«Мы посоветовались, и я решил» В такой форме в последнее время вершится демократия по-новгородски
Топонимическая комиссия Великого Новгорода, опозорившая себя решением переименовать проспект Карла Маркса против желания новгородцев, 17 марта будет рассматривать состряпанное в спешке Положение о порядке присвоения и замены наименований улиц, площадей и иных географических объектов на территории Великого Новгорода.
Почему вдруг топонимическая комиссия, о деятельности которой годами не было слышно, теперь вдруг проводит заседание за заседанием, то и дело обновляет свой состав (за последние месяцы состав комиссии трижды обновился!), очевидно, формируя такой, который бы голосовал единогласно, не вступая в пререкания с волей администрации?
Потому что неправедное переименование проспекта, находящегося за чертой вала и со дня своего создания носящего имя Карла Маркса, вызвало бурю возмущения новгородцев. Они собирают подписи, пишут обращения, взывают к справедливости. Кроме того, прецедент с переименованием проспекта Карла Маркса, вызвал эффект домино: посыпались просьбы и требования вернуть историческое название Григоровскому шоссе, убрав имя бывшего мэра города Александра Корсунова, и вернуть имя Юрия Гагарина придуманной улице Федорский ручей.
Как же теперь топонимической комиссии доказывать, что этого делать нельзя, если в случае с Карлом Марксом было можно? И вот комиссия срочно работает над проектом Положения, где расставлены большущие рогатки на пути тех, кто захочет добиться переименования.
Член топонимической комиссии, профессор Новгородского государственного университета, лингвист Татьяна Шмелева по просьбе журналистов прокомментировала проект документа. Она сказала, что ситуация с переименованием проспекта Карла Маркса показала, что у топонимической комиссии нет определенной политики, и ее руководство действует, как хочет: решает и отменяет, предлагает новгородцам изложить свое мнение, потом плюет на это мнение...
Что же касается содержания Положения, то условия для смены названий городских площадей и улиц, обозначенные в проекте документа, носят не содержательный, а исключительно ограничивающий характер.
Положение составлено таким образом, что простому новгородцу сформулировать инициативу станет попросту невозможно - речь идет о необходимости предоставления финансово-экономического обоснования предполагаемого переименования. Эта норма, по сути, означает мораторий. Либо инициативы по переименованию будут исходить только из администрации, где есть специалисты, способные подготовить все требуемые документы, в том числе по финансово-экономическому обоснованию.
Документ вообще не предусматривает обсуждения переименований с населением города, "когда, в каких случаях и в какой форме комиссия обращается к новгородцам", считает Наталья Шмелева.
Если разработанный проект документа будет утвержден городской Думой и его действительно намерен кто-то выполнять, то переименовать в городе придется очень много - под обозначенные в проекте нормы подпадают, в частности, все двойные названия улиц. То есть топонимическая комиссия обеспечивает себя работой на много лет вперед", - высказала предположение эксперт.
Главным же вопросом, по мнению Татьяны Шмелевой, является статус топонимической комиссии. По предложению лингвиста в проекте документа прописано, что комиссия является "общественным органом". "И если эта норма будет принята, то нынешняя комиссия должна распуститься, потому что в нынешнем своем составе она не является общественной, она чиновничья. И чиновники в ее составе в свое рабочее время голосуют так, как скажет начальство", - заявила эксперт.