Г.А. Зюганов: "Стоит потерять ракетно-ядерный зуб и нас разорвут, как Ирак". Большое интервью лидера КПРФ о борьбе с коррупцией, будущем партии и судьбе России
В феврале 2013 года КПРФ отметит свое двадцатилетие. Все эти годы у руля стоит один человек – Геннадий Андреевич Зюганов. Неудивительно, что периодически в СМИ ходят разговоры о смене главы и преемнике. Корреспонденты АиФ встретились с Геннадием Андреевичем, чтобы узнать, что он думает о подобных слухах, с какими чувствами смотрит в будущее и как оценивает курс развития страны, взятый нынешней властью.
«АиФ.ru»: Геннадий Андреевич, недавно все мы слушали обращение президента к Федеральному собранию, на какие мысли оно вас натолкнуло, чего нам ждать от нового президентского срока Владимира Путина?
Геннадий Андреевич Зюганов: В послании Путина нет стратегии, а стратегия должна определяться главными тенденциями на планете. Главная тенденция – углубление кризиса, не только финансово-экономического, но и промышленного, экологического, управленческого и морального. Одно из ключевых противоречий в современном мире состоит в том, что проблемы нарастают быстрее, чем их решают властьпридержащие. Качество управленческих кадров, на мой взгляд, резко снизилось. Уровень квалификации, образования не соответствует сложности проблем. На нашей территории осталось 2% от населения планеты, а мы обладаем 30% основных природных ресурсов. Если у нас выдернут ракетно-ядерный зуб, нас разорвут похлеще, чем Югославию или Ирак.
«АиФ.ru»: Что касается демографической ситуации, то Путин же сказал о семье с тремя детьми, которая должна стать нормой для нашего общества, разве не так?
Геннадий Андреевич Зюганов: Он впервые заговорил о необходимости иметь трёх детей на семью, хотя я давно твердил об этом. Есть еще и другой момент. Он говорит, что мы прибавляем население, а ведь у нас со следующего года обвал начнется. Последние годы мы немного прибавляли только потому, что был подарок от советской власти, на излете страны – рожали женщины, которые родились в 80-х и начале 90-х гг. А сейчас пойдут 90-е и 2000-е гг., а там провал, ситуация не улучшится, а усугубится. Поэтому надо продумать демографическую политику до тонкостей и деталей.
«АиФ.ru»: Какие это детали?
Геннадий Андреевич Зюганов: Чтобы нам выжить, нужно, чтобы каждая семья имела 3-4 детей. А это означает, что папа должен будет прокормить жену, которой придётся сидеть с детьми, трех детей, двух родителей со своей стороны и двух родителей со стороны жены. Итого – ему придётся работать за девятерых, считая ещё и себя. Этот глава семьи, чтобы производительно работать за девятерых и прокормить их, обязан иметь минимум 15-17 лет образования. Значит, высшее образование должно быть доступно для каждого, потому что иначе он не справится с этим. Этот папа должен обладать суперклассной производительной техникой, а ее можно делать только на современных заводах, осваивая новейшие технологии, новейшие научные открытия. Он должен иметь очень хорошее здоровье, а это значит, что за ним с пеленок должна следить современная медицина, проводить профилактику. Он обязательно должен каждые 4-5 лет обновлять свои знания, поскольку они быстро стареют. Следовательно, должна работать система подготовки и переподготовки профессионального мастерства. Всё это требует совершенно другой финансово-бюджетной политики.
«АиФ.ru»: Как Вы относитесь к делу «Оборонсервиса»? Пошумели немножко - и все, или есть надежда, что подобные разоблачения будут повторяться?
Геннадий Андреевич Зюганов: Шумели не раз. Боюсь, опять пошумят - и все. Но в данном случае, если опять пошумят и ничего не сделают, то авторитет Путина может окончательно рухнуть. Я ему прямо сказал: «Вы обречены осуществить левый поворот». Вон Ли Куан Ю, бывший премьер Сингапура: боролся с коррупцией и создал суперсовременное государство. Когда его спросили, как ему это удалось, он сказал, что начал со своих дружков, одних посадили, других к стенке поставили. Если собираемся одолеть коррупцию, то должны показать пример борьбы с нею. А у нас у каждого второго члена правительства – жены-миллионеры. У Путина же правительство формируется в основном из питерского подъезда, двух кварталов и из всевозможных дружков.
«АиФ.ru»: Геннадий Андреевич, какие еще есть действенные методы борьбы с коррупцией на Ваш взгляд?
Геннадий Андреевич Зюганов: Контроль. Исполнительная власть без контроля – это чума и проказа. Нужно, чтобы были комиссии, отчет, контроль утверждений и назначений, конкурсы. Ничего этого в современной России нет! Если бы мы имели право контроля со стороны Думы за назначением правительства, и Сердюков прошел собеседование в двух комитетах по обороне и безопасности - где собрались бы 30 депутатов и задали ему вопросы - он бы никогда не стал министром обороны. А так - взяли человека из налоговой полиции, мебельщика. Я с мебельной промышленностью много разбирался, там не каждому удаётся остаться честным человеком.
Жена Обамы не может переклеить обои в Белом Доме, пока не утвердят смету два комитета, а потом она отчитается за каждую копейку. У нас ничего подобного нет.
«АиФ.ru»: У меня вопрос по поводу оппозиционных выступлений, которых было очень много. Куда все делись? Волна протеста была такой бурной, а закончилось все лишь координационным советом оппозиции…
Геннадий Андреевич Зюганов: Пар выпустили. Возмущение должно было быть подкреплено конструктивной программой. Мы предложили программу вывода страны из кризиса, честных выборов, доступного образования, законы - целый пакет прописали. Всё же свели к одному – выборы должны быть честными. На Сахарова и Болотной всем заправляли недовольные «справа» - те, кто за продолжение приватизации. Но есть еще одна особенность. Кто возглавил эти митинги: Касьянов, который при Путине был премьером, самый жесткий, самый несговорчивый управленец, при нем был принят 122-й «людоедский» закон. Кудрин, который 10 лет прятал наши деньги в чужих банках, Немцов, который при Ельцине был вице-премьером и проводил всю эту бессовестную приватизацию. Такие люди доверия у широких трудящихся масс не вызывают. В народе убеждены, что эти деятели будут гнуть ту же линию, только еще хуже. Ничего от этого не изменится. Я один раз на это их мероприятие сходил, второй раз уже не пошел.
«АиФ.ru»: Вы ожидаете новую волну недовольства людей?
Геннадий Андреевич Зюганов: Да. Если не будет реального поворота к человеку труда… Вот на словах в последнем послании это произошло, но финансово-экономическая политика продолжается старая. Поэтому если и дальше будут расходиться чаяния людей и курс власти, неизбежным станет нарастание массового протеста. Серьезное обострение обстановки ждёт нас уже в ближайшие годы. Можно по бюджету посмотреть: на грядущий год поддержка экономики и социальной сферы будет сокращена на 800 миллиардов, поддержка общеобразовательных школ – на 78%, поддержка молодежи сократилась в 5 раз. Такова реальность. А обещания…Можно давать любые обещания, но казне нечем платить за эти посулы. Иллюзии можно породить, но коммуналка при нынешнем курсе будет всё равно расти, цены на бензин и солярку будут прыгать вверх. А ведь многие уже платить не могут.
«АиФ.ru»: В феврале 2013-го КПРФ исполняется 20 лет, все эти годы у руля стоите Вы, скажите, Геннадий Андреевич, возникают ли у вас мысли о преемнике?
Геннадий Андреевич Зюганов: В настоящей партии не бывает преемников, партия – это коллективный орган, который решает все вопросы, включая кадровые. Сейчас у нас идут отчеты, выборы. Партия омолодилась, появилось много молодых, талантливых, интересных, энергичных людей. Партия идет к своему юбилею как единый, мощный организм. Что же касается вопроса, кого конкретно избирать, то это компетенция съезда. Местные партийные организации завершат на этой неделе свои отчеты, проведут выборы. Каждая организация назвала, кого она считает нужным выдвинуть в центральный орган. У нас есть общий список с характеристиками этих людей, там представители всех национальностей, всех профессий, молодежь, женщины, рабочие, ученые, крупные руководители. В третьей декаде декабря соберемся с первыми руководителями, которые выскажут свои предложения по кадровому составу ЦК. Кого изберет съезд, тот и будет работать.
«АиФ.ru»: Понятно, но вы бы хотели участвовать в следующих выборах президента?
Геннадий Андреевич Зюганов: Мне кажется, что это вопрос преждевременный. Если дела в стране и дальше пойдут как сейчас, то ситуация вообще может выйти из-под контроля. Тогда будет не до выборов, или выборы могут оказаться досрочными. Есть и опасность, что все может превратиться в большой, грязный, кровавый хаос. На данный момент моя главная задача – все сделать для того, чтобы удержать страну от подобных безобразий.
«АиФ.ru»: Геннадий Андреевич, у Вас 8 внуков. Скажите честно, Вы переживаете за их будущее?
Геннадий Андреевич Зюганов: Конечно, очень переживаю. Если бы на моем месте сидел человек с пониженным уровнем ответственности, боюсь, страна давно бы воевала. Большинство думающих людей это понимает. Я в отличие от других политиков 3 года отслужил в армии и знаком со всеми видами современного оружия, включая ядерное и химическое. За три года службы много просидел в противогазе и резиновом костюме. Я знаю, как оружие стреляет, что и как взрывается. Я участвовал во всех крупных учениях, был во всех конфликтных точках, разнимал на Северном Кавказе враждующих, мирил в Чечне. Я знаю, что такое беда, горе. Я родом с орловских полей, где прокатились самые крупные войны и сражения. Поэтому в отличие от других мне не надо рассказывать, что и как может произойти. Я это очень хорошо знаю. И буду делать все, что бы на нашу землю пришли мир, благополучие и счастье.