Представление проекта федерального закона «О народном образовании»

Разработанный специалистами Общероссийского общественного движения «Образование – для всех» при поддержке фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе законопроект предполагает решение основных вопросов государственной образовательной политики, исходя из требований самого образовательного сообщества.

Авторы законопроекта исходили из того, что развитие отечественного образования останется лишь благим пожеланием, если нормативно не подкрепить его финансовыми гарантиями со стороны государства.

В настоящее время, по данным Общественной палаты Российской Федерации, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 3,5 процента ВВП. Международный опыт показывает:  для осуществления модернизации необходимо финансировать образование в размере не менее 7% от валового внутреннего продукта.

Законопроект устанавливает в качестве государственных гарантий приоритетности образования ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее семи процентов валового внутреннего продукта и не менее семи процентов расходов федерального бюджета на финансирование высшего и послевузовского образования, за счет которых в федеральных высших учебных заведениях должны обучаться не менее 260 студентов на каждые 10000 человек, проживающих в Российской Федерации .

Согласно статье 78 законопроекта, финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений состоит из:

1) нормативного финансирования посредством предоставления государственных субсидий, рассчитанных исходя из нормативов финансового обеспечения реализации соответствующих основных образовательных программ (ст. 77 законопроекта);

2) финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дополнительного образования и профессиональной подготовки;

3) сметного финансирования.

При этом сметное финансирование не может составлять менее 30 процентов от общего объема финансирования государственного (муниципального) образовательного учреждения.

 

Государственные образовательные стандарты.

В настоящее время содержание образования государственным образовательным стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования. Не предусматривает этого и внесенный Правительством проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Наш законопроект предусматривает, что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

1) к содержанию основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) к максимальному объему учебной нагрузки;

3) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основных образовательных программ, включая условия, обеспечивающие использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий;

4) к результатам освоения основных образовательных программ.

Кроме того, законопроект в части 8 ст. 48 предусматривает, что обязательными предметами при освоении учащимися образовательных программ общего образования являются:

- русский язык – государственный язык Российской Федерации;

- литература;

- иностранный язык (иностранные языки);

- математика (включая алгебру и геометрию);

- информатика;

- история (включая историю России и всемирную историю);

- обществознание (включая основы государства и права и на ступени среднего общего образования краткую историю философии, основы экономики и социологии);

- география;

- основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования;

- физика (включая астрономию);

- химия;

- биология;

- искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру);

- технология;

- физическая культура;

- основы безопасности жизнедеятельности.

Этот перечень, с одной стороны не дает возможности разработчикам образовательных программ произвольно изымать из программы какой-либо из указанных предметов, а утвержденный Министерством образования и науки федеральный государственный стандарт среднего общего образования это позволяет, а с другой стороны, заставить обучающегося изучать какой-либо предмет, не входящий в список, ибо все прочие предметы могут изучаться исключительно на добровольной (факультативной основе).

Статус педагогических работников

Несмотря на то, что педагогические работники призваны играть главную роль в формировании и развитии человеческого потенциала страны, их современное социальное положение нельзя признать удовлетворительным. Так, средняя заработная плата педагогических работников в Российской Федерации составляет всего 64% от средней зарплаты в промышленных отраслях.

Законопроект (ст. 26) устанавливает, что  размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должен быть не меньше, чем:

1) для учителей и воспитателей детских садов - средний размер оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации;

2) для мастеров производственного обучения и педагогических работников государственных и муниципальных техникумов - полуторный средний размер оплаты труда в промышленных отраслях соответствующего субъекта Российской Федерации и быть не меньше полуторного среднего размера оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации;

3) для преподавателей государственных и муниципальных вузов – двух средних размеров оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации.

Кроме того, ч. 4 ст. 26 законопроекта устанавливает ежемесячные надбавки педагогическим работникам, имеющим ученые степени, независимо от типа образовательной организации, в которой они работают, - 15 000 рублей – докторам наук, 8 000 рублей – кандидатам наук, что должно стимулировать приход в школу и профессиональные образовательные организации педагогических работников высшей квалификации. Частью 5 этой же статьи предусмотрена ежемесячная надбавка за классное руководство в размере 3000 рублей.

Необходимо отметить, что правительственный законопроект, после того, как он перед внесением в Государственную Думу подвергся цензуре в Минфине, не содержит никаких конкретных норм в отношении заработной платы педагогических работников и кроме того фактически ликвидирует существующие надбавки за ученые степени и ученые звания.

Что касается социальных гарантий педагогическим работникам, то, согласно ч. 7 ст. 22 законопроекта, на педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений распространяются социальные гарантии (включая гарантии по пенсионному обеспечению), предоставляемые федеральным гражданским служащим. На педагогических работников иных государственных и муниципальных образовательных учреждений распространяются социальные гарантии (включая гарантии по пенсионному обеспечению), установленные  для государственных гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Улучшить условия труда и одновременно повысить качество школьного образования призвано положение ч. 6 ст. 48, устанавливающее максимальную наполняемость классов в 20 учащихся. Это позволит отказаться от массовых сокращений (порядка двухсот тысяч) школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными.

 

7. Стипендиальное обеспечение (ст. 32 законопроекта)

В настоящее время расчётная академическая стипендия студентов государственных и муниципальных вузов составляет около 20 процентов прожиточного минимума; стипендии студентов техникумов (колледжей) и учащихся учреждений начального профессионального образования - около семи процентов прожиточного минимума.

Законопроект приближает размеры академических стипендий к нормам советского периода, устанавливая, что размер академической стипендии не может быть менее:

- для учащихся, осваивающих основные образовательные программы начального профессионального образования, - 40 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации;

- для учащихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования, - 60 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации;

- для учащихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, - 80 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в  Российской Федерации.

Новацией законопроекта является установление социальной стипендии следующим категориям учащихся и студентов вузов и профессиональных образовательных организаций, обучающимся за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

1) учащимся из малообеспеченных семей, среднегодовой размер дохода в которых составляет не более двух прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Российской Федерации;

2) учащимся из числа детей-инвалидов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства;

3) студентам федеральных государственных высших учебных заведений из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

4) иным учащимся, нуждающимся в социальной поддержке, по решению коллегиального органа управления образовательной организации.

Размер социальной стипендии не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации, а для инвалидов, сирот и прошедших военную службу по контракту увеличивается на 50 процентов.

Необходимо отметить, что во внесенном в Государственную Думу правительственном законопроекте также исчезли конкретные нормы, касающиеся размеров стипендий.

8. Дошкольное образование

Законопроект направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей, устанавливая (ст. 41) высокий уровень компенсации родительской платы за содержание детей в государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждениях и в негосударственных дошкольных образовательных организациях:

на первого ребенка – 40 процентов (в правительственном – 20);

на второго ребенка – 70 процентов (в правительственном – 50);

на третьего ребенка – 100 процентов (в правительственном 70).

Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов в размере не менее 50 процентов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий.

 

Законопроект предусматривает гарантии сохранения сельской школы, сокращение которых приобрело масштабы угрожающего явления, что не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах. Законопроект устанавливает дополнительное сметное финансирование оплаты труда педагогических работников и материально-технического обеспечения образовательного процесса в малокомплектной сельской школы, что делает ее финансовое обеспечение независимым от количества учащихся (ч. 2 ст. 78). Кроме того,  без согласия сельского схода запрещается ликвидация и реорганизация сельской школы. В правительственном законопроекте требуется всего лишь согласие представительного органа местного самоуправления, но с депутатами всегда договориться легче. Запрещается также ликвидация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более 2 километров.

 

Новацией законопроекта является установление уровня начального профессионального образования по направлениям подготовки в области искусства (ст. 98). Так устанавливается, что основные образовательные программы начального профессионального образования в области искусства реализуются самостоятельно или в интеграции с основными образовательными программами общего образования в детских школах искусств, а также в образовательных организациях среднего профессионального образования в области искусства. Это позволит выпускникам детских музыкальных и художественных школ, детских школ искусств и т. п. получать документы государственного образца о начальном профессиональном образовании. При этом, как и раньше, такие образовательные организации будут реализовывать и дополнительные образовательные программы для детей.

 

Законопроект сохраняет все существующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт (ст. 61). Правительственный же законопроект вообще не устанавливает видов образовательных учреждений.

Законопроект существенно расширяет права и социальные гарантии студентов высших учебных заведений. Так, в порядке, определяемом Минобрнауки, студенты имеют право перехода в данном высшем учебном заведении на обучение по другому направлению подготовки (специальности), а также с обучения по программе подготовки бакалавра на обучение по программе подготовки специалиста, а на старших курсах с обучения по программе подготовки специалиста на обучение по программе подготовки магистра (ч. 11, 12 ст. 65).

Студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законопроектом устанавливается доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее чем три процента размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (ч. 4 ст. 65).

Студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно в целях отдыха и лечения, а иногородним студентам еще и право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства один раз в год туда и обратно железнодорожным транспортом, при отсутствии железнодорожного сообщения - автобусным транспортом, а студентам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, - авиационным транспортом (ч. 5 ст. 65).

Статья 81 законопроекта предусматривает образовательное кредитование студентов высших учебных заведений. Устанавливаются два вида образовательных кредитов: академический – на оплату обучения в высших учебных заведениях, осуществляемого на платной (возмездной) основе и социальный - на оплату проживания, питания, и других бытовых нужд в период обучения в размере прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан по месту нахождения образовательной организации или ее филиала. Проценты по таким кредитам не могут превышать половины ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком России. Для выплаты основного долга устанавливается рассрочка не менее 20 лет. Погашение основного долга отсрочивается до момента, когда заработная плата выпускника высшего учебного заведения не достигнет пяти размеров прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

 

13. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 29).

Согласно ч. 6 ст. 77 законопроекта, государственные нормативы финансирования освоения основных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья должны учитывать дополнительные затраты на оплату труда педагогических работников, на создание специальных условий образования лиц с ограниченными вопросами здоровья, на оказание им коррекционной помощи, на мероприятия по их реабилитации и социальной интеграции, в соответствии с ч. 2 ст. 78 сметное финансирование коррекционных образовательных учреждений должно включать - дополнительное финансирование оплаты труда работников образовательного учреждения и материально-технического обеспечения образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

14. Правовые гарантии получения образования и развития системы образования

Авторы законопроекта исходили из того, что образование является главным средством человеческого развития. С этой точки зрения свобода в образовании и равный доступ к образованию являются основой развития в обществе демократических начал: социальная свобода и равенство начинаются со школы.

В соответствии с этими принципами законопроект запрещает какой-либо конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при поступлении детей в дошкольные образовательные организации и в общеобразовательные школы. В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Необходимо отметить, что правительственный законопроект в процессе его обсуждения и доработки полностью заимствовал это положение нашего законопроекта, равно как и многие другие его положения: финансирование получения образования в аккредитованных негосударственных детских садах и школах, финансирование сельской школы независимо от количества обучающихся; право лиц, не имеющих профессионального образования на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, обеспечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, специальными бесплатными учебниками и бесплатным сурдопереводом.

Кроме того, представляемый законопроект:

- сохраняет действующие в настоящее время льготы при поступлении в высшие учебные заведения для детей-инвалидов, инвалидов  и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- устанавливает ЕГЭ лишь как одну из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы, предоставляя право выбора таких форм выпускнику (абитуриенту). По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов ;

- расширяет академические свободы студентов (свободное посещение лекционных занятий, а также право отвода экзаменатора при проведении текущей аттестации);

Закономерно предположить, что реализация закона будет поддержана не только участниками образовательного процесса, но и гражданским обществом страны в целом, поскольку он способен снять остроту социального напряжения, вызванного некомпетентным реформированием образовательной сферы в последние годы. 

569 0