Депутат фракции КПРФ в Госдуме от Новгородской области , директор ЦИПКР С.И. Васильцов: Политический ландшафт от выхода Ходорковского не изменится
«На мой взгляд, политический ландшафт от выхода Ходорковского не изменится. Одна эта фигура не может совершить такого подвига», – сказал в интервью «Свободной Прессе» депутат Госдумы из фракции КПРФ, директор Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) Сергей Васильцов.
– Почему власть пошла на такой шаг? На протяжении долгих лет на Кремль оказывалось давление: в России есть силы, которые хотели освобождения Ходорковского. Для либерального крыла политического процесса он стал своего рода знаменем. Но дело в том, что к этому же крылу принадлежит и власть. По сути, Кремль и сторонники Ходорковского – это близнецы-братья. Старые противоречия между ними успели сгладиться. Поэтому особого значения этому событию придавать не стоит. Думаю, что с выходом из тюрьмы эпопея с Ходорковским закончилась.
«СП»: – Может ли Ходорковский стать лидером «болотного» протеста?
– Это вполне возможно. Но вряд ли из этого может родиться что-то грандиозное в нашей политической жизни. Я вообще не переоцениваю нашу «болотную» оппозицию. Сила, которая обладает колоссальными финансовыми ресурсами, смогла на пике своего развития в пятнадцатимиллионной столице вывести на улицы всего около 50 тысяч человек. Это не та сила, которая определяет политику.
«СП»: – На выборах московского мэра Навальный получил голосов больше, чем кандидаты от парламентских партий вместе взятые. Что будет, если Ходорковский войдет в союз с Навальным?
– Практически ничего не изменится. На раскрутку Навального были брошены огромные силы. Чего только стоит вся эта история с «арестом» и последующим освобождением! Из него усиленно делали героя и мученика, СМИ неистовствовали. Таким способом можно получить хороший результат, но только на одних отдельных выборах. Объединение Ходорковского и Навального возможно. Но я не верю в то, что это станет решающим событием в общественной жизни.
«СП»: – Получается, что власть сильна как никогда. Она и Ходорковского может освободить, и оппозиционным движением манипулирует как хочет.
– Я бы не мерил силу власти освобождением Ходорковского. Власть решает свои задачи, которых мы до конца и полностью не знаем, а лишь наблюдаем «дымовую завесу». Поэтому я очень осторожно оцениваю подобные решения.