О.Н. Смолин: Неужели нужно было отдать так много социальной колбасы, чтобы получить так мало политической свободы?
21 октября на заседании Госдумы от имен фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин. - Уважаемые коллеги! Во время избирательной кампании принято говорить о выборах, и, наверное, это правильно. Но выборы проходят, а страна остаётся и остаётся увы в таком состоянии, которое не может не вызывать тревогу. Вот лишь некоторые данные об этом состоянии.
Сейчас в России нефти добывается столько, сколько в 1972 году, бумаги производится как в 1969-м, телевизоров как в 1958-м, радиоприёмников как в 1947-м, зерноуборочных комбайнов как в 1933-м, металлорежущих станков и тракторов как в 1931 году, по количеству книжных магазинов мы, наконец, вышли на уровень 1913 года. Помните, в Советское время всё сравнивали с 1913 годом? Вот теперь достигли этого уровня.
Но самое тревожное - данные по человеческому потенциалу. В целом по этому показателю мы из 10-ки лидеров переместились на 65-е место, по долголетию из 30-ки на 97-е, по образованию из 3-ки на 53-е.
В 90-е годы нам любили говорить, что приходится обменивать колбасу на свободу, но свобода весьма относительная. В одном рейтинге свободы информации мы оказались на 140-м месте, а в другом на 175-м, а только что опубликован рейтинг экономических условий для бизнеса. У нас там грандиозный успех: со 124-го места мы переместились на 120-е из 183-х.
По отношению к прожиточному минимуму заработная плата профессора из бюджета сократилась втрое, студенческая стипендия вчетверо, стипендия аспиранта в 6,5 раз, в ПТУ в 11,5 раз. Неужели нужно было отдать так много социальной колбасы, чтобы получить так мало политической свободы?
В России сейчас официально не лечат, не учат, не просвещают, не оказывают услуги. Теория и практика так называемых услуг разрушает всё духовное содержание социальной работы, не случайно на неё резко обрушился Патриарх Московский и Всея Руси, во всех остальных отношениях вполне лояльный к существующей власти.
Мой общественный помощник недавно получил такую услугу в больнице на Сивцевом Вражке. Молодому мужчине назначили ненужное дорогостоящее лекарство и ненужно дорогостоящее лечение, в итоге он попал в институт Склифасовского с диагнозом: угроза перехода в коматозное состояние, еле откачали.
Между тем, уважаемые коллеги, лучшие экономики и социологи утверждают, именно образование определяет человеческий потенциал, а
иностранные фирмы говорят, что мы теряем наше главное конкурентное преимущество - высококвалифицированную рабочую силу. Президент признаёт, с передовых позиций в образовании откатились. Премьер утверждает, что зарплата в вузах ниже средней зарплаты по стране. Такого не было нигде и никогда. Педагоги говорят, что 20 процентов российских старшеклассников функционально неграмотны. Социологи утверждают, что 32 процента наших соотечественников считают солнце спутником земли, при этом Министр образования и науки говорит, что в ближайшее время нам придется сократить 200 тысяч учителей и 100 тысяч вузовских преподавателей. Кстати, с 2005 по 2010 годы уже сокращён каждый третий школьный учитель, а количество детей за это время сократилось только на 15 процентов.
Наконец, проект бюджета, который мы сегодня будем обсуждать, предполагает, что в 2014 году российское образование получит из федерального бюджета денег на четверть меньше, чем в 2011 году. Куда дальше?
Во многих странах, уважаемые коллеги, во время кризиса и трудностей наращивали вложения именно в образование, а затем получали экономические чудеса.
Не случайно Конфуций говорил: если ваш план на год - сажайте рис, если на десять лет - растите деревья, если на всю жизнь - воспитывайте детей.
Мы просим, уважаемые коллеги, всех социально ответственных депутатов, независимо от фракционной принадлежности, поддержать наши предложения к бюджету, направленные на увеличение финансирования образования, и затем и наш закон о народном образовании, который призван вернуть в образование нормальную идеологию и нормальное финансирование, поддержать нашу стратегию образования на всю жизнь.
А ещё, уважаемые коллеги, я думаю, что федеральный закон № 83 о коммерциализации духа, то есть всего, что коммерциализации не подлежит, должен быть отменён.