Сколько школ нужно Великому Новгороду?

Вчера, в микрорайоне Ивушки, в Великом Новгороде состоялись массовые возмущения родителей первоклашек. Многие из тех, кто прописан в микрорайоне, остались без места в местной школе. Родители, расстроенные отказом в зачислении будущих первоклассников в новгородскую школу № 36, собрались у городского комитета образования в поисках справедливости. Желающих попасть в 36-ую школу было 350 человек, а взяли только 170. Люди возмущены тем, что живут по соседству, а ребенка придется возить за тридевять земель.

Вот, высказывания родителей: «Если нас не берут в школу, у нас два варианта: либо сесть идти на крыльцо — учиться там, на крыльце. Либо вообще ребенок не пойдет в первый класс. Но возить через весь город мы не собираемся. Либо нужно бросать работу».

Власти говорят, что сделали все возможное, даже нашли еще 20 мест в самой 36-й школе. В ущерб десятому классу, ученикам которого школу пришлось менять.

В этом году заявлений в первый класс было вдвое больше, чем количество мест. Параллельно возникают и другие проблемы.  Ведь отвозить ребенка на учебу, минуя пробки и перекраивая рабочий график, еще полдела. Но обратно ребёнок должен будет добираться сам. Поступило предложение организовать отдельный транспорт для подвоза учеников, как в районах. Но город не имеет на это права.

Вариант с обучением во вторую смену - палка о двух концах. Под угрозой дополнительное образование этих учеников, ведь многие кружки и секции работают как раз во второй половине дня. Да и нагрузка на учителей грозит стать непомерной. Перебор же учеников и вовсе может обернуться штрафами. В общем - тупик.

Возникает вопрос, как же так получилось, что государство, где столько умных чиновников, всевозможных омбудсменов, органов опеки и министров, не предусмотрело такой, казалось бы, простейшей ситуации? Или здесь по принципу, - гром не грянет, мужик не перекрестится? О чём думали все эти люди? Как они считали? Почему не сопоставили всего две цифры - количество детей и количество школьных мест? 

О сегодняшнем состоянии образования многие говорят с сочувствием. Ненавистное ЕГЭ - постоянная тема для анекдотов. Учитель в наши дни - низкооплачиваемый персонаж из сферы услуг. Таким его сделало государство. Такое же отношение у государства  и к образованию в целом.

Из истории мы знаем, что до войны в СССР с 1923 по 1940 год было построено 101,9 тысяч школ. Это 6 тыс. школ в год. В них получили образование порядка 40-50 млн. школьников. Ежедневно строилось по 16 школ!

И если в первые годы возникновения нового государства по всей стране насчитывалось 92 000 школ, то перед началом Великой Отечественной войны их насчитывалось 190 000. К 1951 году численность советских школ достигла 200 200 штук.

Обратный отсчёт начался с "нулевых". С 2000 по 2018 год было было закрыто 27,5 тысяч школ. По 1,53 тыс. школ в год или 4,2 школы в день.

Прежде всего это коснулось сельских школ. Деревни вымерли и разъехались, и возрождать их вряд ли кто то будет в ближайшей перспективе.

В городах другая проблема - перенасыщенность учеников в школах, расположенных в новых районах. Вот тут-то школ, действительно, не хватает. Застройщики в погоне за длинным рублем забывают о создании должной социальной инфраструктуры. Так, например, Краснодар побил собственный рекорд по числу первых классов в одной школе. В краснодарской школе N71 сформировали 33 параллельных первых класса - по количеству букв в алфавите. Они получили литеры от "А" до "Я". 

Застройщикам и чиновникам - временщикам плевать на то, где и в каких условиях будут учиться школьники. Всё решает сиюминутная выгода. В СССР такого не было. Потому-что при строительстве жилых домов планировались и школы, и больницы, и даже медицинские вытрезвители, исходя из норм по численности населения.

В 1941 году, на пороге войны, 15% бюджета было направлено на образование. В 1945 году на образование направили уже 26%. А за последние десять лет, в среднем, финансирование образования составляет 3,5-3,8% бюджета. Хотя его надо, минимум, удваивать.

Весной фракция КПРФ в Государственной Думе провела парламентские слушания на тему: «Человеческий потенциал России и стратегия «Образование – для всех». Был подготовлен закон, над которым работала большая группа специалистов высшего класса. Среди них нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов, Иван Иванович Мельников, Олег Николаевич Смолин, Владимир Иванович Кашин, Дмитрий Георгиевич Новиков, Юрий Вячеславович Афонин, Николай Васильевич Коломейцев, Светлана Евгеньевна Савицкая, Тамара Васильевна Плетнева, Нина Александровна Останина. 

Была уверенность, что этот закон будет принят Государственной Думой. Однако «Единая Россия» отказалась его принимать. И пока "Единая Россия" будет иметь парламентское большинство, о каких то глобальных переменах к лучшему не может быть и речи.

Дети многих единороссов получают образование за границей. Поэтому, что будет с российскими школами их мало беспокоит. 

В своё время Президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди заявлял, что лучшая система образования – в Советском Союзе. Многие помнят его крылатое выражение:  "Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой".

Как сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов, - "Можно разбомбить завод, но его восстановят за два – три года. Однако если вы разбомбите образование, это станет травмой для страны минимум на двадцать лет, а для человека – на всю оставшуюся жизнь".

 

595 0