Юрий Болдырев о концепции русской истории, представленной на открытии Олимпиады в Сочи: "Историческое убожество"
Олимпиады традиционно подаются как возможность для страны презентовать себя всему миру. Но может ли такая презентация быть вырвана из контекста? Нам ведь рассказывают наши же правители, что соперники и противники «переписывают» нашу историю. Они переписывают, а мы? Наши «президент-премьер» дают отпор – всякие поручения о разработке единой концепции нового учебника истории. Чтобы никто не мог трогать нашу историю грязными руками.
Правильно: Грязными руками нельзя никому. Нам – нашим правителям и спорт- и шоу-менеджерам - можно.
Первый канал: «Мир замер – он вглядывается в свое отражение». «Грандиозное зрелище, созданное чтобы завораживать и удивлять». Чем же нас удивили в «Сне о России»?
Признаюсь: и удивили, и огорчили.
О полетах «девочки Любы» над Россией умолчу – не искусствовед и не претендую. Хотя в ухе у русской «девочки Любы», как выяснилось, «сидела» подсказчица по имени … Кэрол, правда, «уже научившаяся говорить по-русски!». Согласитесь, символично: без подсказки из «цивилизованного мира» у нас уже не только президент и правительство не работают, но даже и русская «девочка Люба» снов о России не видит…
«Алфавит» же «девочки Любы» заслуживает внимания. Пушкин в нем, например, оказался лишь в связи с буквой «ъ» в конце фамилии. Равно как и Чайковский оказался на букву «й» - как заканчивается его фамилия. В отличие от Кандинского, Малевича, Шагала и Набокова, удостоенных, все-таки, упоминания на первые буквы своих фамилий. И Менделеев оказался не на «М» (занята Малевичем), а лишь на «П» - периодическая система…
Оригинальненько.
А чему места в алфавите вообще не нашлось?
Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Так ведь буквы кончились? Но на «Т» решение нашлось – вместе с Толстым упомянули и телевидение. И главное: вы буквы считаете или страну презентуете? Или «Большой театр» выезжает на гастроли по всему миру не с этими именами на афишах? А Рахманинов – может быть, в мире недостаточно известен? А Прокофьев, Хачатурян?
А Репин, Суриков, Васнецов, Айвазовский, Левитан? Это, конечно, не Малевич, где уж им…
А где же Бунин, Шолохов, Пастернак? Это только нобелевские лауреаты…
А где, например, Попов? Или это только для внутреннего потребления у нас свой изобретатель радио, а вовне мы политкорректненько не спорим?
А Королев? А Туполев, Ильюшин, Яковлев, Антонов – несмотря на целенаправленные действия по уничтожению российского авиапрома, самолеты с этими именами до сих пор летают по всему миру…
А ныне живущий нобелевский лауреат академик Алферов, без открытий которого не получалось бы теперь так запросто все происходящее снимать на мобильники? Неужто и это нельзя было эффектно подать?
Наконец, среди символов России не нашлось места ни Сталинграду, 70-летие победы под которым праздновали всего год назад, ни Ленинграду, 70-летие освобождения которого от блокады отметили всего полторы недели назад. Ни Мамаеву кургану. Ни советскому солдату, держащему на руках спасенную девочку… Но разве это - не те важнейшие символы нашей страны, о которых стоило бы напомнить? Или не хотели расстраивать собравшихся на праздник?
«Алфавитом» не ограничились – решили сделать второй заход и рассказать об истории страны подробнее. От открытия аргонавтами Колхиды, через Петра Первого к … Никите Михалкову со словами «С Богом, ребята, начали!» - и вот «возник олимпийский парк и стадион «Фишт». Надо понимать, как вершина достижений человечества…
И третий заход – история России еще подробнее. Тут, прежде всего, Петр Первый с флотом – настоящим, с пушками. Рассказ о подушевом сборе налогов, даже за бороду. Это, наверное, важнейшее, в чем мы теперь презентуем себя миру. И главная битва России – за выход к морю. «Только так страна откроется миру, станет частью Европы!». Вот, оказывается, все ради чего! А что ж тогда мы теперь с Украиной так упираемся? Тоже ведь, понятно, «частью Европы» хотят быть…
Далее - век блистательных балов. С Наташей Ростовой и другими героями Толстого. Затем декаданс. И, наконец, надо понимать, главная «фишка» в новой подаче нашей истории себе и миру. По сути – «Красное колесо». Тут – сплошные шестеренки и винтики. И все кроваво-красное. Сказать, что этот сюжет затянули, это еще ничего не сказать. Если ориентироваться по хронометражу действа, то главных сюжета в нашей истории, собственно, три: Петр Первый, шикарные балы XIX века и это самое «из жизни винтиков и шестеренок». И позже - еще четвертое: какое-то мультяшечное действо с пионерами, милиционерами и колясочками. Это мы, надо понимать, перед Китаем, Индией и мусульманским миром позиционируем себя как «героев деторождения». С предварительным, столь же героическим детозачатием: «Ах, влюбленные!».
Возвращаемся к главной «фишке». Комментарий ведущего Первого канала к мельтешению красных винтиков и шестеренок: «Как много красного цвета - этого цвета крови!». Понятно: «радикальный социальный переворот, заставивший мир содрогнуться». То есть, если кого-то смутила вдохновляющая музыка Свиридова «Время – вперед!», если кто-то не понял, что всю эту картинку надо рассматривать как сугубо негативную, то комментатор помог, подсказал – о чем картинка и как эту картинку правильно понимать.
И что – потом опять какие-то внешние вражеские силы будем обвинять в том, что они не правильно трактуют нашу историю?
Чем же все это копошение винтиков и верчение шестеренок, хотя и под возвышающую созидание музыку Свиридова, заканчивается? Чем-то странным: «Что-то ломается в движении этих гигантских красных машин... Развитие остановилось» (тот же комментатор Первого канала).
Отчего же оно вдруг остановилось? Более того, у нас ли, в СССР ли оно остановилось? Хотя, понятно: это, видимо, все та же Кэрол написала – про их «Великую депрессию»…
А далее, похоже, нас бомбили. Немножечко, чуть-чуть. Может быть, даже и не нас, а кого-то другого, рядом. Звучал в отдалении звук какого-то самолета, какие-то взрывы. Горстка винтиков при этом замерла - никаких попыток сопротивления.
Правда, скороговоркой успели про то, что, вроде как «наступило самое страшное время в тысячелетней истории России. Главный час, когда решалось – быть ей или нет. Прожектора тревожно ищут в небе вражеские самолеты. Гул, гул их над нами. Разрывы. И в ушах как будто после контузии пульсирующие звуки» (Набутов – Первый канал).
Что это было? Может быть, очередной «Ноев потоп» (перл все того же Набутова)?
Но главное, как-то все само собой закончилось. То ли передумали нас бомбить, то ли кто-то добрый извне защитил – история теперь умалчивает. В общем, было это совсем недолго – менее одной минуты (!) действа, и как-то неведомым образом завершилось.
Кто и что понял об этом периоде нашей истории из чуть ли не трех миллиардов жителей Земли, которые, вроде, смотрели открытие Олимпийских игр?
Еще раз: сравните эту «художественную» подачу Великой Отечественной войны, в отношении которой, если ничего не путаю (и если верить нашим правителям), злобные внешние силы как раз и переписывают историю, с тем, как были поданы реформы и войны Петра, в отношении которого никаких внешних злобных поползновений вроде нет. Почему же такая разница в подаче?
Или, может быть, не знали, как подать?
Не умеют включить музыку Шостаковича (Седьмую – «Ленинградскую» - симфонию) и показать, как расползается по Европе коричневая чума? Как окружает она Ленинград. Если на рассказ про петровский налог на бороды времени не пожалели, то неужто блокада Ленинграда оказалась менее достойной? И далее показали бы, как «Красной машиной», о которой только что рассказывали так долго и зловеще, коричневая чума была остановлена. Вот вам место и Сталинграду – имя-то точно известно во всем мире. Мир мог подзабыть, но ведь когда еще у нас будет шанс напомнить? И вот показали бы, как фашистскую чуму гонят вспять и уничтожают. И лишь к концу войны сжимают уже с двух сторон, то есть, совместно с подоспевшими к последнему (!) году войны союзниками.
Можно было все это творчески показать?
И уж если псевдо исторический кино-новодел с любимыми актерами запустили, то есть, искусство кино к празднику подмешали, то неужто нельзя было показать подлинные документальные кадры – как наши солдаты открывают ворота гитлеровских лагерей смерти, как жители европейских столиц встречают советских освободителей цветами?
Или это теперь неполиткорректно?
Рассказывать, как Петр делал Россию «частью Европы» - корректно, а о том, как эту же Европу эта же Россия (тогда – СССР) освобождала от фашизма – уже нельзя?
Ну скажите, вы - наши правители, когда у вас в следующий раз будет возможность не играть желваками «для внутреннего потребления», а представить всему миру историю России в том виде, в каком она достойна быть представлена?
Подозреваю, не скоро.
Сколько бы государственных (народных) денег вы не раздавали бы своим прихлебателям на всякий лубочный «Русский мир», институты прав человека в Париже и Вашингтоне и т.п., совокупная аудитория всех этих мелко пропагандистских кормушек все равно не составит и стотысячной доли той аудитории, которой вы могли напомнить о нашей истории в минувшую пятницу. В том числе, о роли и месте России в мире, о том, каким, в конце концов, был бы нынешний мир, если бы не наши деды и прадеды.
Но что мы увидели вместо этого?
То, что я описал выше. Убожество.
Более того, есть еще одна тема, хотя, признаю заранее, что спорная. Но, тем не менее, мы же всерьез говорим о стране, о ее самопрезентации?
Так если о Петре, о его кораблях и пушках уже заговорили, то почему же упустить, замолчать вопрос о том, почему после Второй мировой не случилось третьей – столь же горячей? Или петровские корабли, пушки и барабанщиков показать не стыдно, а ядерное оружие, ставшее, как это уже исчерпывающе доказала практика, впервые в истории человечества оружием не убийства, но, напротив, глобального сдерживания, показать стесняетесь?
Мне скажут, что Олимпийские игры – не место для презентаций вооружений. Соглашусь, но только в одном случае: если это оружие нападения и устрашения. А если это - оружие сдерживания? Если современный мир таков, как есть сейчас, и если Олимпийские игры только потому и могут проходить как подлинно международные (игры команд и спортсменов из более или менее суверенных государств), что это оружие существует не у одной страны, сразу же поспешившей его применить, а было создано еще и в другой стране, являвшейся ее соперником?
Заранее оговорил, что этот вопрос (стоит ли на Олимпийских играх презентовать страну еще и как ядерную державу) - вопрос спорный. Но, согласитесь, при столь масштабной самопрезентации России, постесняться рассказать о том, чего стоило стране в новейшей истории отстаивание ее суверенитета, а также напомнить о том, насколько мир и Европа, в частности, обязаны нам своей свободой, это уже граничит с каким-то выраженным комплексом неполноценности. Тем самым, что, как утверждают наши правители, навязывает нам Запад.
…А уж потом, как я отметил выше, последовала четвертая тема – мультяшечная полупионерская жизнь. В которой, обратите внимание: какие-то огромные головы, то ли рабочего и колхозницы, то ли еще чего, плюс серп и молот – настоящие и огромные. А первая в мире ракета – космический корабль – что-то детское, надувное, шутейное. Во что дети поиграли, приподняли, опустили – и побежали дальше играть во что-то другое…
А ведь, если бы хотели, то знали, как подать. Например: вид Земли из космоса – теперь дело уже привычное. Но кто первым увидел Землю такой? Об этом даже не скороговоркой, а лишь фамилия в их «алфавите», что означает – толком неизвестно. А кто первым в мире увидел такой Землю не из космического корабля, а через стекло скафандра из открытого космоса? О том, что это был наш космонавт Леонов – ни слова. Конечно, про стиляг – важнее. Они в жизни и нашей страны, и человечества сыграли роль, безусловно, большую. Во всяком случае, если судить по хронометражу, то примерно такую же, как Великая Отечественная война. Времени этим «хипстерам» (так их теперь перевели) отвели в самопрезентации России примерно столько же…
Что после этого сказать?
Казалось бы, все ясно.
Но, как выяснилось, это еще не полная «самопрезентация России».
Понимаю, им на нас совершенно наплевать. Они вовсе не стремились нас как-то специально оскорбить. Им важнее было потрафить Западу, угостить его «клубничкой», этак шлюховато подмигнуть «Гейропе» (как с подачи кремлевских же прихлебателей именуют теперь Европу в сетевом просторечии). И это им удалось.
Сделали они это легко и непринужденно, что называется, мимоходом. После всех казенных речей и протокольных физиономий, сопровождавших принятие строгих законов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, цитирую: «Президент Путин приветствует команду России под звуки «Нас не догонят»! Вперед, ребята!» (все тот же Первый канал ТВ).
Надо ли пояснять, что такое группа «Тату», чем она прославилась? Один момент все же подчеркну: речь не о какой-либо ориентации самих девиц – это их личное дело. Прославились они именно пропагандой, причем не просто гомосексуализма, но именно среди, практически, детей. В Великобритании же их обвиняли в провоцировании педофилии, вследствие чего под давлением тамошнего общественного мнения концерты срывались.
Для справки: открытие Олимпиады никоим образом не сопровождалось предупреждениями «18+».
Стоит ли задаваться риторическим вопросом о том, будут ли организаторы шоу (включая верховного, без соизволения которого в данном случае, очевидно, и мышь бы не проскочила) привлечены к ответственности по закону против соответствующей пропаганды среди несовершеннолетних?
Иезуитская гнусность еще и в том, что привязав музыку гей-пропагандисток к выходу олимпийской сборной страны – организатора Олимпиады, наши «затейники» заставили под этот недвусмысленный гимн встать весь зал – все 40 тысяч человек…
И по совокупности всего, что сказано выше: так согласны ли мы с такой - столь унижающей страну - самопрезентацией России всему миру?
См. материал на эту же тему: Заметки русского интеллигента об открытии Олимпиады. Павел Флоренский о символике для посвященных во время шоу на стадионе «Фишт»
http://kprf.ru/tv/128033.html
Соавторы гр. Эрнста
Джеймс Ли – технический директор Олимпийских Церемоний Сочи 2014
Сильвия Хейес – режиссер-постановщик (цирк Shanghai)
Фил Хайс – хореограф воздушных гимнастов
Натан Рай – хореограф-постановщик
Шана Кэролл - хореограф-постановщик, режиссер (цирк дю Солей)
Натали Симрад – визажист (цирк Дю Солей)
Ким Баррет – художник по костюмам