И.И. Мельников: «У нас самая демократичная партия». Интервью «Газете.Ru» о том, каким градоначальником Москвы он будет после избрания мэром
послеКандидат от КПРФ на выборах московского мэра Иван Мельников рассказал «Газете.Ru» о том, каким градоначальником он будет после избрания мэрои
Первый вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников открывает серию интервью «Газеты.Ru» с кандидатами в мэры Москвы. Политик рассказал о том, что могут предложить москвичам коммунисты, как он в случае избрания собирается налаживать контакт с оппонентами во власти, а также должен ли столичный градоначальник быть политиком или хозяйственником.
— Иван Иванович, представим, что вы выиграли выборы мэра Москвы. Какие будут ваши первые шаги?
— Первый шаг — это, безусловно, формирование команды, кадровые решения. Все начинается с команды, и тут я хочу отметить, что я имею опыт работы с людьми разных взглядов, разных убеждений. Когда я возглавил в Госдуме комитет по образованию и науке, который до того возглавлял представитель партии власти, в аппарате многие ожидали увольнения. Но этого не случилось, потому что в профессиональной работе мне важны не взгляды человека, а его потенциал. Надо каждому талантливому человеку дать возможность раскрыться, и, конечно,
если я выиграю выборы, я готов к формированию коалиционного правительства.
— Есть устойчивый миф, что мэр должен быть прежде всего хозяйственником, а не политиком, вы же известны именно как политик…
— Это миф, который власть многие годы внедряет в головы москвичей. Мэр в моем понимании — это должность стратегически-управленческая. Это человек, который должен ежедневно принимать решения о стратегии и тактике развития города, определять приоритеты, слышать голос москвичей и принимать решения в соответствии с их мнениями и взглядами. В этом смысле я считаю, что достаточно подготовлен для этой должности — за годы работы в Московском университете я прошел ряд самых высоких ступеней управленческой работы, был председателем профкома, секретарем парткома. Университет — это город в городе, это огромное хозяйство, причем в советское время разбросанное не просто по разным регионам, но и по разным республикам. И ни за одно решение, которое я принимал в те годы, мне не стыдно. Также у меня есть большой организационный опыт работы в партии и в Госдуме, где я занимался социальной политикой, политикой в сфере образования.
Наконец, я единственный в российском парламенте человек, который возглавлял один из комитетов в Совете Европы и имел опыт взаимодействия не только с российскими, но и с международными структурами.
Поэтому без ложной скромности скажу, что считаю свой управленческий опыт достаточным.
— Что коммунисты могут на этих выборах предложить москвичам?
— Программу я презентую на следующей неделе, но некоторые вещи скажу сейчас. Вчера была большая встреча в ЦДЛ (Центральном доме литератора. — «Газета.Ru»), на нее собрались по большей части не наши активисты, а простые москвичи, которые пришли туда со своими проблемами: обманутые дольщики, люди, пострадавшие от сноса гаражей, недовольные разрушением исторических памятников, выведенные из очереди на жилье. Все они выдвигали предложения в нашу программу, причем очень дельные.
Моя программа — это не только программа КПРФ, это должна быть программа всех москвичей. Конечно, будет и серьезный научный блок, нам нужно вообще показать не просто набор критических замечаний, а логичную, строго выстроенную альтернативную программу развития.
— И все-таки вы можете сказать, что вас не устраивает в городской политике нынешней власти?
— Меня не устраивает то же, что и большинство москвичей, я ведь живу в Москве более 45 лет, в главном здании МГУ. Я не отделен от этих проблем высокими заборами и вижу весь набор: это и тарифы ЖКХ, и пробки, и мигранты, цены на жилье, экология, здравоохранение, градостроительная политика.
Одна из самых больших проблем, на мой взгляд, — это разница в уровне доходов и качестве жизни людей, которые работают мало и зарабатывают много, и тех, кто вкалывает много за гроши. Эта разница в Москве огромна, больше не только, чем в других городах России, но и чем в крупнейших мировых мегаполисах.
Вообще сейчас неверно определены приоритеты городской политики. Вот, например, жилищная политика: с каждым годом в Москве строится все больше элитного жилья и все меньше жилья социального, город захвачен «строительной мафией». И то же самое можно сказать о каждой проблеме — все упирается в системные неверные приоритеты.
— Не боитесь, что, если выиграете выборы и попробуете обуздать «строительную мафию», вас просто убьют?
— Не хочу бравировать, но после 1991 года я в жизни через многое прошел, и боязни никакой нет. Но и легкой мишенью становиться не собираюсь.
— Если станете мэром, будете с мигалкой ездить?
— Я считаю, что мэр должен жить той же жизнью, что и обычный горожанин. Мне близок пример Финляндии, когда мы ехали на машине с финнами и мне сказали: «Вот, посмотри налево — там автомобиль президента Финляндии в общем потоке». Мне кажется это правильным подходом.
— В Москве до сих пор живо лужковское наследие — управы и префектуры, которые создают параллельную вертикаль власти муниципалитетам. Сохраните ее?
— Точно не сохраню, это старая позиция в нашей программе. Надо укреплять муниципалитеты, дать им финансовые полномочия, чтобы жители в каждом районе могли сами решать, на что потратить свои муниципальные бюджеты.
— По моим ощущениям, одной из главных тем, которую власть будет эксплуатировать на этих выборах, будет проблема миграции. Как вы будете решать эту проблему, если вас выберут?
— Я считаю, что эту проблему можно решить путем стимулирования найма на работу россиян, а не мигрантов.
Почему нанимают мигрантов? Потому что им можно не платить социальные выплаты, пособия, они бесправны, и это выгодно работодателю.
Но, например, можно ввести 30% выплаты в социальный фонд для работодателей, которые нанимают на работу мигрантов, это будет стимулировать их отдать эти рабочие места россиянам.
— Если вы победите на выборах мэра, вы на целый год окажетесь в ситуации, что Мосгордума будет вам оппозиционна: там большинство мест принадлежит единороссам, а выборы пройдут только в 2014 году. Что делать будете?
— Я буду решать этот вопрос вместе с москвичами и с партиями, которые представлены в Москве. Я ведь не самодержец, чтобы взять и сказать: «Завтра этой Думы не будет». К сожалению, я не думаю, что с Мосгордумой будут проблемы, потому что там сидят люди, способные на следующий же день переориентироваться на нового руководителя исполнительной власти: к сожалению, будь у нас нормальный баланс законодательной и исполнительной власти, то и проблемы с теми же мигрантами решались бы более сбалансированно.
— Одним из моментов, пугающих многих в КПРФ, является доброжелательное отношение вашей партии к фигуре Сталина. КПРФ готова меняться и отказываться от того, что отталкивает избирателя, становиться современной партией европейского типа?
— У нас вообще самая демократичная партия (смеется). Вы бы слышали, какая дискуссия развернулась на конференции московской организации, когда меня выдвигали и семь человек голосовали против моего выдвижения.
Наша партия не просто готова меняться, она меняется постоянно, чтобы соответствовать вызовам времени.
Что касается отношения к различным фигурам, то у нас в партии есть люди разных оттенков левых взглядов. Я же человек крайне толерантный к различным позициям и на посту мэра в случае избрания эту толерантность сохраню.
— Если во второй тур пройдете не вы, а Собянин и какой-то другой кандидат, кого вы поддержите?
— Если честно, я не рассматриваю такую вероятность.