К Пленуму ЦК КПРФ. Г.А.Зюганов в интервью "Вести в субботу": Главное в национальной политике - "равенство всех перед законом и перед главными нашими ценностями"
Вопрос о мигрантах — один из самых актуальных сейчас. Доклад о национальной политике подготовила старейшая партия страны — КПРФ. Коммунисты дали прочесть его "Вестям в субботу" еще до опубликования. Среди прочих новелл в докладе КПРФ — политическая работа в среде гастрарбайтеров. Это — новый для России сюжет. А как еще, если по опубликованным данным ООН Россия занимает второе место в мире (после Соединенных Штатов) по числу принимаемых здесь мигрантов, завтрашних граждан, между прочим? То есть во все более конкурентной российской политической среде эта тема будет получать продолжение. Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал лидер коммунистов Геннадий Зюганов.
- Геннадий Андреевич, достаточно пройтись по улицам наших городов, больших и малых, чтобы понять, почему национальный вопрос вдруг опять так зазвучал. И все-таки отдельный пленум ЦК тоже не каждый день происходит по национальному вопросу. Что вами движет, когда вы подходите к этой истории?
- Мы эту тему особо выделили давно. Это вопрос особой важности. Раньше в столицу приезжали те, кто окончил с золотой медалью школу. Это были великолепные актеры, прекрасные инженеры, лучшие управленцы. Они проходили здесь уникальную школу, в том числе и дружбы.
- И возвращались к себе, как правило, в национальные республики.
- Не просто возвращались — везли туда высокую культуру общения, производства, эстетики. И это было крайне важно для всех. А теперь нагнали сюда половину тех, кто без работы, молоток в кармане, нет денег на обратный билет. Поезжайте в некоторые школы — вы ахнете: половина не говорит по-русски и не в состоянии нормально общаться.
- Вы констатируете реалии.
- Нет, это все приобрело абсолютно уродливые, отвратительные формы. Вместо того чтобы отрегулировать, принять нормальные законы и обеспечить тот приток, который необходим стране и который не ухудшает ни моральную, ни социальную обстановку, мы получаем проблему и начинаем ее решать варварскими методами: ОМОН, маски, собаки. Это выглядит уродливо, унизительно и отвратительно.
- А что можно сделать?
- В докладе обобщен опыт миграционной политики, которую реализует наш сосед — Белоруссия. Там ничего похожего нет. Там есть закон, по которому предприятие имеет право, имеет свою долю приглашения, и оно приглашает, устраивает на работу мигранта. Он там трудится, платит налоги, а предприятие отвечает за него. Он не болтается неизвестно где. Там нет резиновых квартир. Если контракт закончился — пожалуйста, домой. Все культурно, эстетично, вежливо и не осложняет обстановку с местным населением, а дополняет. Я видел, там сделали совместное предприятие с китайцами. Суперклассное предприятие. Там делают СВЧ-печи и в сорока странах мира продают. Все продумано в деталях.
- Я на Валдае говорил с китайскими представителями. Это не последние люди из Китайской Народной Республики, которую вы любите. А спросил их: как вы относитесь к проекту Таможенного союза и Евразийского пространства? И вдруг от китайцев услышал настороженность. Новые независимые страны бывшего Советского Союза "лелеют свою независимость" и вряд ли захотят вступать в новый интеграционный процесс. Вы же в своем докладе про национальную политику предлагаете возрождать Советский Союз. Думаете, это реалистичный лозунг на фоне, например, китайской настороженности?
- Единственный способ выжить в этом мире в XXI веке — усилить интеграцию, прежде всего, с братскими республиками. Тогда мы приобретаем мировую субъектность. Чтобы быть конкурентным в этом мире, надо иметь примерно 300 миллионов человек. Если бы Союз уберегли, у нас было бы ровно 310 миллионов, как в современной Америке. В противном случае нас будут использовать.
- Я обнаружил некоторые противоречия в вашем докладе. С одной стороны, вы выступаете против льготного финансирования национальных республик, с другой, — обрушиваетесь на тех, кто предлагает вернуться к губернскому принципу формирования России, отказу от национальных территориальных объединений. Вы все-таки где в этом вопросе?
- Вы обратили внимание, что там есть исторический раздел? После распада Российской Империи. Не большевики ее разрушили — царизм не справился с ситуацией. Нам нечего было лезть в Первую Мировую войну за чужих банкиров и чужие интересы. Но мы потеряли единую страну. Большевики сумели ее собрать. И когда обсуждали, каким образом это сделать, стало очевидно, что без союза равноправных это будет невозможно, и сделали огромный шаг навстречу друг другу. Мы — единственная держава, единая партия, единый народнохозяйственный комплекс, общая идеология дружбы народов, единая инфраструктура, социальная политика, равенство всех перед законом и, что называется, перед главными нашими ценностями. Это и давало то, что обеспечивало такую устойчивость. А теперь, как предлагают Жириновский, Навальный, давайте опять губернии. Каким образом можно в губернию загнать сегодня Татарстан, Башкирию, например? Если кто считает, что завтра можно прийти и нарисовать такой образ, послезавтра он будет воевать. Это просто глупость, провокация!