Практика — критерий истины

Представители политических партий обсудили в редакции «НВ» свои перспективы на предстоящих губернаторских выборах.
В дискуссии участвовали лидер РО КПРФ Валерий ГАЙДЫМ (в стенограмме — В.Г.); член политсовета «Единой России» Анатолий ГАВРИКОВ (А.Г.); заместитель координатора РО ЛДПР Константин СИМОНОВ (К.С.); руководитель РО «Патриотов России» Николай ЗАХАРОВ (Н.З.); представитель РО «Справедливой России» Виктор КВИКЛИС (В.К.), сопредседатель социал-демократической фракции РО «Яблоко» Константин ХИВРИЧ (К.Х.) и лидер РО «Правого дела» Владимир УЛЬЯНОВ (В.У.). Все они представляют партии, зарегистрированные в регионе. Модератором мероприятия была автор этих строк (Л.Т.).
Напомним, 23 мая областная Дума приняла закон о губернаторских выборах, установив выдвижение кандидатов только от партий. Причем для регистрации требуется набрать подписи 10% депутатов и избранных глав муниципалитетов. Именно эти два пункта вызвали острую критику оппозиции в адрес «Единой России», имеющей в Думе большинство.
Л.Т.: — Политическая реальность в России серьезно изменилась после двух федеральных избирательных кампаний. У нас уже партийный премьер-министр и будут партийные губернаторы. Вы возразите, что и до этого были сплошь единороссы-губернаторы. Однако это были назначенцы. А теперь есть шанс увеличить число своих губернаторов и другим партиям.
В.Г.: — Будет ли на выборах новгородского губернатора конкуренция? Это зависит прежде всего от самих партий. Пока нет ощущения того, что в октябре это будут действительно выборы. Опять будет превалировать административное начало. Я уже спрашивал некоторых депутатов местного звена об их готовности поставить подпись за кандидата от КПРФ. И все, за исключением одного, ушли от ответа.
К.Х.: — В демократической стране исход выборов решают сами избиратели. А у нас их загнали в своего рода выборную резервацию, чтобы предъявить отфильтрованный властью набор кандидатов. Оппозиции преодолеть эти фильтры будет очень непросто. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин назвал новгородский закон недемократичным, неконституционным, ущемляющим права избирателей.
К.С.: — Мы поддержали максимальный потолок для подписей муниципалов, потому что для ЛДПР 5 или 10% — непринципиально. Если мы пройдем 5, то и 10 наберем. Но лично я к таким «фильтрам» отношусь негативно. Если у нас демократия, то обставлять выборность всех органов власти всякими фильтрами не очень демократично. Для любой партии выборы — это отличная возможность заявить о себе в ходе дебатов и агитационной кампании. Наше региональное отделение собирается предложить на выборы адвоката Виктора Михайлова. Но Москва (высший совет ЛДПР. — От ред.) настаивает на более сильном кандидате.
Л.Т.: — Вы имеете в виду экс-депутата областной Думы Антона Морозова, ныне работающего в постоянном представительстве России при ООН в Нью-Йорке?
К.С.: — Его Кофи Аннан не отпустит. Да и сам он вряд ли поменяет ООН на сомнительное участие в новгородских выборах. Высший совет предлагает члена комитета Госдумы по вопросам собственности Андрея Свинцова. Но мы всеми руками и ногами против, потому что считаем принципиальным выдвижение от партии новгородца.
А.Г.: — Когда конкуренция кандидатов добросовестная, население от выборов только выигрывает. Что касается критики в адрес закона о губернаторских выборах... Некоторая его жесткость объясняется тем, что старт дан на небольшом числе территорий. С учетом неудачного опыта выборов в постсоветский период и периода назначения довольно сложно решиться на полную демократическую процедуру. Но, на мой взгляд, в выборах первого лица региона должны быть ограничители, чтобы избирательная кампания не превратилась в фарс.
Что же касается альтернативности. Самовыдвижение как таковое все же имеется. Будь ты член партии или беспартийный, ты имеешь право выдвинуться от любой партии. Это в законе прописано. Но, конечно, партия взвесит твои шансы, изучит твою программу.
К.С.: — Ну да, предложить себя партии неизвестному гражданину — это то же самое, что без денег зайти в магазин. Зайти-то может любой, но он сможет лишь поглазеть на прилавки. Разумеется, у партий уже есть свои кандидаты.
К.Х.: — Выбирать нужно не личность, как это у нас принято. Людям пора понять, что даже на губернаторских выборах выбирать нужно конкретную партию, ее идеологию, ее команду, которая предлагает конкретную программу развития территории. Раз у нас участвуют только партии, они получат возможность покритиковать власть, высказать свою позицию, даже если нет шансов на успех.
А.Г.: — В новгородской избирательной кампании мы пока не знаем имен кандидатов, кроме действующего губернатора Сергея Митина. Он отработал в регионе пять лет и намерен участвовать в выборах. И вот это — главная проблема для всех остальных партий! Ведь выставить против Митина человека, не имеющего никакого потенциала, они поостерегутся. И дело не в муниципальном фильтре. Конкуренту придется оценить свой управленческий и профессиональный потенциал, сравнить его с нынешним губернатором, с результатами его многолетней работы на территории. Предстоящие выборы — это не пустое развлечение, это выбор будущего для Новгородской области, от которого зависят судьбы живущих людей.
В.У.: — Надо признать, что у местных партий людей уровня Сергея Митина нет!
В.Г.: — Действительно, как только заговорили о губернаторских выборах, появилась интрига: кто же станет соперником Митину? Будет столкновение двух титанов или неравная борьба в заданных условиях. Вот в чем все дело! Но когда единороссами был зарублен институт самовыдвиженцев, стало понятно, что интриги не будет. Потому что кандидатуры от партий более-менее очевидны.
У Сергея Митина есть не только реальная возможность, у него есть право участвовать в выборах. За последние годы, хочешь не хочешь, но область после периода стагнации динамично развивается. Значит, кандидатура от оппозиции должна быть равнозначной. Давайте реально посмотрим, есть ли у партийных организаций области такие? Ну, может быть, у КПРФ... К сожалению, не все наши кандидатуры годятся в силу возраста. Молодых у нас много, но им еще нужно набираться опыта, чтобы достичь уровня Митина.
Л.Т.: — А если пригласить кого-то извне?
В.Г.: — Какой бы ни был авторитетный человек извне, мы отнесемся к нему настороженно: какова цель его прихода сюда, знает ли он реальное положение дел в области или просто хочет засветить себя? Мол, региональное отделение сможет набрать только 20%, а он — 30. И что это изменит? Хочется, чтобы выборы были серьезным политическим явлением. Дело не в муниципальном фильтре. Дело в другом — дайте мне свободу обратиться к любому депутату, чтобы тот не боялся отдать свой голос.
А.Г.: — Кто же лишил вас этой свободы? Конечно, у «Единой России» доминанта. Но 10% — это как раз гарантия для кандидатов других партий иметь возможность работать с депутатами муниципальных образований. Ведь наш кандидат не может в выборах участвовать в одиночку.
Л.Т.: — То есть единороссы заинтересованы в конкуренции?
А.Г.: — Конечно, иначе выборы не состоятся.
Л.Т.: — Вам уйдут 10% голосов муниципалов, а оставшиеся 90 теоретически могут достаться другим партиям? Более слабые всегда стремятся к равенству и справедливости, а сильные нисколько об этом не заботятся.
А.Г.: — И даже практически. Если они предъявят интересные программы.
В.Г.: — Вы заинтересованы не в сильных, а в технических кандидатах.
К.С.: — А еще все это нужно нотариально завизировать!
В.У.: — Выборность губернаторов во всех так называемых демократических странах ограничена теми или иными фильтрами. Поэтому утверждать, что там демократия в чистом виде, а мы тут лаптем щи хлебаем, нельзя. «Правое дело» считает, что 10-процентный муниципальный фильтр — это правильно. Необходима обратная связь с нижним муниципальным уровнем власти, который видит все проблемы своей территории. И если кандидат убедит, что сможет решать проблемы муниципалитетов, следовательно, населения, его поддержат. В противном случае ему не стоит и начинать. Кандидат должен предъявить свою способность вести диалог с разными аудиториями, уметь решать проблемы и на уровне области, и на уровне Федерации. Это должен быть сильный, ответственный человек, который имеет соответствующий опыт работы. Он должен знать, как бюджет формируется. Вот Валерий Федорович Гайдым прекрасно знает, был бы прекрасный кандидат.
В.К.: — Демократия у нас еще в младенческом возрасте. Отсюда и «фильтры», и прочие негативные явления. Нам предложен закон о выборах губернатора, видимо, для того, чтобы красиво выглядеть в глазах зарубежных политиков и тех россиян, которые не интересуются политикой. А если посмотреть на содержание закона, то он не даст стать кандидатами людям, ничем не хуже действующего губернатора, но с иными политическими взглядами. Муниципальные кандидаты, чтобы не потерять свою работу, могут никого и не поддержать, кроме партии власти. И получится игра в демократию: реальному кандидату найдут подставного. Конечно, сами выборы — это уже шаг вперед, но я не могу гарантировать, что «Справедливая Россия» пройдет «фильтры».
Л.Т.: — Но вы же так успешно выступили в декабре?
В.К.: — Теперь другие реалии…
Л.Т.: — Один из членов вашей фракции голосовал за губернаторский закон в том виде, в каком он принят. Вы будете его исключать?
В.К.: — Нет, это не повод. Вот если будет агитировать за Митина...
Н.З.: — Да, регистрация нашего кандидата доставит какие-то сложности. Нужно будет ножками прийти вначале к депутатам, к главам муниципальных образований, а потом к избирателям. И все же, думаю, будет партийная конкуренция.
К.Х.: — Не понимаю, почему вы постоянно говорите, что оппозиции нужна фигура уровня Митина? Почему мы ориентируемся на какую-то личность? Это должен быть представитель партии, у которой есть свой ресурс, идеологический и кадровый.
А.Г.: — Если мы не будем выбирать личность, мы ничего не добьемся, не сможем реализовать самые амбициозные программы.
Л.Т.: — Итак, Сергей Митин — это очень серьезный конкурент для всех партий. Но понимая, что у вас более слабые позиции не только из-за «фильтров», будете предлагать своих кандидатов? Или все же попробуете выставить единого кандидата? На предыдущем «круглом столе» лидер эсеров Алексей Афанасьев это предлагал.
В.Г.: — Идея остается. Хотя, может быть, у страха глаза велики. Может быть, мы преувеличиваем значимость этих фильтров. Практика покажет. Потребуются усилия, чтобы помотаться по области, встречаться с людьми, убеждать их. Времени, к сожалению, будет немного. Кроме того, теперь все партии будут очень серьезно относиться к выборам в органы местного самоуправления.
А.Г.: — Действительно, уровень местного самоуправления прежде интересовал только «Единую Россию». Более того: осенью 2010 года мы взяли на себя политическую ответственность формирования муниципальных органов власти. Иначе кампания провалилась бы, и у нас вообще не было бы местного самоуправления. А теперь вы говорите — у вас мало депутатов на местах.
В.Г.: — Думаю, что выборы будут в регионе непростые, тем более что к ним будет внимание всей страны. Будут всякие силы сюда приезжать, раскачивать лодку. Не стоит забывать и про рост протестных настроений в российском обществе. Если часть наших избирателей не получат своего кандидата, они могут проигнорировать выборы.
Людмила ТИМОФЕЕВА ("Новгородские ведомости")