Полусъезд растерянных

Самым значимым событием прошедших выходных все-таки стал XV съезд партии «Единая Россия» (точнее, первый этап съезда, второй намечен на июнь). Как ни крути, а все значимые законы, регулирующие политическую, экономическую, культурную и прочие «жизни» страны, продавливаются голосами этой партии.

 
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ съезда прошел на 10 дискуссионных площадках. То, о чем там говорилось, можно только предполагать, основываясь на наименовании площадок, крайне куцых телевизионных репортажах и столь же куцых сообщениях на официальном сайте «ЕР», написанных гладким канцелярским языком. Судя по тому, что на первой (под номером 1) площадке обсуждалось положение о проведении предварительного голосования, можно предположить, что в центре внимания единороссов были вопросы участия в предстоящих парламентских выборах. Другие площадки назывались незатейливо и многообещающе: «Здоровье», «Образование и наука», «Бюджетная и налоговая политика», «Промышленная политика», «Социальная политика», «Развитие сельского хозяйства, поддержка социальной инфраструктуры на селе» и т.п. Возможно, там были озвучены действительно нужные, полезные и эффективные инициативы, но для широкого зрителя, слушателя или читателя они остались неведомы. Да и какие новые инициативы могут родиться в партии, у которой (по их собственным заявлениям) и так все в порядке – и на всяческие вызовы реагируют своевременно и правильно, и о социально незащищенных россиянах неустанно заботятся, а уж экономика так просто бьет ключом…
Можно было предположить, что на дискуссионных площадках обсуждается предвыборная программа партии, но на второй день съезда выяснилось, что нет ни программы, ни ее проекта, ни проектной комиссии (теперь комиссия есть, сформировали).
«Гвоздем программы», уже традиционно стал второй день съезда, на котором выступил сам председатель партии и по совместительству председатель правительства Д.А. Медведев. Президент событие не посетил, ограничился приветствием из протокольных и бесцветных фраз, зачитанным Медведевым под восторженную реакцию зала.
 
 
***
 
Свой доклад Медведев назвал «не коротким и не маленьким» (так как «постарался вместить в него все, что сегодня всех нас волнует»). Фактически доклад длился всего около 40 минут, из которых более половины было посвящено вопросам предстоящих «праймериз» (именно так, на американский манер предпочитают единороссы называть предварительное голосование).
В год выборов от председателя правительства ждали новых инициатив по стратегическим направлениям, каких-то решений, связанных с кардинальным изменением экономической и финансовой политики… Не дождались.
В начале своего доклада Медведев рассыпался в панегириках и славословиях в адрес партии и поддерживаемого ею правительства. При этом как бы ненароком напомнил, что «…депутаты «Единой России» поддержали важнейшие законопроекты, которые разрабатывало правительство», а «всех результатов, которых добивалось правительство, оно добивалось при помощи и поддержке «Единой России». То есть дал понять, что свалить все проблемы на некомпетентность министров и прочих чиновников федеральной исполнительной власти не получится.
Здесь же, во вступительной части, Медведев подчеркнул, что для «Единой России» принципиально важно победить именно сейчас – не во времена отчетов об успехах, подъема на нефти, а в период испытаний и трудных решений. При этом не уточнил, о каких решениях – уже принятых, или планируемых к принятию – идет речь, что не могло не насторожить. Зато провидчески объявил о том, что «будут, конечно, и обвинения в адрес правительства и «Единой России», что мы сокращаем расходы по ряду направлений». Конечно, будут! А со временем обвинения, прозвучавшие на митингах или в предвыборных дискуссиях, непременно обретут юридическую значимость.
Правда, здесь же премьер пообещал не экономить на людях и на развитии страны. Интересно, а что они в последние два года делали? Перелив бюджетных средств в банки и направление их на возмещение убытков экономических субъектов, возглавляемых неграмотными мажорами, к развитию страны не приводит, а что касается «людей», то хотелось бы услышать полный перечень тех, на ком правительство (вкупе с «ЕР») никогда не будет экономить.
Зато председатель правительства открыл два совершенно новых направления, по которым предложил экономить по максимуму – единороссам отказаться от компенсаций по зарплате в связи с досрочным прекращением их полномочий из-за переноса выборов и отказаться от строительства новых зданий для органов государственной власти.
На мой взгляд, в первой инициативе ощущается некоторая гнильца. Я далек от проблем материальной обеспеченности депутатов (особенно единороссов, так как у них партмаксимума нет) и не обеспокоен вопросами наполнения их карманов, но почему подобное предложение исходит от того, кто сам (в случае реализации инициативы) ни копейки не потеряет?
Что же касается второго предложения, то, возможно, здесь простая осторожность – вот вложатся единороссы (бюджетными деньгами, естественно) в строительство новых зданий, а выборы проиграют – обидно же, что в новые здания другие переедут. Кстати, заодно мы узнали, что планы такого строительства и в правительстве, и в партии существовали, в том числе и в прошлом, кризисном году.
Назвал Медведев и отрасли, которые могут рассчитывать на государственную поддержку – сельское хозяйство, металлургию, отдельные отрасли химической промышленности, машиностроение. Перечень закрытым не является, но названы были только эти. Но государственный подход в том и заключается, что последовательно, сбалансированно и гармонично должны развиваться все отрасли и сферы. 
Из перечисленных чаще всего упоминается сельское хозяйство. Успехами в этой отрасли гордятся все – президент, премьер, губернаторы, просто единороссы. При этом, похоже, они искренне уверены, что рост сельскохозяйственного производства достигнут исключительно и абсолютно благодаря субсидированию процентной ставки.  И совершенно не хотят понимать, что к решению проблем надо подходить комплексно. Какой смысл, например, поддерживать только растениеводство, если переработка не развита, потребкооперация практически уничтожена, малый бизнес (в агропромышленном секторе) находится в предагональном состоянии, торговые сети капризничают и устанавливают требования к упаковке и сохранности продуктов, аналогичные тем, с которыми продукты приходят из-за границы, а наши производители и переработчики эти требования выполнить не могут, потому что продукция без ГМО и химии. В результате часть урожая гниет на корню, а какая-то часть уходит за рубеж по бросовым ценам.
 
***
 
Затем председатель правительства напомнил о том, что «Россия и по Конституции, и в силу, так сказать, своей природы является социальным государством», и гордо заявил: «Мы не пойдем на сокращение наших обязательств». 
Все-таки наши власти могут удивить и поставить в тупик любого. Можно гордиться перевыполнением социальных обязательств, можно (уже скромнее) гордиться их выполнением в сложных финансово-экономических условиях, но гордиться невыполнением требований законодательства, ими же самими (властями) и сформированным, – это за пределами обычной бытовой логики и любых норм приличия. 
Уже не в первый раз с разных трибун совершенно спокойно и уверенно говорится о четырехпроцентном повышении пенсий и семипроцентном повышении социальных пособий как о грандиозной победе партии власти, ее лидеров и соратников. А здесь ведь уже оргвыводы делать пора (это как минимум).
Правда, Медведев пообещал «вторую индексацию» во втором полугодии 2016 года. Кто бы сомневался! Эта пиар-акция задумана давно и будет осуществлена со стопроцентной вероятностью. А уж звону-то будет! Реляций победных, самолюбования! И ведь проиндексируют, скорее всего, не на 8,9 процента, а на 8,55, объяснив, что по правилам сложных процентов в сумме и получится 12,9.
Между тем сумму-то для нормальной (на 12,9 процента) индексации можно было найти. Еще в прошлом году было озвучено такое соотношение – для повышения пенсий на один процент требуется около 70 млрд руб. То есть, например, только от истребования украинского долга (о котором, похоже, все благополучно забыли) можно получить деньги для финансирования трехпроцентного повышения (то обстоятельство, что долг еще не взыскан, существенного значения не имеет, пенсии выплачиваются в течение года, а за этот период любой долг выбить можно). Остальные средства можно найти, проведя хотя бы выборочную инвентаризацию бюджетных денег, переданных в прошлом году, и истребовать те, которые пролежали на депозитах. Да и аппетиты некоторых экономических субъектов (типа Ямал-СПГ или «Платона») пора бы окоротить – кризис в стране как-никак.
Еще Медведев пообещал помощь пенсионерам в рамках Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. А вот интересно, если единороссы проиграют нынешние выборы, о них кто-нибудь через девять лет вспомнит? Часто мы вспоминаем НДР, «Единство» и что там еще было?
Другим предметом гордости партии «Единая Россия» и лично ее лидера является продление программы материнского капитала. При этом почему-то умалчивается то обстоятельство, что размер маткапитала в 2016 году впервые не проиндексирован.
Что же касается продления действия программы, то мне, например, непонятно, как ограничение периода действия каких-либо выплат и льгот соотносится с нормами статьи 55 Конституции РФ (запрещающей принимать законы, ухудшающие положение граждан). Теоретически срок действия подобных выплат может быть ограничен, но только при том условии, что программа будет заменена новой, более льготной. Я не юрист и не могу настаивать на исключительной правильности подобной трактовки законодательства, но мнение профессиональных юристов (желательно выпускников юрфака ЛГУ) хотелось бы узнать.
 
***
 
Регионам премьер пообещал подумать, каким образом помочь в деле организации лет него отдыха детей (но только тех, которые находятся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, сирот).  Подумать, конечно, можно. Только федеральный бюджет на этот год утвержден уже сравнительно давно, а с поиском дополнительных источников Минфин не спешит.
Затем Медведев подробно рассказал о победах и успехах партии и правительства в деле обеспечения детей местами в детских садах, в деле ремонта и строительства школ, в деле совершенствования медицинской помощи на селе. Только вот незадача – никто еще не провел оценки, насколько уменьшилась очередь в детские сады после принятия Закона об образовании и резкого повышения родительской платы. Не вспомнил премьер и о тех школах, где сегодня учатся в три смены. А в больнице того села, которое я считаю своей малой родиной, с 1 января 2016 года ликвидированы последние три койки круглосуточного пребывания. Осталось только восемь – дневного. И это на село численностью населения почти в три тысячи человек. Местная администрация ситуацию объяснила – изменились требования к учреждениям здравоохранения (в том числе и в части круглосуточного пребывания), а финансовые возможности поселения не позволяют эти требования исполнить. И пообещали в необходимых случаях оперативно доставлять в районную поликлинику – всего-то 103 км по грунтовке через лес. Вот интересно, нашли бы единороссы предмет для гордости, если бы для оказания квалифицированной медицинской помощи их надо было бы отвезти из Москвы, например, в Коломну, Озеры или Ожерелье?
О поддержке банковского сектора Медведев даже не обмолвился. Возможно, потому, что такая помощь предполагается «по умолчанию» и должна оказываться в автоматическом режиме. Предположение о том, что на правительство снизошло просветление, что оно наконец-то поняло, что сливает деньги не туда, и решило финансовые потоки в этом направлении перекрыть, не проходит. Как минимум в ВЭБ в 2016 году придется влить несколько десятков миллиардов рублей. Да и другие крупные банки внакладе не останутся.
Затем председатель правительства и лидер ЕР поставил перед партийцами задачу проследить за решением проблемы нехватки лекарств, а также за ценами на продукты, ЖКХ и транспорт. Эти задачи выглядели уже забавно – то есть глава исполнительной власти просит представителей власти законодательной не скорректировать законодательство необходимым образом, а всего-навсего организовать контроль за нарушениями, которые недостатками этого законодательства во многом и обусловлены.
Потом Медведев уже дежурно обратил внимание региональных властей на недопустимость задержек выплат зарплат и пособий.
Считаю исключительно важным, чтобы партия проконтролировала, что делается для обуздания цен и борьбы с обнаглевшими посредниками (а их хватает), если потребуется, то по всем регионам.
Дважды в своем докладе коснулся премьер проблемы адресности социальных выплат. На словах это забота о тех, кто более всего пострадал от кризиса (ну или в результате политики, проводимой либеральным правительством и пассивно послушным большинством Госдумы). А на деле, и это отметил сам Медведев, принцип адресности на местах используют как повод для жесткого сокращения социальных расходов. Возможность применения принципа адресности социальной помощи дискутировалась давно, и некоторые (наиболее адекватные) эксперты предсказывали, что реализация такого принципа может оставить без поддержки тех, кто реально в этой поддержке нуждается, и, напротив, в повышенных размерах помощь смогут получить те, кто документально докажет свою нуждаемость (продвинутые, образованные, имеющие доступ к информационным ресурсам, а то и к тем, кто эту помощь распределяет). Не прислушались.  И до выборов ситуацию единороссам, похоже, уже не исправить.
 
*** 
 
Когда правительство, президент или высокопоставленные единороссы начинают проявлять заботу о бизнесе, то полет фантазии приземлен и недолог – обычно разговоры ограничиваются обещанием еще более сократить проверки и сделать какие-то послабления в налоговой сфере. Причем послабления эти федеральных налогов не касаются, а должны быть предоставлены на уровне субъектов РФ. Практика не нова – регионы до сих пор пытаются выполнить обещания, которые они не давали (это я про «майские» путинские указы). Обещания же премьером новых налоговых льгот и преференций за счет региональных бюджетов ставит руководителей субъектов РФ в то положение, которое называют «хуже губернаторского» – предоставишь льготы, Минфин урежет федеральные субсидии и субвенции, не предоставишь – навлечешь не себя гнев начальства (в том числе и партийного).
На этот раз все предлагаемые налоговые решения и вовсе ограничились специальными налоговыми режимами (применяемыми преимущественно субъектами малого предпринимательства и индивидуальными предпринимателями).
Предлагается увеличить предельный размер выручки для бизнеса, который работает по упрощенной системе налогообложения, в два раза – до 120 млн рублей. Эта мера позволит несколько увеличить количество малых предприятий в регионах, но и уменьшить поступления в региональные бюджеты.
Не совсем понятно предложение премьера о сохранении единого налога на вмененный доход и продлении его еще на три года. Этот налог регулируется главой 26.3 НК РФ, действие которой во времени не ограничено. Возможно, имеются в виду показатели базовой доходности и корректирующих коэффициентов (в 2016 г. корректирующий коэффициент К1 сохранен на уровне прошлого года). Налоговую нагрузку такая мера не снизит, просто оставит ее на прежнем уровне, но ведь и фактические доходы у тех, кто этот налоговый режим применяет, вряд ли вырастут – спрос на соответствующие услуги упал.
Налоговые послабления для самозанятых, по мнению председателя правительства, могут быть реализованы в форме освобождения от налогов (патента) на два-три года. Хочется надеяться, что данное предложение будет осуществлено. Хотя несколько настораживает перечень категорий самозанятых граждан (которые могут подпасть под действие льготы), озвученный премьером, – это репетиторы, сиделки, няни, мастера бытовых услуг. То есть фактически те, кто входит в обслугу наиболее удачливых и богатых представителей российской буржуазии. А на самом деле более важным представляется распространение премьерской инициативы на тех, кто пытается выжить, занимаясь сбором лесных ресурсов, выращиванием и продажей овощей и фруктов на приусадебном участке, производством молока и молочной продукции и т.д. Хочется надеяться, что налоговая льгота будет распространена и на такие категории граждан. Только для того, чтобы она начала работать с лета, соответствующие изменения в налоговое законодательство надо бы внести не позднее середины марта (с тем, чтобы и регионы успели отреагировать). Успеют единороссы? Конечно нет. А своих садовников и домработниц освободят от налога со следующего отчетного периода – с 1 июля (ну чтобы до выборов не забыли). 
О состоянии трудовых отношений в стране правительство, кажется, осведомлено весьма приблизительно и наивно. Так, по мнению лидера партии «Единая Россия», с серыми и черными зарплатами можно справиться всего лишь, объяснив людям, почему не следует работать там, где зарплату платят в конверте. Этот пассаж даже комментировать не хочется.
Кстати, конкретные меры по борьбе с безработицей Медведев не озвучил – так, общими словами обещал продолжать поддержку (в прошлом году в антикризисном плане какие-то меры были предусмотрены, но безработица не послушалась и выросла).
Также общими словами была обещана поддержка молодежи и каких-то прорывных технологических решений.
 
***
 
Это практически вся часть доклада председателя правительства и председателя партии, касающаяся жизни страны и ее граждан. Далее пошли пространные рассуждения на тему создания предвыборной программы и проведения предварительного голосования, то есть сугубо внутрипартийные вопросы.
Возможно, кому-то и этой информации будет достаточно, а кто-то и вовсе приведет себя в состояние неописуемого восторга. На мой же взгляд, прокомментированная часть доклада написана наспех, неряшливо, отрывочно и эклектично. Вместо конкретной и убедительной программы действий наиболее многочисленной (по меньшей мере до сентября) политической партии получилась банальная чиновничья отписка.
Обсуждения доклада практически не было – выступили рабочий Трапезников и бизнесмен Демин. Вопросов экономической и социальной политики они в своих выступлениях не касались. Однако тем, кто эти выступления услышал или прочитал, стало ясно, что в партии остро стоит проблема семейственности и коррупции. Видимо, очень остро стоит – если беспокойство выплеснулось на публичном мероприятии.
По итогам съезда (ну или полусъезда) было принято 12 отдельных решений, в том числе по докладу Медведева – одно, в котором задачам партии в области экономического и социального развития посвящен один пункт (из девяти). Текст пункта заслуживает того, чтобы быть процитированным: «Определить основными приоритетами программного документа создание условий для устойчивого экономического роста, неукоснительное выполнение социальных обязательств, защиту национальных интересов, повышение качества жизни людей». Остальные восемь пунктов решения о приоритетных задачах партии «Единая Россия» на современном этапе и еще 11 решений касаются исключительно организационных вопросов – по внесению изменений в устав партии, по подготовке программы и проведению предварительного голосования, по ротации кадров в органах управления.
Многие обратили внимание на исключение из состава высшего совета ЕР двух действующих министров – Ливанова и Силуанова. Неверов вслед им даже несколько нелицеприятных фраз бросил – дескать, у партии с этими министрами всегда существовали неразрешимые противоречия. Может быть, и так, но и за Закон об образовании, и за все бюджеты, представляемые министром финансов, единороссы голосовали бодро, воодушевленно и консолидировано. Народ это помнит, а значит, исключение двух этих министров дополнительных голосов единороссам не принесет. 
Общее впечатление от прошедшего съезда – унылое и грустное. Похоже, на современном этапе единороссов более всего беспокоит проблема удержаться на плаву, сохранить по максимуму думских кресел и иных синекур. Похоже, единороссы растеряны и деморализованы. Если это так, то для оппозиции – время действий, самых решительных и эффективных.
 
В.Р. ЗАХАРЬИН

 

Источник: http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=602127 

 

1219 0