Новгородские коммунисты предлагают отменить муниципальные фильтры для кандидатов в губернаторы
Фракция КПРФ Новгородской областной Думы выступила с законодательной инициативой внести изменения в федеральное законодательство по отмене муниципальных фильтров для выдвижения кандидатов на должность губернатора. В настоящее время проект проходит согласование.
Приводим текст ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отменяет на выборах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации применение так называемого «муниципального фильтра».
Считаем, что при таком подходе муниципальные депутаты фактически рассматриваются в качестве экспертов, которые дают оценку "профпригодности" кандидата, что вызывает серьезные сомнения. Кандидат, даже обладая необходимыми личными и деловыми качествами для успешного замещения выборной должности губернатора, может быть в силу объективных и субъективных причин быть попросту неизвестным депутату, как в случае выдвижения грамотного управленца из другого субъекта РФ, так и в силу того, что сам депутат недостаточно осведомлен о ярких и сильных личностях, работающих в своем регионе.
Кроме того, на выборах, являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, введено опосредующее звено - муниципальные депутаты, при выборах которых в силу издержек законодательного и организационного характера также не всегда адекватно выражается воля избирателей.
Согласно Методическим рекомендациям Центральной избирательной комиссии РФ избирательная комиссия субъекта РФ в рамках подготовки к губернаторским выборам должна принять решение, определяющее как число подписей муниципальных депутатов, достаточное для регистрации кандидата, так и максимальное число подписей, представляемых в избирательную комиссию субъекта РФ. Однако кандидат, представляя установленное число подписей, в реальности может собрать их значительно больше, так как число собираемых подписей ничем не ограничено. Поскольку муниципальный депутат вправе поддержать только одного кандидата, то активный кандидат, а тем более кандидат с надлежащим административным ресурсом, имеет правовую возможность собрать столько подписей, что его конкурентам ничего не останется. В подобной ситуации возникает реальная правовая возможность осуществлять сбор подписей не в целях получения муниципальной поддержки, а для того, чтобы устранить конкурентов. Иначе говоря, речь идет о злоупотреблении своим правом на сбор муниципальных подписей для получения преимущества в избирательном процессе.
Следует отметить, что действующий губернатор, идущий на очередные выборы, на самом деле обладает достаточными возможностями для того, чтобы собрать за себя и "угодных" ему кандидатов такое число подписей, чтобы остальным "неугодным" конкурентам не осталось необходимого для поддержки их выдвижения количества подписей муниципальных депутатов.
В этой связи применение муниципального фильтра приводит на практике к значительному сужению условий реализации пассивного избирательного права и значительному отсеву выдвинутых кандидатов. На наш взгляд, законодательная норма о муниципальном фильтре осуществляет чрезмерное ограничение пассивного избирательного права, поскольку способствует возникновению ситуации, при которой гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право быть избранным. А это означает утрату самого содержания данного права.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что установление муниципального фильтра влечет за собой необоснованное ограничение избирательных прав граждан, создает условия для злоупотребления кандидатом правом на сбор муниципальных подписей и оказывает негативное влияние на саму организацию местного самоуправления в нашей стране. В этой связи в целях дальнейшей демократизации российской государственности и соблюдения международных избирательных стандартов представляется необходимой замена этого института сбором подписей избирателей как формой непосредственного выражения власти народа, который является единственным источником власти в Российской Федерации.
Цель законопроекта при этом – передать решение вопроса о том, кто будет главой региона самим гражданам, избирателям, тогда как сейчас это решают чиновники от власти.