Лениниана Томского

ВРЕМЯ НИЗВЕРГАТЬ ПАМЯТНИКИ И ВРЕМЯ СОЗДАВАТЬ МУЗЕИ
Так уж случилось, что судьба скульптора Николая Томского оказалась тесно связана с судьбой памяти Ленина. Пока хранили о последнем светлую память, скульптору Томскому поступали государственные заказы на изготовление памятников, присваивались почетные и высокие звания, присуждались самые престижные государственные премии. Но стоило Ленину перейти в общественном сознании в разряд злых гениев, как над работами Николая Томского стали совершаться акты вандализма. А сегодня молодые новгородцы (с высшим гуманитарным образованием) с удивлением переспрашивают: «А кто такой Томский?»
ОТ СВАРОГА — ТОМСКОМУ, ОТ ТОМСКОГО — КЛЫКОВУ…
Во-первых, Николай Томский — наш земляк. Во-вторых, — скульптор с мировым именем, бывший при жизни действительным членом Академии художеств СССР, Канадской, Немецкой академий искусств, Герой социалистического труда, народный художник, создавший богатую галерею портретов государственных мужей, писателей, поэтов, героев труда и защитников отечества. В-третьих, он — автор скульптурной ленинианы. Это последнее затмило все предыдущее.
Сто лет назад он родился в деревне Рамушево Старорусского района в большой семье известного на всю округу кузнеца Василия Гришина. На цветы, что ковал кузнец, на его решетки, оградки, напоминающие кружева, люди издалека приходили полюбоваться. Этот талант художника, видно и унаследовал от отца Николай, а потом передал своей дочке (Наталья — искусствовед, работает в Академии художеств) и внучке — тоже художнице.
А потом, когда началась первая мировая, и кузнец Василий ушел «воевать немца», мальчишка сбежал на фронт, но был по малолетству возвращен в деревню. Может, здесь, у отцовской наковальни, и прошла бы его вся жизнь, не случись революция, а потом и гражданская война. В 19-ом призвали Николая в Красную Армию. А после ранения «списали» на работу в Старорусский военкомат. Писарем.
Сейчас часто говорят о том, как важно оказаться в нужное время в нужном месте. И Николаю повезло оказаться именно в 20-е годы не где-нибудь, а в Старой Руссе. В этот период уездный (но курортный!) город был культурным центром всей губернии. Был здесь открыт Народный дом (аналог Дома культуры), созданы художественный музей, художественная студия, действовали театральные коллективы, в том числе — оперный театр, выезжающий на гастроли в Новгород. Вдохновителем всей этой бурной жизни был местный уроженец, возвратившийся в Старую Руссу из Петрограда для поправки здоровья, художник и музыкант Василий Сварог. С этим незаурядным человеком и познакомился молодой деревенский кузнец в солдатской шинели, который страстно увлекся театром (даже взял себе псевдоним из «Пиковой дамы» — Томский), а потом стал рисовать декорации к спектаклям, посещать студию Сварога. Талант стал очевиден.
— Он хотел стать живописцем, — вспоминала его дочь Наталья, когда мы сидели за чаем с домашними пирогами в квартире ее отца в самом центре Москвы. — Но Сварог, разглядывая его работы, сказал: «Ты не живописец, ты — скульптор. У тебя редкое ощущение объема. Попробуй делать портреты из глины».
Так и стал Николай Томский скульптором. А теперь мы знаем, что спустя много лет, уже став маститым художником, президентом Академии художеств СССР, он, в свою очередь (как некогда Сварог ему), дал путевку в жизнь другому деревенскому мальчишке, Вячеславу Клыкову, сказав: «Ты должен стать скульптором, учись. Я помогу тебе». А спустя много лет, известный в мире скульптор Вячеслав Клыков установит в Старой Руссе, на родине Томского, памятник Достоевскому… Так все удивительно связано в этом мире.
От Москвы до самых до окраин
В той же Старой Руссе, в самом центре города, стоит бронзовый памятник Ильичу — последняя работа скульптора для родного города. Его же руки другая скульптура вождя — на берегу Полисти. И памятник вождю, что стоит на Торговой стороне Новгорода, — тоже сделан Томским, кстати, как и памятник Герою Советского Союза – Лене Голикову возле здания Администрации области. Созданы Томским памятники Ленину в Орле, Воронеже, Мурманске, Таллине, Ташкенте, Железноводске, в Калькутте… По заказу правительства ГДР делал Томский знаменитый памятник Ленину для Берлина.
— А все началось со студенческих времен, — рассказывает дочь скульптора. — В 1925 году для какого-то конкурса отец изготовил портрет Володи Ульянова, который и принес ему первую известность. С тех пор этот знаменитый портрет стал прообразом для всех бронзовых бюстов и портретов кудрявого мальчика, которые в советские времена можно было увидеть в каждом детском саду, в школе, на октябрятской звездочке. С тех пор отцу не раз заказывали скульптуры Ленина. Но несправедливо считать, что лениниана — единственная его тема! Отца привлекали люди сильных характеров. Они могли быть революционерами, солдатами, рабочими, кем угодно…
Действительно, из мастерской Томского вышла целая галерея военных — русских полководцев, Героев Великой Отечественной, им создан памятник на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве, монумент защитникам Родины в Саранске. Его руками сделаны известные скульптурные портреты ученых, кинорежиссеров, деятелей искусств, литераторов, в том числе знаменитые портреты Гоголя, Горького и Маяковского, памятники Ломоносову в Москве и Кутузову у Бородинской панорамы… Лучшие его работы приобретены всемирно известными музеями — Государственным Русским музеем, Третьяковской галереей, Художественным фондом России. Немало работ знаменитого земляка приобрел Новгородский государственный музей заповедник. Часть коллекции была подарена и Старорусской художественной галерее.
Сегодня можно сказать, что это основное, что осталось от большого наследия мастера.
И СТАНУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ (Евангелие)
Помнится, лет пятнадцать-двадцать назад безмерно критиковалось и пересматривалось под новым углом зрения все, что относилось к партии, а потом и к советской власти, к социализму, Советскому Союзу, Октябрьской революции и Великой Победе. Каждый день можно было услышать о новых актах вандализма по отношению к памятникам истории, культуры и искусства. И у нас. И в странах бывшего социалистического лагеря. Сбрасывались с пьедесталов памятники Ленину, Дзержинскому. Болгарам стал не нужен памятник русскому солдату, известному как «Алеша», о котором пели песни два братских народа. В Вильнюсе стащили с пьедестала еще одну работу Томского — памятник генералу Черняховскому, освобождавшему не только этот город от фашистов, но и наш Новгород… А как смаковалась в СМИ история с демонтажом памятника Ленину в Берлине работы Томского! Не все немцы поддерживали решение о демонтаже, многие выступали против этого, немало было проведено митингов, устроено демонстраций. Вандализма, правда, тут не было — немцы аккуратно распилили памятник на части и, пронумеровав каждую, уложили в ящики и закопали в песок на хранение. До лучших времен. Весь процесс они дотошно записали на пленку, зафотографировали и фотоснимки прислали семье скульптора Томского, где я их и увидела.
— Когда началась эта перестройка, — вспоминает Наталья Николаевна, — к нам приехала из Франции съемочная группа — снимать фильм о наших памятниках. Французы торопились запечатлеть хотя бы все, что уцелело к этому времени. Из Канады тоже приезжали. Вы, говорят, памятники снесете, а это ведь — история. Плохая ли, хорошая, но история. Никто же не режет полотна Гойя за то, что он писал испанских монархов или картины Серова за то, что он рисовал царя и его детей! Художник отражает свою эпоху — это естественно. И отец ваял героев того времени, в котором жил.
Но то, что очевидно для французов, непонятно нам. Печальная участь постигла наследие Томского.
— Сразу после смерти отца маме позвонил директор художественного комбината имени Вучетича, где отец 40 лет арендовал мастерскую: «В течение 10 дней выезжайте! Мы мастерскую продали иностранной фирме». Ни звания отца, ни его заслуги уже роли не играли! Но куда деть все, что есть в мастерской? Там кабинет отца, его библиотека, его работы… Бюсты военных отдали в военную академию. Кое-что — в художественную школу, все остальное мать решила вывезти на дачу.
Где родился, там и сгодился
В те беспокойные для семьи Томского дни старорусцы прибыли в Москву с предложением забрать скульптуры в город и создать музей Николая Томского. Но денег у Старой Руссы не было, а отдавать задаром работы семье не хотелось. Вскоре в газетах и журналах прошли публикации о том, что в брошенную мастерскую Томского(фирма «Олби» так не стала ее использовать, посчитав слишком ветхой), сломав замки, проникли вандалы и безжалостно порушили все, что в ней оставалось — отрубили нос Гоголю, свернули голову Ломоносову, отводили души на бюстах Ленина. А дача в Подмосковье, куда жена Томского вывезла самые ценные его работы, сгорела, и все работы погибли …
— В Старой Руссе теперь самая богатая коллекция его работ, — заметила дочь скульптора в один из приездов в город. А ведь могла бы быть гораздо богаче!
Сегодня работы Николая Томского в Старой Руссе можно увидеть на первом этаже художественной галереи, что расположена в зданиях бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Одно время здесь вынашивали идею создать отдельный музей Томского, даже облюбовали здание (бывшее здание музея Северо-Западного фронта). Но сделать ничего не удалось.

Лмила Петрищева

1605 0