Депутат Ольга Ефимова обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить деятельность ТК «Новгородская»
Член фракции КПРФ в Новгородской областной Думе Ольга Ефимова направила в Генеральную прокуратуру запрос по деятельности ТК «Новгородская».
Напомним, согласно ноябрьскому Указу губернатора Новгородской области Андрея Никитина, для жителей областного центра с 01.07.2018 предельный (максимальный) индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги составит 9,5%, в то время как в среднем по области повышение запланировано на уровне 7,6%. У жителей областного центра повышение больше, поскольку ТК «Новгородская» передана концессионеру.
По мнению депутата Ольги Ефимовой, возмущает именно тот факт, что со стороны надзирающих органов нет реакции в отношении этой сделки, несмотря на то, что есть множество материалов, собранных не только КПРФ, но и другими политическими партиями и общественниками.
- Структуры, которые должны бы были заняться расследованием, продолжают строчить отписки. Тогда как же заверение Путина о том, что нужно навести порядок в сфере ЖКХ и тарифов? Впереди Прямая линия, и пусть данный запрос В.В. Путин считает моим открытым ему вопросом, – говорит Ольга Анатольевна.
Приводим текст запроса ниже полностью.
Генеральному прокурору
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Правительство России установило для Новгородской области индекс повышения цен на услуги ЖКХ в размере 5,5% (распоряжение от 26 октября 2017 г. N 2353-р) , однако правительство Новгородской области предложило депутатам Думы Великого Новгорода повысить в 2018 году тарифы на ЖКХ выше установленной нормы - до 9,5%.
Глава комитета ценовой и тарифной политики Новгородской области Марина Солтаганова напомнила депутатам, что такой рост вызван исключительно реализацией инвестиционной программы в рамках концессионного соглашения. Заместитель генерального директора по развитию ТК «Новгородская» Юрий Маланин пояснил, что в случае отказа повысить предельный индекс тарифы вырастут не так сильно, но это повлечёт за собой другие последствия, например, расторжение концессионного соглашения и возврат инвестированных средств за счёт городского бюджета.
Хочу привести некоторые цифры, так с 1 июля 2016 года дума Великого Новгорода согласовала повышение тарифов на тепловую энергию и горячую воду – на 12,4%; на холодную – на 18,5%; на водоотведение – на 56,8 %. С 1 июля 2017 года: на отопление – на 6,2%, на водоснабжение – на 6,3%, на водоотведение – на 8,2%. Иными словами жители областного центра получат с 1 июля 2018 года тариф на тепло, выросший за два года, на 25,9%; на водоснабжение – на 29,8%; на водоотведение – на 67,3%. То есть темпы роста таковы, что мы в Великом Новгороде стремительно приближаемся к евростандартам, согласно которым плата за услуги ЖКХ – основная статья семейных расходов!
Одним из условий передачи в концессию МУП «Теплоэнерго» была реструктуризация долга за газ, на наш взгляд, это было авантюрой с самого начала.
Ситуация в городе обострилась настолько, что люди вынуждены были выходить на митинги для защиты своих интересов.
Чтобы как то повлиять на данную ситуацию, связанную с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, я как депутат Новгородской областной Думы поднимала неоднократно вопрос о возможности расторжения концессионного соглашения.
Излагаю Вам суть проблемы, которая возникла из-за халатности и некомпетентности администрации Новгородской области под руководством бывшего губернатора С. Митина и его команды (особо прошу обратить внимание на деятельность г-на Маланина Ю.С., который в команде Митина С.Г. занимал должность заместителя губернатора и занимался передачей МУП «Теплоэнерго» в концессию), что привело к банкротству одного из основных предприятий - поставщика коммунальных ресурсов Великого Новгорода.
31 мая 2013 года по итогам заседания Государственного совета Президентом В. Путиным было дано поручение о передаче к 2016 году частным операторам (в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25 процентов) на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.
Во исполнение данного поручения Губернатором Новгородской области С.Г.Митиным был подготовлен соответствующий график, в который в качестве организации с неэффективным управлением, имущество которой должно быть передано в концессию в 2014 году было указано муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода (далее - МУП «Теплоэнерго»).
МУП «Теплоэнерго» было включено в соответствующий график несмотря на то, что согласно проведенной оценке эффективности управления муниципальным предприятием за отчетный период – первое полугодие 2014 года на основании Методических рекомендаций по установлению рекомендуемых показателей эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных совместным приказом Минстроя России и Минэкономразвития России от 07.07.2014 № 373/пр/428, был установлен критерий оценки эффективности – 0,7 баллов «Достаточно эффективное управление предприятием».
Кроме того, по данным бухгалтерских балансов за 2012 – 2015 года нераспределенная прибыль МУП «Теплоэнерго» составляла:
2012 год – 213637 тыс. руб.
2013 год – 179213 тыс. руб.
2014 год – 162142 тыс. руб.
2015 год – 181194 тыс. руб.
Все это в совокупности не позволяло сделать вывод о неэффективном управлении предприятием, а, следовательно, отсутствовали основания для передачи имущества МУП «Теплоэнерго» в концессию.
Таким образом, решение о передаче имущества МУП «Теплоэнерго» в концессию строится только на том основании, что у предприятия имеется большая кредиторская задолженность и скорее всего чья-то личная заинтересованность в данной передаче.
В то время как именно по вине исполнительных органов власти Новгородской области МУП «Теплоэнерго» оказалось в такой ситуации.
В первую очередь, с подачи Губернатора Новгородской области С.Г. Митина и господина Маланина Ю.С., который сначала занимал должность председателя Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области, потом заместителя губернатора Новгородской области, курирующего в Новгородской области вопросы жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов, а затем, когда задача по передаче имущества МУП «Теплоэнерго» в концессию была выполнена – пост заместителя генерального директора по развитию ООО «ТК Новгородская» (предприятие, которому передано имущество МУП «Теплоэнерго» в концессию).
Первым шагом по уничтожению эффективно действующего, прибыльного предприятия, оказывающего качественные услуги населению и организациям Великого Новгорода, а также осуществляющего модернизацию систем теплоснабжения, являлось установление экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию и горячую воду.
МУП «Теплоэнерго» является коммерческой организацией, основной целью и предметом деятельности которой является организация деятельности, обеспечивающей выполнение работ по производству и подаче тепловой энергии и горячей воды населению и организациям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
Исполняя указанные выше полномочия, Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее Комитет) было принято Постановление от 17.11.2015 № 37 «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Теплоэнерго» на 2016 - 2018 годы».
В соответствии с п. 2 Постановления МУП «Теплоэнерго» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2016 - 2018 годы согласно приложениям NN 2, 3.
В соответствии с п. 3 Постановления долгосрочные параметры, тарифы, установленные в пунктах 1, 2, действуют с 01.01.2016 по 31.12.2018.
17.11.2015 г. до принятия указанного Постановления состоялось заседание Правления комитета по ценовой и тарифной политике области за № 37. Первым пунктом повестки дня данного заседания стоял вопрос «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Теплоэнерго» на 2016-2018 годы.».
В разделе Протокола заседания «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» (стр.12 Протокола) указано следующее:
Согласно п.12 Методических указаний по итогам расчетных периодов регулирования 2012-2015 на основании данных статистической отчетности сложились выпадающие доходы по регулируемому виду деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим.
Средства на компенсацию таких выпадающих доходов учтены Комитетом в 2017 году и 2018 году долгосрочного периода регулирования в размере 93454,17 тыс. руб.
Согласно п.12 Методических указаний по итогам расчетного периода регулирования на основании данных бухгалтерской отчетности сложились выпадающие доходы по регулируемому виду деятельности, связанные с превышением учтенной при регулировании суммы амортизации над фактической.
Средства на компенсацию таких выпадающих доходов учтены Комитетом в каждом году долгосрочного периода регулирования в размере:
год (с 01.07.2016) - 80829,42 тыс. руб.;
год (с 01.07.2017) - 56034,80 тыс. руб.
Согласно п. 12 методических указаний МУП «Теплоэнерго» в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов) не в полном объеме, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств. Указанные экономически обоснованные расходы включены комитетом в необходимую валовую выручку в каждом году долгосрочного периода регулирования. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учтены в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
год (с 01.07.2016) - 34457,8 тыс. руб.;
год (с 01.07.2017) - 32181,40 тыс. руб.
Соответственно, выпадающие доходы, учтенные Комитетом в долгосрочном периоде регулирования, составляют:
тыс.руб
Вид деятельности |
01.07.2016 31.12.2016 |
01.07.2017 31.12.2017 |
01.07.2018 31.12.2018 |
тепловая энергия |
115287,22 |
155654,69 |
26015,68 |
Таким образом, в тарифе, установленном Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 17.11.2015 № 37 «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Теплоэнерго» на 2016 - 2018 годы", были учтены убытки МУП «Теплоэнерго» за предшествующие периоды регулирования в размере 296 957 590 (Двести девяносто шесть миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот девяносто) рублей. Данная сумма должна была быть получена МУП «Теплоэнерго» со своих абонентов по окончании периода регулирования, т.е. до 31.12.2018 г.
24.11.2017 г. Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области вынесено Постановление № 44/6 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Комитета по ценовой и тарифной политике области». Данным Постановлением признаны утратившими силу постановления комитета по ценовой и тарифной политике области:
от 17.11.2015 N 37 "О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" на 2016 - 2018 годы";
от 29.11.2016 N 50 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 17.11.2015 N 37";
от 07.12.2016 N 53/5 "О внесении изменения в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 17.11.2015 N 37";
от 15.12.2015 N 53/9 "О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере горячего водоснабжения муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго" на 2016 - 2018 годы";
от 29.11.2016 N 50/1 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 15.12.2015 N 53/9".
Данное Постановление издано в связи с заключением 29.04.2016 между Администрацией Великого Новгорода и ООО «ТК Новгородская» Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, централизованного горячего водоснабжения, находящихся на праве хозяйственного ведения у МУП «Теплоэнерго» и принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию - Великий Новгород (далее – концессионное соглашение).
В связи с заключением Концессионного соглашения и изданием Комитетом данного Постановления МУП «Теплоэнерго» лишилось возможности возмещения убытков, понесённых за период с 2012 по 2015гг.
Таким образом, МУП «Теплоэнерго» было загнано в долговую яму в результате планомерных и циничных действий Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области, устанавливающего экономически необоснованный тариф в 2012-2015гг. тем самым причиняя МУП «Теплоэнерго» убытки, а затем предусматривающего возмещение данных убытков за счет тарифа в 2016-2018гг. прекрасно понимая, что в результате того, что имущество МУП «Теплоэнерго» в 2016 году будет передано в концессию и предприятие не будет оказывать услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению возмещение данных убытков так и не будет получено.
Все это происходило на фоне установления сначала ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис», осуществляющему теплоснабжение на территории Новгородской области, а впоследствии ООО «ТК Новгородская», которое осуществляло услуги на базе этого же имущества, тарифов в разы больше чем МУП «Теплоэнерго» и, помимо этого, получающему субсидию из бюджета Новгородской области порядка 800 млн. руб. в год.
Вторым шагом на данном пути была передача практически всего имущества МУП «Теплоэнерго» в концессию ООО «ТК Новгородская».
И в реализации данного шага органы исполнительной власти Новгородской области получают помощь от заместителя главы администрации Великого Новгорода Беловой М.В., которая «совершенно случайно» оказывается женой генерального директора ООО «ТК Новгородская» А.А. Белова и в дальнейшем, после объявления конкурса на заключение концессионного соглашения», занимает должность заместителя главного инженера той же ООО «ТК Новгородская».
Нарушения федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашения» (далее – федеральный закон) начинаются с момента объявления конкурса на право заключения концессионного соглашения и активно продолжаются в процессе реконструкции (модернизации) и эксплуатации имущества.
Так согласно пункта 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» «объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования объектов теплоснабжения указываются в составе конкурсной документации».
Техническое обследование имущества перед объявлением конкурса проведено не было.
В соответствии со статьей 3 федерального закона «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».
Пункт 2 статьи 8 федерального закона предусматривает, что «при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации)».
Следовательно, анализируя нормы закона, законодатель предусмотрел, что концессионеру передается только требующее реконструкции (модернизации) недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Именно это имущество и является объектом концессионного соглашения, которое концессионер должен реконструировать (модернизировать) и приступить к его эксплуатации.
Передача иного, не требующего реконструкции (модернизации) имущества противоречит не только целям федерального закона, но и нарушает права третьих лиц (потребителей услуг).
В соответствии с концессионным соглашением концессионеру передано 79 котельных, 48 ЦТП и 6 ИТП.
Однако концессионным соглашением предусмотрены: модернизация только 18 ЦТП и 14 котельных, а также перевод 5 котельных в ЦТП, что противоречит п. 2 ст. 8 федерального закона.
Помимо этого, в концессию переданы 30 новых блок-модульных и(или) модернизированных котельных не требующих реконструкции.
Данные обстоятельства подтверждаются также результатами проверки Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода (Акт о результатах контрольного мероприятия от 29.04.2015).
Пунктом 9 статьи 3 федерального закона предусмотрено, что «концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество)».
Под прикрытием «иного имущества» в концессию было передано имущество не образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и не связанное с осуществлением деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям с использованием объекта Соглашения. В их число входят здания с офисными помещениями, транспортный цех, столярный цех, цех эмалированных труб, газопоршневые машины, офисная мебель и компьютерная техника и даже здание котельной, а также иное имущество не подлежащее передаче в концессию и с использованием которого МУП «Теплоэнерго» могло зарабатывать денежные средства для погашения задолженности.
Также по акту приема-передачи от 02.06.2016 в концессию передана построенная и введенная в эксплуатацию в 2015 году котельная № 78 по ул. 20 января д. 4А в Великом Новгороде, которая отсутствует в Приложении № 10кс «Объект соглашения» к концессионному соглашению. Т.е. в концессию передан объект, который даже не предусматривался конкурсной документацией.
Кроме того, согласно Распоряжению Администрации Великого Новгорода № 470рм от 27.09.2010 г., МУП «Теплоэнерго» производило начисление за отопление многоквартирных домов, не имеющих общедомовых приборов учета тепловой энергии, по утвержденным нормативам равномерно в течение года (1/12 ежемесячно) - отражение выручки от реализации услуг, с выставлением счетов-фактур потребителям.
При начислении по нормативу в течение года, разница между объемом тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, не имеющим общедомовых приборов учета, по нормативу и расчетная реализация по проектным нагрузкам на отопление таких домов (то есть 1/7) за тот же период погашалась в летний период по действующему тарифу в каждом периоде.
МУП «Теплоэнерго», передав имущество в концессию 02.06.2015г, не имело возможности отражать выручку от реализации тепловой энергии (июнь, июль, август) для погашения разницы. Денежные средства для погашения данной разницы получило ООО «ТК Новгородская», которое не понесло за первую половину года никаких расходов на производство и реализацию тепловой энергии.
Данный вопрос при заключении концессионного соглашения также не был решен.
Таким образом, при заключении концессионного соглашения не были приняты во внимание интересы МУП «Теплоэнерго», которое лишили всех источников дохода для погашения задолженности ресурсоснабжающим организациям (ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» и ООО «ТНС энерго Великий Новгород»), а также прочим кредиторам. МУП «Теплоэнерго» вынуждено даже арендовать у концессионера помещения находящиеся в его хозяйственном ведении и переданные в концессию для размещения там работников осуществляющих контроль за деятельностью концессионера и осуществляющих работу с дебиторской задолженностью.
На сегодняшний день, в соответствии со статьей 9 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель МУП «Теплоэнерго» обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.
В результате чего арбитражный управляющий вынужден будет выявить признаки преднамеренного банкротства предприятия и оспорить сделки, которые привели к данной ситуации, в т.ч. концессионное соглашение (ст. 20.3, глава III.I федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Хочется также отметить, что нарушения федерального законодательства было произведены не только при объявлении конкурса и заключении концессионного соглашения, но и продолжаются при исполнении концессионного соглашения.
Данным нарушениям способствовал Щеголев Е.Н. являющийся генеральным директором МУП «Теплоэнерго» в период с 18.06.2015 по 13.02.2018, а до этого занимавший должность главного инженера ООО «ТК Новгородская».
Так, при проверке деятельности концессионера по исполнению условий концессионного соглашения было выявлено, что реконструкция (модернизация) объекта концессионного соглашения производится по существенно завышенным ценам. Данный вывод был сделан при запросе стоимости реконструкции (модернизации) котельных от иных организаций.
Реконструированные (модернизированные) котельные в 2017 году |
|||||
Номер котельной |
Стоимость реконструкции (модернизации) котельной по данным ООО «ТК Новгородская» (млн. руб.) |
Стоимость реконструкции (модернизации) котельной по данным ООО «ЭнергоФорм» (млн. руб.) |
Мощность (Гкал) |
Цена 1 Гкал/час |
|
ООО «ТК Новгородская» |
ООО «ЭнергоФорм» |
||||
5 |
62,48 |
49,8 |
7,69 |
8,124837451 |
6,475942783 |
6 |
68,26 |
49,8 |
8,353 |
8,171914282 |
5,961929846 |
7 |
104,1 |
72,2 |
14,142 |
7,361052185 |
5,105359921 |
8 |
41,24 |
33 |
5,002 |
8,244702119 |
6,597361056 |
12 |
69,71 |
64,7 |
9,704 |
7,183635614 |
6,667353669 |
17 |
47,25 |
38,5 |
5,635 |
8,385093168 |
6,832298137 |
26 |
41,11 |
28,9 |
3,758 |
10,93932943 |
7,690260777 |
66 |
79,56 |
49,8 |
8,016 |
9,925149701 |
6,21257485 |
70 |
29,76 |
19,6 |
1,576 |
18,88324873 |
12,43654822 |
итого |
543,47 |
406,3 |
63,876 |
8,508203394 |
6,360761475 |
Результатом реконструкции (модернизации) котельных по существенно завышенным ценам является повышение в 2018 году тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 9,5%, а не на предельно установленные Правительством РФ 5%.
Также была проведена проверка использования транспортных средств находящихся в муниципальной собственности и переданных в концессию.
По результатам проверки только двух месяцев 2018 года выявлено порядка 60 нарушений, главным из которых является использование транспортных средств находящихся в муниципальной собственности и переданных в концессию не для нужд объектов городской теплоэнергетики, а для нужд районов Новгородской области, что прямо противоречит пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2017 «О концессионных соглашениях» и условиям концессионного соглашения.
На основании вышеизложенного ПРОШУ:
- в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» провести прокурорскую проверку и привлечь виновных к ответственности;
- после проведения проверочных мероприятий направить мне письменный ответ о принятом решении.