Экспресс-анализ десятого президентского послания В.В. Путина

Второй раз президент Путин огласил своё послание перед новогодними праздниками. Второй раз оно стало декларацией планов на следующий год, а не перечнем задач на текущий, как это было в предыдущих посланиях. Опять при изначальной заявке, что в послании докладчик намерен говорить о долгосрочных проектах и планах, оно тут же всё рассыпалось в мелкотемье. Опять всё та же унылая повторяемость традиционно нерешаемых проблем. Опять «забывчивость» при оценке реального положения дел и ранее поставленных задач.

Курс прежний — либеральный

Первый зампред ЦК КПРФ Иван МЕЛЬНИКОВ о послании президента:

«Послание президента вновь строго базировалось на ценностной карте либеральной экономической модели. Мы практически ничего не слышали ни о социальной справедливости, ни о подвижках в решении проблемы имущественного расслоения. С таким курсом и подходом мы, естественно, не можем согласиться».

МЕЛКОТЕМЬЕ было в значительной мере свойственно всем посланиям, нынешнее заметно выделяется даже в этом ряду тем, что в нём отсутствует хотя бы намёк на скрепляющий стержень, который сводил бы воедино весь этот набор незначительных, третьестепенных проблем.

Путин говорил о чём угодно — начиная от цен на общежития и заканчивая имущественными спорами в третейских судах, — но так и не прозвучал ответ на главный вопрос, которого требует от послания президента Конституция: куда, зачем и как мы идём, то есть каковы глобальные цели страны и какие шаги уже сделаны на этом пути.

Очевидно, что наблюдаемое мелкотемье является следствием двух взаимодополняющих процессов: во-первых, неспособности власти к разумной, созидательной, стратегически прорабатываемой деятельности; и, во-вторых — политтехнологического приёма, заключающегося в подаче образа президента как «заботливого отца нации», который в курсе всех, даже самых мелких проблем граждан.

Здесь необходимо отметить, что в этом послании, в отличие от предшествующих, вообще не поминалось о сделанном, не было даже обычного краткого «отчёта» о том, что было достигнуто за истекший год.

Таким образом, десятое по счёту послание президента Путина окончательно скатилось к голому прожектёрству и популизму.

Послание было произнесено в день 20-летия Конституции. Поэтому президент не мог обойти тему Основного Закона и идущую сейчас его правку под задачу усиления режима личной власти посредством усиления президентского контроля над судебной системой и ликвидации самостоятельного института прокурорского надзора.

Опять было повторено мифическое обоснование необходимости слияния Верховного и Арбитражного судов: «Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же». Хотя сами суды уже раскритиковали ляпы и несуразности в законодательных новациях по их объединению. Ни в Думе, ни самим президентом так и не было названо ни одного примера дел, когда Верховный и Арбитражный суды по-разному толковали одну и ту же норму закона.

Ясно, что говорить о желании переаттестовать высших судей в администрации президента под предлогом процедуры слияния, равно как и о желании лишить прокурорский надзор самостоятельности, Путин не решился. Это очевидные, но не декларированные цели поправок в Конституцию.

Заявкой на будущую перекройку Конституции под нужды режима личной власти стало заявление о том, что конституционный процесс нельзя считать завершённым. А декларацией классовой сущности режима стало определение приоритетного слоя граждан: бизнес-сообщества, предпринимателей, участие которых в управлении страной поставлено как приоритетная задача.

Сразу после слов о том, что Конституция важна, но жизнь не стоит на месте и точечные изменения Конституции необходимы, Путин перешёл к политической части своего послания. Она оказалась на удивление короткой и малозначимой.

Видимо, Путин решил, что особо опасных внутренних угроз для режима личной власти пока не наблюдается, поэтому проблемы перемен в политической системе оставил за скобками послания. И это — несмотря на то, что именно сейчас идут интенсивные процессы переписывания правил игры в политической системе и перекраивания партийной системы.

Но те некоторые темы, которые прозвучали в послании, например усиление новых партий, которые «составят конкуренцию старожилам политической системы», или «создание общественных советов при органах исполнительной власти» и «усиление роли Общественной палаты», весьма показательны. Из этих заявленных приоритетов можно сделать следующие выводы.

1. Путин демонстративно показывает, что удел партий — конкурировать между собой без всякой угрозы для реальной «партии власти», а точнее, правящей уже 20 лет группировки.

2. Очерчены чёткие границы «политической песочницы», в которой допускается реальная политическая борьба. А задача партий — не бороться за власть, а удержаться в этой «песочнице» под натиском новых партий.

3. Было показано, что и спустя 20 лет после провозглашения «танковой Конституции» свободные выборы в России с предсказуемыми правилами и непредсказуемым результатом невозможны. Результат выборов в виде прихода к власти новых политических сил неприемлем для Путина. Нам предлагают непредсказуемые правила, чтобы обеспечить предсказуемый результат. Именно это, по сути, имеется в виду во фразе: «чтобы через механизм выборов приходили ПОДГОТОВЛЕННЫЕ люди». Если придут «не подготовленные», то, надо понимать, отработанный механизм «посадок» и «отрешений» будет запущен на все сто процентов.

4. Путин продолжил чёткий курс на создание имитационных, квазиобщественных структур. Отгораживаясь от общества, игнорируя его запросы на перемены, на сменяемость власти путём выборов, правящая группа пытается создать витрину, демонстрирующую связи власти с обществом. Был продекларирован очередной шаг в этом направлении — создание общественных советов при органах исполнительной власти. Если проанализировать предыдущие шаги Путина в этом направлении, то мы увидим, что это не отдельный штрих, а целая система.

5. В России уже создан набор заменителей естественных политических или общественных механизмов. Вместо того, чтобы в достаточной степени молодёжь присутствовала в парламентах различного уровня, создают молодёжные палаты. Вместо того, чтобы общественность могла влиять на власть через СМИ, тот же парламент, у нас созданы общественные палаты. Многие партии не могут попасть в парламент, тогда создают совет непарламентских политических партий. Вместо свободных и прозрачных выборов с нормальной конкуренцией, когда общество само определит, какие партии должны быть в парламенте, как они должны влиять на государство и общество, кто должен возглавлять исполнительную власть и как она должна работать, что могло бы стать единственным нормальным рецептом, который выработало человечество, Путин предлагает, по сути, дополнительную бюрократизацию и создание искусственных структур.

6. По теме местного самоуправления, кроме банального признания — «Неразбериха с полномочиями», никаких других «сенсаций» не произошло. Все «домашние заготовки» в виде встреч Путина с представителями местного самоуправления, красивые декларации в статьях и выступлениях никакого переложения на язык послания не получили.

Признание экономического провала без должных выводов

Особенностью нынешнего послания стало широковещательное признание провала экономической политики. Но оно прошло без должных выводов и предложений, если не считать банальных утверждений о неких известных факторах роста. Но дальше этого самобичевания никаких других выводов не было сделано.

Президент подробно остановился лишь на проблеме офшоризации экономики, скромно признав провал мер по деофшоризации.

Внимание к этой теме, видимо, связано с попытками как-то оправдать отсутствие реализации прошлого послания и экономических достижений. Предложены и некоторые меры.

Но вся проблема в их реализуемости. А в этом большие сомнения, так как предыдущие заявки из прошлогоднего послания так и не были осуществлены.

Путин и пустота

«То ли делается так, чтобы вызвать недовольство в обществе, то ли вообще ничего не делается», — заявил президент Путин в послании о работе своей команды.

«Где все эти меры?» — вопрошает глава государства, который уже второй год не может добиться от подчинённых выполнения своих «майских указов». Словно глас вопиющего в пустыне в который раз по Георгиевскому залу разносится уже почти традиционное путинское праведное негодование: смотрите, люди, царь хороший, но разве можно найти управу на таких нерадивых бояр?..

А далее следует поток правильных и даже красивых слов: о патриотизме, о традиционных ценностях, о «духовных скрепах»… И опять разбивается о глухую стену некомпетентности, коррумпированности и цинизма чиновничьей рати. Не случайно в своём послании президент несколько раз делает акцент на коррупционной угрозе: и в связи с обострением межэтнических отношений («продажные сотрудники правоохранительных органов»), и в привязке к провальным показателям нацпроекта «Доступное жильё» («Очень коррумпированная сфера»), и, конечно же, в рамках проблемы реформирования местного самоуправления («Органы местного самоуправления сотрясают коррупционные скандалы»).

Часто сокрушаясь в послании о проблеме коррупции, называя её при анализе положения дел в каждой сфере, Путин при этом никаких рецептов искоренения этого зла не предлагает — даже в чисто декларативном, популистском формате. Воевать против «своих» глава государства явно не готов.

Национальный вопрос и антирусская лексика

По сравнению с прошлогодним посланием наблюдается резкое изменение вектора национальной политики Путина. И выбор этот — не в пользу русского народа. Эту позицию президент выразил в резкой, недвусмысленной, откровенной манере. Так, намекая на события в Бирюлёве, Путин заявил, что будто бы «бытовая трагедия явилась поводом для бузы». Подобная антинациональная позиция очень красноречиво показывает, в чьих интересах действует российская власть. Впрочем, чего ещё ожидать от власти, выражающей интересы транснационального капитала?..

Следует отметить, что часть предложений и идей в послании взята из политического программного багажа КПРФ. Мимикрия под левые и государственно-патриотические ценности — это старая путинская традиция.

Зато в области здравоохранения и образования Путин предложил проводить эффективную «оптимизацию», что на практике приведёт к ликвидации ряда «неэффективных» учреждений образования и здравоохранения.

Работников этих сфер ожидают нелёгкие времена, так как президент призвал более стремительными темпами проводить реформу. Это переход на «эффективный» контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения, которые предоставляют услуги наилучшего качества.

Президент пообещал повысить зарплату учителям и врачам, но при этом дал понять, что им придётся постоянно подтверждать уровень своей квалификации, возрастёт конкуренция, что, безусловно, отрицательно скажется (как мы это знаем на практике) на психологической и нравственной атмосфере в трудовых коллективах (приведёт к росту напряжённости, конфликтности), а в конечном итоге негативно отразится на качестве предоставляемых услуг.

Президент признаёт, что за прошедшее время закон о некоммерческих организациях не дал положительных результатов: качество услуг в образовании и здравоохранении не улучшилось. Тем не менее он всё ещё наивно ожидает положительных сдвигов от этой «реформы».

Путин предложил и дальше реализовывать переход к страховому принципу в здравоохранении и образовании. По его мнению, это улучшит качество услуг, а граждане будут «более ответственно относиться к своему здоровью». Надо полагать, что теперь болеть станет ещё более накладно.

Неоднозначно можно оценить предложение президента по объединению «под одну крышу» детских дошкольных учреждений со школами. Такой процесс, в частности, уже начался в Москве и вызвал шквал возмущения педагогов и родителей.

Из положительных новаций можно назвать предложение о возвращении обязательности сочинений как итоговой аттестации учащихся. Но ЕГЭ, к сожалению, по-прежнему сохранится.

Не нашла серьёзного отражения тема культуры. Фактически, Путин лишь отметил, что 2014 год объявлен в России Годом культуры.

Не была затронута в президентском послании и тема экологии. Прозвучал лишь тезис о том, что необходимо отстроить систему технических и экологических регламентов.

В общем и целом послание Путина позволяет сделать вывод: вновь были без указания авторства заимствованы некоторые программные установки КПРФ. Однако, пока финансами в России управляют Чубайс, Кох, Медведев и Улюкаев и иже с ними, пока образованием занимается Ливанов, а культурой — Мединский, слова Путина — это только слова.

 

 

868 0