Чтоб не угасла память(Бисениек Константин Оскарович)
Константин Оскарович Бисениек возглавляет в областном совете ветеранов комиссию по делам партизан и подпольщиков. Не случайно, именно ему доверили этот участок общественной работы – о работе подпольщиков и партизан знает он не понаслышке. Его мать, Анастасия Александровна, в годы Великой Отечественной войны была подпольщицей, вела антифашистскую борьбу в оккупированном немцами городе Дно, брат Юрий воевал в партизанском истребительном батальоне, который впоследствии под Старой Руссой преобразовался в отряд «Дружный».
А сам 17-летний Костя ушел в партизаны после того, как немцы арестовали мать. Каждый день ходил он к ней за 20 километров в «лагерь смерти», где, как потом выяснилось, погибли около 3-х тысяч советских людей. Держали маму, как и других заключенных, на скотном дворе, окруженном колючей проволокой. Так через проволоку и разговаривали. Сын хотел уйти в лес к партизанам, но не мог сам принять это решение, так как знал, что мать после его ухода расстреляют. Но и оставаться дома было опасно – облавы шли одна за другой, и не сегодня-завтра он мог оказаться в эшелоне с молодыми людьми, которых немцы угоняли в Германию. Мать посоветовала идти к партизанам, дала адрес явки…
В лесу оказалось много «беглецов» - такие же ребята, как Костя, военнопленные, даже власовцы. Сбилось их человек 40-50. В таком составе и нашли их партизаны, разосланные штабом во все концы на поиски беглецов.
Но партизанил Костя недолго, с полгода, пока не началось наступление наших под Ленинградом, не освободили Новгород. Партизанам, оказавшимся в тылу своих войск, поступил приказ: прибыть в Ленинград. Прибыли. А уже на следующий день Константин был призван в Армию. И служил он с весны 44-го по осень 50-го.
- Обычный путь для молодого солдата, я бы сказал – удачный, - говорит Константин Оскарович. – Настоящего горя хлебнули те, кто воевал с 41-го. Их теперь единицы остались. А у нас уже были опытные командиры, хорошее вооружение и снабжение, в небе господствовала наша авиация…
После войны у Константина Оскаровича никого не осталось. Мать той осенью, как он ушел в партизаны, была убита. Посмертно ей присвоили звание Героя Советского Союза.
В 25 лет он, как и многие его сверстники, снова сел он за парту, наверстывать упущенное. Закончив школу рабочей молодежи, поступил в институт, работал на различных заводах на Урале, в Пскове, Новгороде.
А сегодня из окон своей новгородской квартиры видит Константин Оскарович свой бывший завод «Волна», и сердцу его больно.
- Такой заводище был! 7 тысяч работающих! Превратили в торговый центр…
Каждый год осенью выезжает он к тому месту, где был лагерь смерти, где когда-то простился со своей мамой. И здесь все изменилось. Благоустроенное в советские годы место, с аллеей и скамеечками для приезжающих родственников, пришло в полное запустение. И отсюда уходит память…