменил критику на лояльность: бюджет, мол, надо принимать, так надо для страны. Но все же видят, что экономика падает и напряжение, а с ним и протестные настроения в обществе будут нарастать. Избиратель вряд ли будет голосовать за партию власти. Вот и решили кремлёвские политтехнологи перекроить закон о выборах так, чтобы переключить внимание избирателя с партий на одномандатников.
С моей точки зрения, принятый единороссами закон Клишаса по своим последствиям имеет не меньшее значение, чем бюджет. Потому что речь идёт не просто о коррекции избирательной системы. Речь идёт об изменении политической системы в РФ. В предыдущий период Кремль ориентировался на укрепление партий, преследуя, конечно, свои цели…
- Какие цели преследовали?
- Сделав акцент на партии, власть преодолевала самостийность олигархов. И, можно сказать, что Кремль притушил влияние миллиардеров, благодаря развитию влиятельных партий.
Для нас, оппозиции, партийная система создаёт определённые условия для работы, взаимодействия с обществом. Партия всегда имеет авторитет заведомо больший, чем отдельно взятый кандидат в депутаты. И административному ресурсу справиться с партией сложнее, чем с одномандатником. Это подтверждает весь опыт избирательных кампаний.
На выборах по партийным спискам КПРФ заметно улучшила свои результаты. У нас появились свои фракции в законодательных органах всех субъектов РФ. Логично было бы распространить партийную систему на муниципальные выборы. А муниципалитетами у нас являются все областные города-миллионники. Тогда усилилось бы влияние КПРФ в городах, районах… Это очевидно.
- Это отвечало бы воле избирателей.
- Разумеется. Не случайно же произошёл обвал «Единой России» на выборах в 2011 году в Госдуму. За этой партией прочно закрепился тренд «ПЖИВ» - «партий жуликов и воров». В Кремле увидели, что партийным проектом «Единая Россия» они не достигают единовластия. И начали менять политическую систему с тем, чтобы сохранить статус-кво. Обкатали свою идею на выборах мэра в Москве. Собянин стал самовыдвиженцем. При этом произносятся слова о том, что лучше опираться не на партийный актив, а на мнение всех москвичей. Москвичи, проголосовали ногами, дав понять мэру, что он далеко не всем по душе.
- Но была сделана красивая мина…
- Да. Но московские выборы стали отправной точкой, после которой власть сделала разворот на 1800 от партийной системы. Нас убеждают, что меняется всего лишь система выборов. На самом деле меняется политическая система.
- Кому это выгодно?
- Оппозиции, в частности, КПРФ, как главной оппозиционной партии, выгодно укрепление партийной системы, выборы по партийным спискам. Ранее и единороссы были на стороне партий. Это осенью они неожиданно прозрели и начали всех уверять, что избирателю ближе отдельные личности, т.е., одномандатники. Хотя избирателей они не спрашивали, а слушали указания сверху…
На первый взгляд может показаться, что голосовать за конкретного человека вроде бы легче. А если он ещё дарит подарки, в агитационно-избирательный период обещает, например, благоустроить улицу, двор, подъезд, то у него появляются все шансы обойти безденежного соперника-оппозиционера. То, что богатенький кандидат в парламенте будет голосовать против интересов граждан, против социальных программ, но за поддержку своего буржуазного класса, - часто до избирателей не доходит… Поэтому на выборах по мажоритарной системе преимущество получат олигархические структуры и местные князьки.
- Что произойдёт, когда они войдут в парламент?
- Если эта система внедриться, а она, судя по всему, внедриться, то на местах от оппозиции мало что останется. Став депутатами, «независимые» и очень обеспеченные одномандатники, сразу же окажутся в одной партии, в одной фракции, которая будет поддерживать власть во всём. Избиратель в итоге окажется в стопроцентном проигрыше. В законодательных органах без оппозиции будет сплошной одобрям-с.
- И ни в чём не удастся докопаться до истины?
- Это одно. Другое – ещё хуже. Что происходит с мажоритарной системой на местах? Города и избирательные округа в муниципалитетах и так уже поделены между местными князьками, никакими выборами их оттуда не сковырнёшь. Они срослись с властью, административный ресурс работает на них, потому что они за всё платят, у них есть деньги, чтобы провести избирательную кампанию, как им надо, войти в заксобрание, обрести ценную для них неприкосновенность и жить в своё удовольствие.
Потом, смотришь, этот делец потянет в парламент родственников – братьев, сыновей, дочерей, зятьёв, сватов, и в зону его влияния попадут целые районы, города, огромные территории субъекта, где будут избираться в законодательные органы власти представители по принципу клановой принадлежности.
А власть, передаваемая по наследству, - самое худшее, что может произойти, и что можно себе представить. Власть на местах перейдёт под контроль этих князьков. Они будут диктовать свою волю мэру, главе администрации, законодательному органу. Они и будут реальная власть. Причём, не без наличия криминальных элементов.
Это уже сегодня происходит на местах. Например, в Красноярске, где «Единая Россия» проиграла скандальному предпринимателю Анатолию Быкову.
Если мажоритарная система будет внедряться на федеральном уровне, то Госдума превратиться в олигархическое представительство. Страна вернётся к тому, с чем власть едва справилась с помощью партийцев. Олигархи опять войдут во власть и начнут опять диктовать, что делать Кремлю и Дому правительства.
Напомню, что и Березовский, и Абрамович были депутатами Госдумы, избирались они по одномандатным округам. Был депутатом Госдумы «строитель» финансовых пирамид Мавроди, он тоже избирался по одномандатному округу. Из таких личностей хотят в РФ формировать законодательную власть?
- Может, интересы российского руководства такие же, как у олигархов?
- Я не говорю о мотивации поведения руководства. Я говорю с государственных позиций. Нельзя забывать, что каждый олигарх бьётся за свою прибыль, жёстко противостоит конкурентам, отстаивая сферы влияния. Сдерживать их может только партийная система.
А при одномандатной системе им легко покупать депутатов, округа. Если сами не пойдут на выборы, то купят тех, кого надо. И получат власть, которую будут держать под своим контролем.
- В новейшей истории уже было, когда выборы проводились по смешанной системе – 50% депутатов выбирали по партспискам, 50% - по одномандатным округам.
- Было. Были и подкупы депутатов, чтобы продиктовать государственной власти олигархическую волю. Эта цель ставилась.
А закончилось чем? Посадкой одного олигархического клана, бегством за рубеж Березовского и Гусинского, и поворотом власти к партиям.
- Теперь хотят повторить пройденное?
- Хотят вернуть… В этой связи приведу известное изречение Березовского: изберём хоть обезьяну… БАБ имел в виду, что денег хватит, на что угодно. И сегодня богатым абсолютно выгоден закон Клишаса. И совершенно не выгоден партиям, даже такой, как «Единая Россия».
- Тогда, какой смысл было объявлять партийную свободу: 500 человек – уже партя, иди на выборы?
- Медведеву показалось, что «Единая Россия» всех подомнёт под себя. Но, забуксовало, не получается.
- Почему?
- Потому что не «Единая Россия» диктует. Она в механизме власти - просто приводной ремень, который послушно выполняет волю сверху. Штаб не в «Единой России». Он – в Кремле, на Старой площади, там «мыслители» сидят. Если они решили, что ремень износился, его меняют. Например, на народный фронт.
Но с мажоритарной системой они могут обмануться, ибо рискуют оказаться под диктатом олигархов, захвативших основные ресурсы нашей страны. Вот что такое мажоритарная система. В этом её опасность для страны, для избирателей.
- Закон предусматривает особые условия выборов в Москве и Санкт-Петербурге?
- В Москве и Ленинграде, согласно закону, и проведение выборов в городские заксобрания, и распределение депутатских мандатов отдаются на усмотрение местных законодателей. И там, скорее всего, будут одни одномандатники.
- К этому, наверное, и сведут избирательное законодательство к парламентским выборам 2016 года?
- Думаю, да. Но то, что Москве и Ленинграду создаются особые условия и правила, то это грубое нарушение Конституции РФ, где утверждается, что все субъекты РФ равноправны между собой. Теперь любой российский регион может заявить, что хочет проводить свои выборы на таких же условиях, как Москва и Ленинград. И они будут правы. Мажоритарная система восторжествует.