Юность в огне (Кудряшов Василий Порфирьевич)
И воспоминаний Василия Порфирьевича Кудряшова (записала в марте 2010г студентка журфака НовГУ Дарья Смирнова): «Я жил и учился в Ленинграде. В субботу 21 июня 1941 года получил диплом об окончании школы. Мы поехали на берег Невы к памятнику Петру I. Веселое настроение. Мы были рады, что окончили школу, и думали о будущем: кто пойти учиться дальше, кто - работать. А утром вернулся я домой и услышал, что началась война. 1 июля меня призвали в ряды Красной Армии, и направили на учебу в 3-е саратовское танковое училище. 1 ноября 1942 года я защитил диплом об окончании, присвоили звание лейтенанта танковых войск и направили командиром танкового взвода под Сталинград, освобождать город Калач.
В течение двух дней и ночей шел бой. Операция прошла удачно, и после боя меня наградили первой государственной наградой. Первый бой – первая награда. Это было для меня очень приятно. В 19 лет, раньше не участвуя в боях, я узнал, на что я способен.
Представьте себе, 19 лет! Это был мой первый бой. Я даже не знал, как взрываются снаряды...
После этого боя меня направили в 5 гвардейскую танковую армию в должности заместителя командира роты. Армия находилась под Воронежем, готовилась к боевым действиям на Курской дуге. До сих пор помню,что Курская битва началась 5 июля 1943 года, длилась 50 дней, закончилась 23 августа 1943 года.
Мы знали, что немцы собираются окружить под Курском нашу армию, ее ликвидировать, и тем самым осуществить свой план наступления на Москву. Верховное командование решило пополнить наши войска из резерва. Этим резервом были: 5 гвардейская танковая армия и 5 гвардейская армия сухопутных войск, которые приняли страшный бой на этой Курской дуге. Движение немцев было остановлено. Тогда Гитлер дал команду – начать новое наступление под Прохоровкой (это недалеко от Курска). Сегодня Прохоровка вошла в историю как 3-е ратное поле России. Первое ратное поле – Куликово поле (1380 год), второе – Бородино (1812 год). Меня назначили командиром роты. С обеих сторон были потери: немцы потеряли 400 танков, наши – 350 танков и 10 000 солдат. Бой шел 12 часов…
Этот бой – боль моей души. Я не могу его забыть. В подбитом танке, когда он загорается, внутри него пламя, и внутри сидит раненный член экипажа, не может из тесной кабины выйти, он смотрит вверх своими глазами и взывает о помощи…а ее нет, и он живым сгорает в танке. Для меня это до сих пор душевная боль.
В этом бою я получил тяжелое ранение в голову, потерял сознание, в течение 6 часов находился в коме. Потом выздоровел, сбежал из госпиталя и вернулся в свою роту.
Мне довелось участвовать в освобождении Кривого Рога. Немцы усиленно готовились к битве за Донбасс. 23 октября 1943 года, когда наши танки ворвались в город, на них обрушился шквал снарядов. Они летели отовсюду. Впервые я увидел применение огнеметов. Танки стали гореть. Наша рота потеряла половину танков и 36 членов экипажа из 40. Оставшиеся солдаты со мной в течение недели выбирались в свою часть.
Делать это можно было только ночью, ведь вокруг немцы. Октябрь, холод, дожди, а у нас все сгорело, шинели сгорели, полушубки тоже. Остался только танковый комбинезон, танкошлем и автомат на плече. Я получил тяжелое ранение в правую ключицу. Мучил голод. И я убедился, хоть и голодный, но человек не может жить без воды. Нужно каждый день пить. Хорошо, что были дожди. Пили из луж. Когда вернулись в часть, на нас уже были заготовлены похоронки…
От Донбаса прошел по всей Украине. Освобождал города и села Молдавии, восточную часть территории Румынии. Затем - Белоруссия.
За 3,5 года боевых действий рота потеряла 9 танков, уничтожила столько же. Под гусеницами погибли сотни немцев. Тяжелые бои шли каждый день. Каждый день с 6 утра до 6 вечера авиация подвергала наши танки налетам. И на минах танки подрывались…
В Минске 3 июля 1944 года я получил 3-е тяжелое ранение с потерей стопы на левой ноге. И в 21 год стал инвалидом Отечественной войны. 6 месяцев я лечился в госпитале. Настроение у меня было гадкое, потому что я считал себя негодным, неспособным человеком в обществе, кому я нужен, калека.
5 мая 1945 года я вернулся в Ленинград. Дом разбит, карточная система, никакой у меня специальности нет, денег нет. Спасибо родной тете, которая приютила. Я устроился на работу, стал продолжать учиться заочно.
1 сентября 1954 года меня направили вместе с 25-ю партийными и советскими хозяйственными работниками в город Новгород для восстановления разрушенного хозяйства.
Уже 55 лет я живу в Новгороде. Прошел путь заместителя заведующего промышленным отделом Обкома партии, был первым секретарем Боровичского горкома партии в течение 6 лет, а затем 13 лет работал заместителем председателя новгородского Облисполкома. В 1982 году ушел на пенсию.
Как пенсионер сегодня продолжаю выполнять поручения ветеранов города областного и городского комитетов ветеранов войны и труда, веду пропагандистскую работу по патриотическому воспитанию молодежи. Вот так вот и живу»
Василий Порфирьевич написал две книги: «Воля – крепче брони» и «Воин-танкист. Воспоминания и размышления». Вторую он издал на собственные деньги (20 тысяч за 100 экземпляров) и раздал по школьным музеям.
За боевые подвиги награжден шестью орденами и 25 медалями, награжден почетным знаком «За заслуги перед Великим Новгородом».