Статьи о Ленине (из газеты ПРАВДА)
Великий марксист
Ленин - олицетворение, символ ключевых, магистральных тенденций современной эпохи. Это справедливо тогда, когда речь идёт и о человечестве, и о такой милой нашему сердцу его части, как Россия. Масштаб человечества его мыслям и делам придавала его глубокая приверженность марксизму, рассматривающему историю не местечково, а глобально. Но Владимир Ильич был не абстрактный марксист вне пространства и времени, а русский марксист, бывший неотъемлемой частицей самобытной России. Это неразрывное единство двух начал - русского и интернационального - отмечали не только его единомышленники и друзья, но и те из идейных противников, которые были способны объективно оценивать действительность. Тем, кто стремится разорвать эти два начала в В.И. Ленине, стоит почитать хотя бы, каким видел Ленина модный ныне эмигрантский мыслитель, «пассажир» «философского парохода» Н.А. Бердяев. Через 13 лет после смерти Владимира Ильича он писал:
«В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и риторике, практичность мысли... Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство... Ленин был революционер-марксист и государственный человек. Он соединял в себе максимализм русской идеи, тоталитарного революционного мировоззрения с гибкостью в средствах борьбы и практической политике. Только такие люди успевают и побеждают».
Он жил революцией
В марксизме, хоть в Европе, хоть в России, были и остаются два направления - революционное и реформистское. Для реформистов марксизм никогда не был единой доктриной. Они не раз пытались (и до сих пор бесплодно усердствуют) соединить марксизм в социальной сфере с идеализмом в мировоззрении. Они щеголяют марксистской фразой, если ею выгодно щеголять, и отрекаются от неё, когда она становится невыгодна. В.И. Ленин был революционером до мозга костей, до кончиков ногтей. Это подчеркивала не раз Н.К. Крупская, это отмечали все, кто был с ним знаком. Это точно понял стремившийся вникнуть в сущность Октябрьской революции философ Бердяев:
«Революционер - тот, кто в каждом совершаемом им акте относит его к целому, ко всему обществу, подчиняет его центральной и целостной идее. Для революционера нет раздельных сфер, он не допускает дробления, не допускает автономии мысли по отношению к действию и автономии действия по отношению к мысли. Революционер имеет интегральное миросозерцание, в котором теория и практика органически слиты... Большевизм и определил себя единственным ортодоксальным, то есть тоталитарным, интегральным марксизмом, не допускающим дробления марксистского миросозерцания и принятия его лишь отдельных частей».
Великий революционер В.И. Ленин всю мощь своего интеллекта, организаторского таланта, прогностических способностей подчинил победе революции, открывавшей простор для социалистического созидания. Во имя этого он исследовал развитие капитализма в России, сущность перерастания домонополистического капитализма в империализм, следствия неравномерности развития капитализма в разных странах, непримиримо боролся с идеалистическим отступничеством в рядах партии, изучал логику функционирования государства, движущие силы и гегемона революции... Во имя этого он отсекал в политической практике увлечение одних однопартийцев парламентскими формами борьбы, равно как и ориентацию других на отказ от использования этих форм. Во имя развертывания революции сплачивал самостоятельных, ершистых, часто претенциозных политиков в единую партийную команду. Он энергично искал союзников и привлекал попутчиков. Но при этом никогда не шёл даже на малейшие компромиссы в идеологии, не отступал от марксистского миропонимания ни на йоту.
Ленин не сомневался в закономерном характере социалистической революции, но никогда не забывал, что история - это результат деятельности людей, потому что, кроме них, в истории никого нет и быть не может. Он был убеждён, что социалистическая революция - это дело пролетариата. Но поскольку Россия на три четверти состояла из крестьян, то Ленин, взвесив все аспекты такого нестандартного для пролетарской революции положения, обогатил теорию и практику марксизма важнейшим положением о возможности и необходимости революционного союза рабочего класса и крестьянства.
Личность творческая, В.И. Ленин ценил творчество других. И более всего - творчество народных масс. Именно их талантом были рождены Советы рабочих депутатов. Для него Советы никогда не были органом самоуправления. Нет, это обязательно революционная власть пролетариата и его союзника, мелкой буржуазии. Действительно, когда Советы утрачивали реальную власть, то они увядали, а в условиях контрреволюции 1991 - 1993 годов заснули совсем, ещё до того, как был расстрелян Дом Советов России.
И, конечно, прав поэт, написавший, что партия и Ленин - близнецы-братья. Он умел вести за собой партию, не отрываясь от неё, не возносясь над ней, но опираясь на её коллективный разум, проверяя себя её волей.
Мы вступили в Год Ленина. Он может, он должен стать годом познания общественно-политических и социально-экономических сущностей эпохи. Познания их по-марксистски, по-ленински. Только при этом непременном условии мы сможем помочь эпохе выбрать верный маршрут. В конце концов, эпоха - это мы.
Он потряс весь мир насилья Самым трудным, сложным и трагичным этапом жизни Ленина, несомненно, был послереволюционный период. В эти годы Ленину пришлось пройти через острейшую внутрипартийную борьбу по коренным вопросам политики первого пролетарского государства, начиная с подписания вынужденного, унизительного, позорного и грабительского Брестского мира. Четыре года продолжалась Гражданская война, борьба с иностранной военной интервенцией, разруха и голод в стране. Потом - тяжелая и неизлечимая болезнь, постепенная утрата связей с внешним миром... Это стало для него самым тяжким страданием.
Сегодня продолжают безумствовать, злобствовать, глумиться и клеветать на Ленина оголтелые антисоветчики и антикоммунисты, мнящие себя господами сванидзе, млечины, петровы, михалковы, глазуновы, мироновы и прочие. Но им не удается заставить наш народ и весь мир забыть о Ленине, вычеркнуть его из истории трагического и великого XX века.
Мир будет помнить не злопыхательства сванидз, а непредвзятые суждения современников Ленина, в том числе Герберта Уэллса и Николая Бердяева, Ромена Роллана и Горького, Бернарда Шоу и Альберта Эйнштейна. Они дали высокую оценку Ленину как организатору принципиально новой, подлинно справедливой социалистической цивилизации. Они называли Ленина спасителем России от хаоса, анархии и неизбежной гибели. Вдохновенно, на одном дыхании, умно и аргументированно защитил Ленина в телепроекте «Имя Россия» от злобных нападок Председатель ЦК КПРФ Г.Зюганов.
С юных лет и до последних дней у Ленина была «одна, но пламенная страсть!» - революция. Ей он отдал всего себя. Недаром в дни первой русской революции царская охранка в секретном циркуляре сообщала, что «крупнее Ульянова (Ленина) в революции никого больше нет».
На рубеже XIX и XX веков Ленин произнес пророческие слова: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию!» Он создал такую организацию! И перевернул Россию! А заодно и потряс весь мир насилья, да так, что последствия этого чувствуются и поныне. После победы Великого Октября и образования Советского Союза Ленин заставил господ капиталистов всего мира поумнеть, отказаться от части своих богатств и под влиянием убедительного авторитета Советской власти провести социальные преобразования в своих странах во избежание революционных потрясений.
Принципиальность, убежденность, одержимость и непримиримость Ленина в вопросах революции признавали его политические противники и классовые враги.
В январе-марте 1923 г. тяжелобольной Ленин продиктовал свои последние статьи: «О нашей революции», «О продналоге», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Странички из дневника». Они заложили фундамент для построения социализма в нашей стране. Ленин допускал возможность утраты Советской власти от «комчванства», коррупции, взяточничества, пьянства, раздутого бюрократизма, неграмотности и некомпетентности руководителей. Так, увы, и случилось.
Главным смыслом жизни для Ленина было освобождение человека труда от эксплуатации и создание для него достойных условий жизни, замена разъедающей и развращающей душу человека «священной и неприкосновенной» частной собственности общественной (на основные средства производства) в её двух формах: государственной и кооперативной. В траурные январские дни 1924 г. у гроба Ленина его вдова и соратница Н.К.Крупская вспоминала: «Он всю жизнь любил простых людей, заботился о них и старался помочь в их бедах и проблемах, не жалея и забывая себя».
Вот таким и остается на долгие времена Ленин в народной памяти.
…О человеке добрейшей души КПРФ исходит из убеждения, что лучшим памятником основателю большевистской партии остается вдумчивое изучение, творческое развитие и активная пропаганда ленинского наследия, его претворение в жизнь. Российские коммунисты продолжают борьбу за передачу власти в стране трудовому народу, за возрождение добровольного союза братских народов, за воплощение в жизнь идеалов социализма.
Из постановления президиума ЦК КПРФ
О 140-летии со дня рождения В.И. Ленина.
Священный Собор Русской православной церкви, не созывавшийся с 1682 года, открылся в Москве 15 августа 1917 года. Уже после победы Октябрьской революции Собор восстановил патриаршество в РПЦ, и 21 ноября 1917 года в Успенском соборе в Кремле на патриарший престол был возведен Тихон - Василий Иванович Белавин, являвшийся до этого архиепископом Московским и Коломенским.
В своей речи новоизбранный Патриарх заявил, что РПЦ должна стоять вне политики. Эту мысль он повторял и позднее: «Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение». Именно поэтому он отказался благословить и Красную, и Белую армии, ибо считал, что у церкви нет места братоубийству.
Однако в ходе ожесточенной Гражданской войны места для «нейтральной полосы» не оставалось. И 27 июня 1923 года Патриарх Тихон откровенно написал: «Я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям... Я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя... Я отныне Советской власти не враг». Управделами Высшего церковного совета (СОДАЦ) А.И. Новиков в связи с этим заявил: «Покаяние Тихона не было для нас неожиданностью. Зная Тихона как верующего человека, мы были убеждены, что чувство христианского долга восторжествует над политическим заблуждением».
А как отреагировал Патриарх на смерть Владимира Ильича?
После смерти Ленина к Патриарху обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Тихон ответил: «По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души». Это заявление было опубликовано в прессе 25 января 1924 года. Тогда же было напечатано и другое заявление: «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства... Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества... Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».
Владлен ЛОГИНОВ, профессор.
«Правда»