Секретарь ЦК КПРФ С.П. Обухов о президентском самодержавии и "танковой Конституции". Фрагменты дискуссии на "Право голоса" (ТВЦ)

 

В передаче "Право голоса" на телеканале ТВ Центр состоялась дискуссия в связи с двадцатилетием Конституции 1993 года. В обсуждении принял участие секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы С.П.Обухов.

Позиция С.П.Обухова, его оценки "танковой Конституции", закрепленного в ней президентского самодержавия неоднократно встречали одобрение зрительской аудитории и поддержку экспертов, принимавших участие в обсуждении.

Депутат-коммунист в дискуссии отстаивал принципиальную позицию КПРФ по "ремонту" Основного закона и, прежде всего, по отмене ст.80 Конституции, которая позволила президентам за 20 лет присвоить себе более 500 полномочий в ущерб другим органам власти.

Особую поддержку зрителей вызвала реплика С.П.Обухова о необходимости отразить в Конституции русского государства роль государствообразующего русского народа.

Предлагаем фрагменты дискуссии с участием секретаря ЦК КПРФ С.П.Обухова.

«Право голоса» (ТВЦ), «Конституция 20 лет спустя». Выдержки из дискуссии и высказывания С.П.Обухова

Обухов:

Спор об идеологии в Конституции – это отвлечение внимании я на негодный объект.

Профессор Лукьянова сказала правильно: это «танковая» конституция, принятая в условиях гражданской войны и отражавшая интересы президента-победителя. И ключевое уродство этой конституции – статья 80-я, о которой говорил уважаемый профессор Шейнис, которая предполагает суперпрезидентские полномочия, с ручным управлением, то есть за 20 лет существованиия этой конституции мы не сформировали институты, и я думаю, что профессор Плигин меня тоже здесь поддержит. Нет институтов саморегулирующихся и саморазвивающихся. Почему? Суперпрезидентская республика с 80-й статьей. Прописано так: президент гарант целостности, гарант прав и свобод, гарант прав человека, он еще определяет основные направления внутренней и внешней политики. Здесь полностью цитируется статья 6-я Советской конституции, ее перенесли. Но если КПСС был коллективный субъект управления, была выборность, был контроль, то здесь мы имеем одного человека, здесь я полностью согласен с Еленой, который всё определяет, всех назначает и не за что не отвечает. Вся беда этой конституции в том, что она уйдет в небытие, когда себя исчерпает режим личной власти. Самодержавие, обшитое парламентскими досками.

Исаков: 20 лет показали, что мы не сумели закрепить светые, разумные идеалы, на правктике всё дальше отходим от них. Возьмите наши выборы, важнейшие права граждан – разве такими они должны быть? Мы всё дальше уходим от рубежей, которые были на моаент принятия конституции.

Плигин: В целом мы живем  лучше, чем в любой другой исторический период жизни России.

Обухов:

Мы до сих пор не достигли советского уровня жизни – это официальная статистика.

Неизв.: Нужно не рушить ту конституцию, которая есть, а думать о том, как завершить переходный период.

Румянцев:

 Нам дали подышать лишь 9 месяцев, когда пришло правительство Примакова, а потом всё продолжилось.  Не понимаю, почему социал-демократы никак не придут к системе политических качелей после либералов. Когда не пускают нормальные политические качели, начинаются революции, смятение. Нам обязательно нужна сменяемость власти, политические качели и корректировка экономического курса.

Обухов:

Мы конституцию меняем второй раз и каждый раз увеличиваем полномочия президента. Первый раз мы увеличили срок полномочий президента, сейчас мы уничтожили ему независимую прокуратуру и с помощью переходных положений позволяем президенту переназначать судей. У нас опять процесс негативный – увеличение полномочий президента.

Шейнис:

И процесс идет в обратном направлении.

Обухов:

Более того, за двадцать лет президент присвоил себе более 500 полномочий в тех или иных сферах – ему позволяет это 80-я статья конституции.

Изменять конституцию нужно, ключевой момент – возрождение парламентского контроля, прекращение недопарламентской ситуации, здесь я согласен с коллегой Шейнисом, ограничение президентского самовластия. Да, у нас должна быть сильная парламентская республика, но не настолько, чтобы был как египетский фараон, генсек и русский царь вместе взятые. И следующее – у нас должны быть механизмы контроля за соблюдением конституционных прав и гарантий.

Говорили, что наполняются социальные права, здравоохранение стало лучше – статистика говорит о другом. У нас сплошь и рядом не выполняются социальные стандарты – я говорю о пенсиях, об антикоррупционных обязательствах, которые подписывала и ратифицировала Российская Федерация. Впереди непочатый край работы, и я согласен с Олегом Германовичем, что необходимо осуществлять эти три основные направления совершенствования конституции.

Обухов:

 Русский народ – государствообразующий, это принципиальная позиция КПРФ.

Не может быть так, чтобы в конституции русского государства не говорилось о русском народе.

 

674 0