К ИСТОРИИ ПЕСНИ «ВОЛХОВСКАЯ ЗАСТОЛЬНАЯ». ЗАМЕТКИ К ДНЯМ НОВГОРОДСКИХ ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВ

Московский журналист пишет: «Нина Александровна Останина, руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ и член ЦК партии, за последние месяцы исколесила Новгородскую область вдоль и поперек. Сотни километров и многие часы дорог: Останина побывала во всех самых дальних районах. Эти поездки дали возможность поговорить с ней как с одним из самых принципиальных коммунистов-политиков сегодняшнего дня. Но политическая тематика неожиданно «подсветилась» песенной: Останина очень мелодично поёт. Одна из песен была «Волховская застольная». Великая песня со сложной судьбой…»

Автор заметок работает сейчас над циклом коротких новгородских очерков. И предложил нам несколько путевых зарисовок. Которые мы публикуем без редактуры. 

«ВЫПЬЕМ ЗА ТЕХ, КТО КОМАНДОВАЛ РОТАМИ,

КТО УМИРАЛ НА СНЕГУ, КТО В ЛЕНИНГРАД ПРОРЫВАЛСЯ БОЛОТАМИ,

ГОРЛО ЛОМАЯ ВРАГУ!»

 

Нина Александровна Останина – человек твердый, боевой, интеллектуально подкованный. Но она не выпячивает своих знаний. Для меня важно, что Останина любит петь хорошие песни, у нее отличный художественный вкус. Это помогло выдержать десятки и сотни километров дорог до Хвойнинского, Пестовского,

Окуловского, Холмского и других районов области, где проходили встречи с очень интересными людьми. Но поскольку все последние дни Новгород занят важными юбилейными мероприятиями по случаю 75-летия освобождения от «тевтонского ига», расскажу о другом.

Ленинградская и Новгородская область связаны нерасторжимо: вторая вообще долго входила в первую. А во время войны на их территориях разворачивались связанные между собой стратегические военные операции. Одним был и фронт – Северо-Западный. Волховский... Шли жесточайшие бои с максимальными невозвратными потерями. На помощь Ленинграду и Новгороду, начиная с момента блокады и оккупации, прорывались бойцы одной формации. Солдаты, офицеры, генералы… Пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики… Люди шли волнами: одна волна погибала, на смену ей вставала новая. И также погибала. И снова! И снова!

Достаточно сказать, что бои на Волховском фронте отвлекли на себя силы противника и тем самым помогли устоять Ленинграду. И только коллективная стальная воля и мужество позволили прорвать блокаду Ленинграда и изгнать немцев из Новгорода.

И с 1942 года рядом с бойцами была «Волховская застольная», которую называли «гимном двух фронтов». Это одна из величайших песен о войне, она сразу стала подлинно народной, хотя имела авторов, соперничавших между собой. Песня имеет самое прямое отношению к Новгородской области, которая во время войны входила в состав Ленинградской. Наилучшим и самым запевным признан вариант поэта-фронтовика, военного журналиста Павла Шубина:

…..Выпьем за тех, кто неделями долгими

Мёрзнул в сырых блиндажах, Бился на Ладоге, бился на Волхове.

Не отступал ни на шаг.

Выпьем за тех, кто командовал ротами,

Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград прорывался болотами,

Горло ломая врагу!

 

 

 

Будут навеки в преданьях прославлены

Под пулемётной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой!

 

Была в песне и строфа, которую выкинули по приказу предателей в 1956 году, хотя она была написана поэтом, военкором Павлом Шубиным:

 

…. Выпьем за Родину!

Выпьем за Сталина!

Выпьем и снова нальем!

 

Шубин оживил первоначальные крайне протокольные строки, автором которых был Арсений Тарковский: …. Тост наш за Сталина, тост наш за партию,

Тост наш за знамя побед!

 

Сегодня, мы знаем, есть смелые творческие коллективы, которые поют и этот куплет. Потому что имя Сталина невозможно изъять из Истории Русской Победы. Кто бы и как бы не старался.

Имя Сталина знает весь мир. Известны и цитируются высочайшие оценки, которые давали ему Черчилль, Рузвельт, генерал Де Голль, Председатель Мао (который вообще смотрел на Сталина «снизу вверх») и другие.

В нынешнем, 2019 г., в отношении Сталина очень жестко высказался Си Цзиньпин, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая. Кстати, руководители и «идеологи» в нашей стране чаще всего призывает нас, российских сограждан и русских людей, «учиться у Китая». Не у Америки! Не у Европы! Не у Японии! А именно у Китая. Но если уж навязываете учиться у Китая – значит, сами услышьте Нового Великого Кормчего. В канун 65-й годовщины со дня «официальной» кончины Генералиссимуса, глава ЦК КПК высказался крайне жёстко: «Считаю, что для настоящих коммунистов И.В. Сталин по значимости своей деятельности и личности не меньше В.И. Ленина. А по

проценту правильных решений ему вообще нет равных в мировой истории».

Тем интереснее вернуться ко времени Великой Отечественной войны (и Второй Мировой для остального мира) и посмотреть на «наш мир» «их глазами». Мировые лидеры той эпохи, а это были гиганты, рядом с которыми нынешние просто пигмеи, не отказались от своих оценок. Ведущие зарубежные журналы и газеты «того времени» и сегодня держат свои архивы в отличном состоянии и только благодаря им можно увидеть масштаб личности человека, который, пройдя через огонь, воду и медные трубы вместе с народом, сегодня так же поругаем в своей стране, как и народ.

…. Эти высокомерные TIME, LIFE (как и другие американские и европейские журналы и газеты) не раз публиковали на своих обложках и страницах замечательные портреты Генералиссимуса, маршалов, генералов, полководцев Красной Армии! Эти обложки украшали портреты шахтера Алексея Стаханова и уроженца Новгородской области Сергея Рахманинова.

… Но сегодня мы покажем только несколько обложек журналов «TIME» (начала 1942 г.): тогда и была написана «Волховская застольная». Весь 42-й и следующий 1943 г. (Сталин LIFE) предпринимались всё новые и новые попытки снять блокаду с Ленинграда и выставить немцев из Новгорода. Сейчас, в годовщину великой даты для Великого Новгорода, есть смысл увидеть их под «Волховскую застольную.

 

…. Вспомним мы тех, кто неделями долгими Мёрзнул в сырых блиндажах, Бился на Ладоге, бился на Волхове, Не отступал ни на шаг!

Выпьем и чокнемся кружками стоя мы Между друзей боевых! Выпьем за мужество павших героями, Выпьем за встречу живых!

 

 

Обложка американского журнала «TIME» Художник Борис Арцыбашев

1009 0