Выстрел в будущее

Это письмо из красноярского села Ермаковское пришло, когда уже очередной выпуск «Голоса народа» был сверстан. Но по содержанию, по духу своему оно обобщает тональность всей последней почты. Мы решили опубликовать его на видном месте как пролог «газеты из писем читателей». Автор – депутат Ермаковского райсовета – сетует, что известная «прямая линия» открывается «раз в году». Наша прямая линия «газета – читатель» открыта постоянно.

Когда скудеет казна, когда против страны объединяются целые сообщества государств и усиливаются внутренние протестные силы, любой здравомыслящий политик – глава государства – совместно со своими помощниками проведет четкий анализ причин создавшегося положения и наметит стратегию и пути решения назревших проблем. 
Что мы наблюдаем? Мы не видим честного, открытого анализа причин обнищания бюджета. Есть хаотичные, бессистемные, оторванные от жизни благие пожелания, навеянные романтичными весенними майскими грезами 2012 г. Поддавшись тогда такому настроению, жители страны, еще не отошедшие от потрясений кризиса 2008–2009 гг., широко раскрытыми глазами, подняв голову, радостно разглядывали расписные воздушные шары с надписями: «25 млн рабочих мест», «деофшоризация экономики», «увеличение з-платы бюджетникам», «модернизация промышленности», «строительство тысячи новых школ» и т.д. 
Под впечатлением увиденного строили планы на будущее и уже почти гордились нашей высшей властью. Но с течением времени краска с шаров облупилась, надписи стерлись, а вскоре и сами шары сдулись. Смотреть стало не на что, и люди устремили вновь свой вопросительный взгляд на власть.
Назревает конфликт. И тут: о, спасение! Народ Крыма поднялся на борьбу против  фашизма на Украине и просит российскую власть о вхождении в состав России. Президент дает добро – и народ под патриотическим порывом на время забывает о своих проблемах, и рейтинг президента взлетает.
Растет не только рейтинг, но и безработица, коррупция, численность бедных, больных, доходы богатых, а значит, и размер социальной несправедливости. 
Падают доходы населения, снижается доступность обещанного по Конституции бесплатного образования и медицины и уровень доверия к власти.
Чтобы народ не стал бить горшки, психологи рекомендуют 3 способа устранения разногласий.
1. Постараться не допустить конфликта. Для этого избегать провоцирующих возникновение разногласий и споров ситуаций.
2. Вовремя напоминать наиболее конфликтным группам населения о том, что общество должно объединяться и не раскачивать, как сейчас говорят, лодку Абрамовича. 
3. Действенный способ – найти компромисс, приняв точку зрения оппонента не полностью, а до той степени, которая позволит приостановить конфликт.
Что делают наша власть, глава государства, представители региональных, муниципальных элит? Объявляется поиск лучших проектов, лучших идей, не нарушающих безыдейную Конституцию. Местные муниципальные власти достают из-под скатерти невостребованные проекты прошлых лет, делают обновление и ожидают команды сверху. Ведь даже свечной заводик они не могут построить из-за полной финансовой зависимости от вышестоящей власти. А наверху, судя по сообщениям СМИ, не могут определиться: фокус с шариками уже не пройдет; принять программы экономистов-западников – социальный конфликт разгорится еще ярче; проект либеральных экономистов, сориентированных на российскую экономику, кардинально не меняет сегодняшнего положения вещей. 
Экономисты левого толка хоть и умники, но слишком радикальны, и их проекты могут разорвать финансовую зависимость от США и тем самым ухудшить отношения с Западом, с компрадорской элитой в России, да еще потребуется (не дай бог) менять Конституцию РФ. А главное, президенту надо признать грабительской приватизацию и вернуть богатства страны ее истинному хозяину – народу, который их создавал, или заставить расплатиться с ним по полной цене.
Трудная задача у президента. А что народ? Он ждет. А что ему еще остается делать, ведь он отстранен от участия в управлении государством. С ним мало кто советуется. На «прямой линии», проходящей один раз в год, можно только посетовать, задать вопрос, и то только единичным представителям народа. В местных, региональных представительных органах, как и в самой Госдуме, большинство представляют члены партии власти, которые никогда не будут отстаивать точку зрения, отличную от вышестоящей власти. Они все от нее зависимы. Прислушаются ли власти к советам №1, №3 психологов, трудно сказать. Для этого президенту потребуется высокое патриотическое чувство, решимость, смелость и совет с народом. Но наши руководители мало чем рискуют. Они не ответственны перед своим электоратом. Их работу оценивает только вышестоящая власть. А потому и стоят навытяжку только перед ней. А те, кто пытался законным способом провести на эту тему референдум, осуждены как экстремисты. Другим несогласным перекрыли дороги и приняли ужесточающие законы, по которым поговорить с людьми на улице без согласования с администрацией невозможно.
Но вот по второму совету психологов президент уже неоднократно предпринимал конкретные действия. Речь идет о патриотическом воспитании молодежи, о сплочении на этой идее общества. К выполнению указов, рекомендаций президента  приступили в образовательных учреждениях, молодежных организациях. Правда, данные действия не подкреплялись достаточными финансовыми средствами. И никакой ответственности за показатели в этой работе никто не несет. Проводятся сотни мероприятий, ставятся галочки в отчетах. Но в них нет никакой системы, которая бы предусматривала какие-то результаты.  Все понимают: за это никто не спросит. Ведь нельзя воспитать патриотизм, гражданские качества ребенка, школьника, юноши по указу, пусть и президентскому.
Чувство патриотизма прививается с первых самостоятельных шагов ребенка в семье, затем на него оказывает влияние социум с его традициями, обычаями, затем школа.  Маленькие дети искренне верят взрослым, что Родину надо любить, уважать старших, беречь природу, своим трудом украшать свой дом, свое село. Они с удовольствием высаживают деревья, очищают улицы, окраины деревни от мусора, с уважением относятся к старшим, участвуют в музейной, экологической работе. Но, подрастая, они видят и слышат совершенно другое. Лес безжалостно вырубается, засоряется, берега рек, озер захламлены. Браконьеры вытаскивают сетями остатки рыбы. А бабушек и дедушек власть не уважает. У них маленькая пенсия, некачественная, а порой и недоступная медицина, у них нет сил и финансовых возможностей отремонтировать дом. А родители детей, их старшие братья и сестры не могут найти работу в селе и уезжают на так называемые вахты, где их очень часто обманывают. Их родное село, которое они любят, становится неухоженным, огороды – заброшенными. Они не могут понять, почему никто не строит им новую школу, ведь старая, деревянная, с туалетом на улице, была построена очень давно.
А взрослые говорят, что у нас сильная, богатая страна. Но ветераны поют у нас известную песню по-другому: «Молодым заказана дорога, старикам почета нет в стране».
У подростка возникает раздвоение сознания: «Я люблю свою Родину, я делаю все, как говорили взрослые. Но почему же они поступают не так?»
Нет ничего страшнее в воспитании, чем ложь взрослых. Как же получается, что учитель истории призывал ребят любить Отечество, защищать его, когда потребуется, а они в разговоре со старшими отказались признавать факт защиты Родины  в боях за Сталинград?! Старшеклассники доказывали, что солдаты воевали только за себя и своих близких.
По их мнению, защитники Сталинграда совершали героические поступки, потому что им деваться было некуда – впереди немцы, а сзади заградотряды. Когда я возмутилась, работник районо призвала меня «не идеализировать прошлое».
Другой учитель – истории, проживая в селе, которое деградирует, разрушается, где царствуют безработица, нищета, пьянство, из которого бежит молодежь, заявляет, что лучше такой капитализм, чем социализм. 
Это что? Социальная, политическая неграмотность? Или профессиональная некомпетентность? 
Учителя более старшего возраста, понимая все недоработки в патриотическом воспитании, с горечью сетовали на содержание образования, учебную программу, которые нацелены только на сдачу ЕГЭ, но никак не на воспитательный, мыслительный процесс и тем более формирование чувства патриотизма. 
Даже старшеклассники понимают, что ЕГЭ – это выстрел в будущее. Недавно спрашивала членов трудового отряда: что за памятник стоит перед администрацией? Отвечают: «Владимир Ильич Ленин – создатель СССР, вождь, революционер». – «А на что потратите заработанные деньги?» – «На революцию», – ответила одна из боевых девчат. Подруга ее спросила: «Какова цель твоей революции?» – «Свержение ЕГЭ», – уверенно произнесла школьница. 
Ущербная идеология выживания любой ценой, эгоистичность полностью захватили взрослых. Они, нищие, забытые Богом и властью, отстраненные от нее и от богатств своей Родины, уничтожают все вокруг себя, все, что хоть как-то поможет им выкарабкаться в конкретной ситуации. Они живут одним днем. А ведь их предки никогда такого не позволяли. Они берегли территории, которые кормили их.
Сегодня традиции сломаны. Леса в руках богатеев, которые неизвестно где платят налоги, круглосуточно варварски вырубают лес, портят дороги. Высаживать лес необязательно, ведь проверят-то выполнение восстановления только через полвека. И подключаются к этому варварству и местное население, и иностранцы. Лес служит и откатом для дельцов разного ранга. Местное самоуправление, муниципалитет никак не могут повлиять на происходящее. Кодекс о лесе этого не предусматривает. Понятно, для кого принят этот закон. Земельный кодекс также служит богатым дельцам, которые скупили лакомые куски земли. И если молодые жители вдруг вернутся в село и захотят восстановить заброшенные предприятия или открыть новые, они столкнутся с требованием выкупа этих земель. А значит, они не смогут быть хозяевами на своей земле...
Выводы ученых показывают, что люди с высшим образованием владеют более полным осознанием происходящего в стране и чаще показывают отрицательное отношение в связи с этим к власти. Может, поэтому наша элита заинтересована в нищете и низком образовательном уровне нашего населения. Ведь управлять такими гораздо легче. А подачками и псевдопатриотической лапшой подведомственных СМИ можно выбить из них любое сопротивление, без которого патриотизм невозможен.
Настоящий патриотизм, служение своей Отчизне несовместимы с властью олигархического капитализма.
 

Галина НОВИКОВА

жительница села Ермаковское, депутат районного cовета

Советская Россия № 96 от 24 августа 2017 г.

 

685 0