Геннадий Зюганов: Социалистическая революция в России создала новый тип государственности
Русская революция свершилась не наугад и не вдруг. Решительных перемен в стране жаждало несколько поколений революционеров. От декабристов эта великая традиция шла к А.И. Герцену и Н.Г. Чернышевскому, к народникам и Г.В. Плеханову. Неизбежность социалистической революции в России обосновал В.И. Ленин на базе всего богатства теории, фундамент которой заложили К. Маркс и Ф. Энгельс. Его величайшим открытием стал вывод о переходе капитализма в высшую стадию — империализм. Опираясь на строгий научный анализ, Ленин дал классическую характеристику революционной ситуации. В неё быстро входила Россия, ставшая наиболее слабым звеном в цепи империализма.
Г.А. Зюганов, “Революционное наследие Великого Октября”
2023-11-05 06:54
Зюганов Геннадий Андреевич
Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ
В начале ХХ века Российская империя превратилась в клубок острейших противоречий. Это – противоречие между пролетариатом и буржуазией. Между царской феодальной надстройкой и союзом буржуазии и либеральных помещиков. Между помещиками и крестьянством. Между кулаками, середняками и бедняками внутри крестьянства. Между сельской буржуазией и деревенской общиной. В стране остро стояли рабочий, земельный и национальный вопросы. Мировая война обострила все виды социальных противоречий. Ощущение революции становилось всеобщим. «В терновом венце революций грядёт 16-й год», — писал В. Маяковский. Схожие мотивы возникали в творчестве А. Блока и других авторов.
Нужда и бедствия угнетённых классов были доведены до предела. В 1916 году в связи с угрозой голода в городах царское правительство впервые сформировало продовольственные отряды для экспроприации хлеба у крестьян. Страну охватили забастовки. Ярко проявлялась неспособность «верхов» управлять по-старому. Распутинщина наглядно убеждала: царский режим прогнил до последней клетки.
Россию захлестнул системный кризис капитализма. В стране сложилась революционная ситуация. Но объективных условий для революции недостаточно. Только массовые действия способны сломить старое правительство, которое «даже в эпоху кризисов, не «упадёт», если его не «уронят». Говоря об этом, Ленин хорошо помнил слова Маркса и Энгельса: «Против объединённой власти имущих классов рабочий класс может действовать…, только организовавшись в особую политическую партию».
Авангардная партия – важнейший субъективный фактор революции. Ленин и ленинцы сумели собрать силы для Великой Октябрьской победы. Главная заслуга в этом принадлежит большевизму, начинавшемуся с ленинской «Искры».
Большевизм – последовательно марксистское, революционное течение в международном рабочем движении. Он претворяет в жизнь учение о классовой борьбе пролетариата, о социалистической революции, о диктатуре рабочего класса, о строительстве социализма. Он не приемлет оппортунизма, ревизионизма и сектантства.
Большевизм – это поистине выдающееся явление. Он сочетает романтику высоких мечтаний и прагматизм действий, верность принципам и гибкость в тактике, бурлящую энергию и твёрдый расчёт. Благодаря ему русское революционное движение стало передовым отрядом борьбы с монополистическим капиталом и его ведущей силой – финансовой олигархией.
Большевистская партия – это партия социалистической революции, социалистического созидания и коммунистической перспективы. Величайшая заслуга В.И. Ленина и его соратников – создание партии нового типа. Её задача – направлять пролетарское движение в русло борьбы за социализм. И большевики объединили в один поток непримиримую борьбу рабочего класса против буржуазии с крестьянской борьбой за землю, а затем и с революционно-освободительным движением колониальных и угнетённых народов.
Единство твёрдой, осознанной дисциплины и широкой внутренней демократии позволило ленинцам пройти путь от организации партии до организации новой власти. Эта власть утвердилась так стремительно, твёрдо и по-деловому, что уже в 1919 году московский корреспондент газеты «Чикаго дейли ньюс» писал: «Никогда ещё в современной России правительство не пользовалось большим авторитетом, чем теперешняя Советская власть. …Положение здесь противоположно тому представлению, которое составилось у американского народа… На улицах Петрограда и Москвы находишься в большей безопасности, чем на улицах Нью-Йорка и Чикаго».
Советская власть стала новым типом государственности. Вертикаль «Народ - Советы - Партия нового типа» оказалась эффективна благодаря единству интересов и целей.
26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов сформировал высший орган Советского государства. В состав ВЦИК были избраны 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов-интернационалистов, 3 украинских социалиста, 1 эсер-максималист. Вскоре союзники и попутчики большевиков один за другим сошли с политической арены.
Советская власть стала особой социальной средой. В ней все партии, кроме большевистской, попали в положение внесистемных. И виноваты в этом не «комиссары в кожаных тужурках». Дело в том, что меньшевики, эсеры и другие партии остались элементами буржуазной системы. И только большевики оказались партией нового типа, органичной в системе советского народовластия.
Капитализм реакционен, лишён исторической перспективы. Приписывая социализму собственные пороки, он порождает злобные мифы, выдаёт чёрное за белое, белое – за чёрное. Для апологетов капитализма антисоветизм – это средство самозащиты, самооправдания и самоспасения. Их агрессия против исторической памяти о свершениях Советской эпохи закономерна. Она необходима, чтобы перекроить социалистическое национальное сознание в буржуазное.
Наши противники вопят о гражданской войне, развязанной большевиками. Но факты — вещь упрямая. 12 марта 1918 года «Известия ВЦИК» публикуют статью Ленина «Главная задача наших дней». Задача эта была поставлена так: «Добиться во что бы то ни стало, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной». Так где здесь хоть слово о гражданской войне?
Большевистский вождь ставит исключительно созидательную задачу. И он мог поставить её потому, что «мы в несколько недель, свергнув буржуазию, победили её открытое сопротивление в гражданской войне. Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны».
Так вот: гражданская война, которую начали большевики, закончилась за несколько недель! Кровопролитной оказалась совсем другая война. Та, к которой приложили руку 14 буржуазных государств. Уже в ноябре 1917 г. Антанта собрала совещание в Яссах для выработки плана войны на юге России.
В годы интервенции и Гражданской войны буржуазия и помещики направо и налево продавали национальные интересы, лишь бы вернуть утраченную власть. Нынешние антисоветчики об этом умалчивают. Эта правда невыгодна ни либералам, ни носителям белогвардейского патриотизма. Им и сегодня режет глаза беспощадная ленинская объективность.
Да, история великих революций указывала на опасность гражданской войны. Но Ленин делал всё, чтобы её избежать. Его «Апрельские тезисы» обосновали возможность мирного перехода власти от Временного буржуазного правительства к Советам. В такой возможности он был уверен вплоть до середины 1917 года. После расстрела 4 июля мирной демонстрации в Петрограде всё изменилось. Но и в этих условиях Ленин не сдаётся. В сентябре 1917 года он пишет, что, если есть хотя бы «один шанс из ста», чтобы избежать гражданской войны, им необходимо воспользоваться.
С победой Октябрьской революции в нашей стране была установлена диктатура пролетариата в форме Советов. Она стала властью громадного большинства и решила выдающуюся задачу сбережения народа. В самый тяжёлый момент Гражданской войны Ленин произнёс слова, актуальные и сегодня: «Если мы спасём трудящегося, спасём главную производительную силу человечества – рабочего – мы всё вернём, но мы погибнем, если не сумеем спасти его». Советская власть спасла рабочего, восстановила утраченное, создала могучую индустриальную державу. Этот факт великой созидательной силы нам нужно сделать достоянием массового сознания.
Международное значение Великой Октябрьской социалистической революции огромно. Она заложила основы нового мира. Советская Россия предъявила планете выдающийся опыт социалистического созидания. Красное знамя Великого Октября стало знаменем трудящихся всего мира, знаменем правды и справедливости.
В годы борьбы с фашизмом наш Красный стяг вдохновлял героических защитников Брестской крепости, Минска и Киева, Одессы и Севастополя, Москвы, Ленинграда и Сталинграда. Он видел раскаты первого победного салюта в честь освобождения Орла и Белгорода. В мае 1945 года он был вознесён над поверженным Берлином! И это знамя — на все времена!
Наследие советского социализма живо. Оно — в романтике Кубинской революции, в выдающемся поиске Че Гевары и Сальвадора Альенде, Даниэля Ортеги и Уго Чавеса, в сегодняшних успехах Китая и Вьетнама, в поступательном развитии скромной и трудолюбивой Белоруссии, в «краснеющей» Латинской Америке.
Российские коммунисты гордятся своей историей. Наша борьба вбирает многообразный и яркий опыт разных отрядов международного левого движения. У истоков этого опыта — заря новой жизни, рождённая в Октябре 1917 года. Богатство этого опыта — наше великое достояние. Достижения советской эпохи — наше нержавеющее оружие, путеводная звезда и фундамент для новых свершений.
Наша правда даёт нам уверенность в победе сил созидания, мира и прогресса над всеми силами зла!
Как говорил генералиссимус И.В. Сталин: «Наше дело правое, победа будет за нами!».