Выступление на пленарном заседании Госдумы 5 июня от имени фракции КПРФ депутата Олега Смолина
В указе президента РФ №204 среди важнейших национальных целей значится сокращение в течение ближайших 6 лет числа бедных в два раза, однако, как решить эту задачу, в указе не говорится, и у правительства нет четкого плана по этому поводу.
Предлагаю, прежде чем говорить о борьбе с бедностью, определиться с тем, о какой именно бедности идет речь. Согласно официальной статистике, число бедных в России изменялось следующим образом. В 2017 году бедных, по официальным данным, стало даже больше, чем было в 2010-м. Однако по аналогии с выборами и в этом случае можно сказать: не важно, кто получает доходы, важно, как их считают.
Первое. Потребительская корзина, на основании которой рассчитывается российский прожиточный минимум, более чем скудна и заморожена в течение 8 лет - до 2020 года. Она предполагает хлебно-картофельную диету, не учитывает даже коммунальные расходы, не говоря уже о культурных потребностях. Человек по этой "корзине в основном только питается.
Второе. В последние годы мы неоднократно наблюдали потрясающую картину, когда Росстат одновременно признавал рост цен и снижал размеры прожиточного минимума. Это настоящая магия, только черная.
Кстати, недавно депутат Андрей Михайлович Макаров пошутил, заявив, что любые показатели можно реализовать, поскольку Росстат подчинен министерству экономического развития. Я думаю, в этой шутке очень мало шутки, а в основном правда. Eсли проблема бедности будет решаться таким же способом, мы победим ее мгновенно, просто объявим всех бедных богатыми.
Третье. От представителей власти, в том числе в этом зале, мы нередко слышим, что бедных пенсионеров в России нет, потому что у нас введены доплаты до прожиточного минимума, если пенсия оказывается ниже. Напомню: прожиточный минимум пенсионера в России занижен еще больше, чем работающего человека. За первый квартал 2018 года для трудоспособных прожиточный минимум установлен на уровне 10 тысяч 840 рублей, а для пенсионеров - 8 тысяч 269 рублей. Кстати, коллеги, рекорд Росстата позволяет нам даже снизить минимальную зарплату, которую мы недавно установили. При этом мы хорошо знаем: есть человеку хочется в любом возрасте, плата за квартиру от возраста не зависит, потребность в лекарствах и якобы в бесплатной медицине с годами только растет.
Напомню еще раз данные о средних размерах пенсий в некоторых странах в 2018 году. В России пенсия вдвое ниже, чем в Польше, и вчетверо ниже, чем в Греции - странах с такой же производительностью труда. Про Eвропу уж не говорю.
Четвертое. Самые бедные в России даже не пенсионеры, а семьи с детьми. По данным Росстата, их доля среди бедных в последние годы всегда превышала 60 процентов. Мало того, с 2011 года по 2016-й эти семьи становились только беднее: в 2011 году до прожиточного минимума им в среднем не хватало по 1 тысяче 770 рублей на человека, а в 2016-м уже, соответственно, 8 тысяч 840 рублей. Эти семьи экономят на всем: они едят меньше даже картофеля и хлеба, не говоря уже о мясе и молоке - вот вам реальная бедность. Причем, чем больше детей в семье, тем больше шансов попасть в число бедных.
Пятое. Отечественный прожиточный минимум не раз проходил экспериментальные испытания: рекордсмен вместо месяца прожил неделю, а один депутат честно сказал, что за вечер в ресторане проел больше, чем выделил своим избирателям на целый месяц. Не случайно Федерация независимых профсоюзов России постоянно доказывает, что более-менее нормально можно жить, только если ты получаешь доходы не на уровне прожиточного минимума, а на уровне минимального потребительского бюджета. Кстати, по данным федерации, за последние годы минимальный потребительский бюджет вырос с 25 до 36 тысяч рублей. А Росстат тем временем прожиточный минимум только снижал.
Шестое. В конце прошлого года правительство отчиталось о том, что исполнило президентские "майские указы" 2012 года на 94 процента. Не знаю, как это можно подсчитать, но данные правительства резко расходятся с данными, скажем, Общероссийского народного фронта. Например, по данным Росстата, у нас врачи в среднем получают 53 тысячи рублей. По данным Общероссийского народного фронта, 58 процентов врачей получают меньше 25 тысяч рублей. Кому верить?
Седьмое. Некоторое реальное представление об уровне бедности в России дают социологические опросы, например, опрос ВЦИОМ весной 2017 года. Тогда 10 процентов граждан заявили: не хватает денег на еду. Это не бедность, это нищета. 29 процентов сказали: на еду хватает, не хватает на одежду. Вот это прямая бедность. 41 процент респондентов заявили: деньги есть на еду и одежду, ну а на все остальное не хватает. Это верхняя часть низшего класса по социологической градации. 14 процентов - средний класс, вот его реальный размер. В Eвропе он составляет примерно 60 процентов. Наверное, надо сделать скидку на то, что российский человек прибедняется, но, я думаю, эти результаты гораздо более достоверны, чем официальные данные о бедности в России.
Восьмое. Приведу еще раз данные Федерации независимых профсоюзов России об уровне минимальной заработной платы в различных странах. После повышения минималки мы догнали ЮАР и Бразилию, но по-прежнему втрое отстаем от Китая. Про Eвропу я не говорю, чтобы не расстраиваться.
Девятое. И что же правительство? На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Алексей Кудрин заявил: "У меня сейчас складывается впечатление, что правительство - это такой тигр, который готовится к прыжку". Правда, Алексей Леонидович не уточнил, куда прыгнет тигр - вперед, назад или вбок - и не разорвет ли он при этом кого-нибудь. Увы, у нас есть по меньшей мере два основания для тревоги.
Основание первое. Заявление Антона Силуанова о том, что в ближайшие годы налоги повышаться не будут. Коллеги, казалось бы, надо радоваться. Однако в переводе с начальственного на русский это означает только одно - не будет вводиться прогрессивный налог на так называемых олигархов, они вообще в России объявлены несуществующими. Мы помним, как было в предыдущие годы: под лозунгом "Не будем повышать налоги" правительство раз за разом требовало отклонить законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы. При этом в результате перевода оценки земли и имущества на кадастровую оценку соответственно налоги так подскочили, что даже президент вынужден был сказать: мы так не договаривались. Очевидно, нам предлагают продолжить ту же политику.
Вторая, еще более важная причина, коллеги, это заявление председателя правительства Дмитрия Медведева о необходимости повышения пенсионного возраста. Между прочим, перед президентскими выборами об этом граждан никто не предупреждал. Какие будут последствия? По числу мужчин, которые не доживают до 65 лет, мы рекордсмены в Eвропе, даже на Украине их меньше. Очевидно, что после повышения пенсионного возраста доля российских мужчин, которые не доживают до 65 лет, еще более увеличится. Мы обновим наш печальный европейский рекорд. Кстати, в 2016 году по продолжительности жизни в мире среди 224 стран мы занимали 153-е место. Так, может, все-таки сначала будем жить, как они, а потом поднимать пенсионный возраст, как у них?
Подведу итоги. Первое. Оба предложения правительства прямо противоречат национальным целям, которые заявлены в указе президента №204. Повышение пенсионного возраста будет тормозить запланированный рост продолжительности жизни, если только Росстат нам что-нибудь не нарисует, а отказ от введения прогрессивных налогов помешает найти те самые 8 триллионов, которые все так усиленно ищут, но не хотят видеть под ногами.
Второе. Оба эти предложения еще раз доказывают, что политика правительства имеет выраженный классовый характер. От сохранения плоской шкалы налогообложения явно выиграют супербогатые и проиграют бедные, которые останутся при своем.
Что же касается пенсионного возраста, то это тоже удар по бедным, потому что они точно живут гораздо меньше. Богатые тоже плачут, но живут намного дольше, повышение пенсионного возраста их практически никак не коснется. Мы рискуем ликвидацией как класса половины пенсионеров-мужчин. Мы с такой классовой политикой не согласны и предлагаем другой подход к достижению национальных целей, который базируется на "трех китах": это новая индустриализация, это более справедливое распределение, включая прогрессивные налоги, как во всем мире, это наращивание вложений в человеческий потенциал России, включая образование, медицину, науку, культуру.
Eсли эти предложения не удастся реализовать, придется вспомнить грустную шутку: жить будем плохо, но недолго. Давайте лучше долго, но хорошо.
По материалам газеты "Правда"