И.И. Мельников: Против чего протестуем? Другие причины борьбы с пенсионной реформой

Сегодня в газете «Советская Россия» опубликован мой большой материал, посвященный пенсионной реформе. Вместе с известным математиком, академиком РАН Борисом Кашиным мы начали анализ реформы задолго до соответствующего блога Алексея Навального, в котором он провозгласит тезис, что ни одна политическая сила не выступает против этой реформы.

Отчего же это ни одна? КПРФ выступает против. И на любое письмо граждан России с вопросом – как мы будем голосовать – мы легко ответим «против».

Правда, есть одно большое, просто очень большое «но».

Мы будем голосовать «против» далеко не по тем причинам, которые указывает Навальный.

Главный тезис, который Алексей Анатольевич предлагает общественности, заключается в следующем. В 2014 году власть конфискует 6% у всех, кто записался в НПФ. Это не верно. Конфискация – это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью. То есть «было» и «сплыло».

Но, будем объективны, тут ничего не сплыло. Минус тут в том, что не увеличиваются пенсионные права граждан, чьи накопления попадают в солидарную часть пенсии. Но ведь эти средства переданы в место пусть далеко не лучшее, но, пожалуй, единственно возможное в экстренной ситуации.

Вспомним. Когда в свое время, лет десять назад, 6% из 22% начали поступать в накопительную часть, говорилось, что эти деньги будут инвестироваться в экономику, интенсивно увеличиваться и к выходу гражданина на пенсию обеспечат ему существенную материальную добавку.

Но вышло то иначе. Накопления обесцениваются, ими бесконтрольно пользуются финансовые спекулянты и получают личную выгоду. Злоупотребления выявила Счётная палата. Накопительные средства не вкладывались в реальную экономику, на них покупались в основном государственные и корпоративные ценные бумаги, нередко - с большим отклонением от рыночных цен. Кстати, тема прямо для Навального, но в этой теме его нет. Странно?

А вот теперь, на фоне плохой финансово-экономической ситуации, было предложено решение, в соответствии с которым в 2014 году планируется брать в солидарную часть все взносы полностью, то есть все 22%, а с 2015-го предоставить самим гражданам право выбора – сохранять ли накопительную часть и как ею распорядиться. Можно дискутировать, насколько верен или не верен этот способ сохранения пенсионных средств в 2014 году, но уж никакой конфискации тут нет.

А вот в том случае, если вы, к примеру, являетесь лоббистом негосударственных пенсионных фондов, то тогда да, безусловно, решение по 2014 году покажется вам и конфискацией, и воровством, ведь у вас или ваших приятелей из крупного бизнеса уведут личную прибыль.

Мы уверены: для граждан надёжнее, если все их деньги будут аккумулироваться в ПФР в страховой (солидарной) части пенсий. Почему? Объясняю очень простую вещь, которую по каким-то причинам Алексей Анатольевич не рассказал: в солидарной части они регулярно индексируются не ниже инфляции, в то время как накопления в НПФ дают доходность в среднем ниже инфляции и фактически обесцениваются из года в год. А крупные банкиры, которые стоят за НПФ, крепко уцепились за этот финансовый куш и упускать его не хотят. Нужно спокойно и честно объяснять гражданам, где их накопления индексируются, а где обесцениваются. И пусть сами выбирают. Пока же НПФ, мягко говоря, проигрывают эту конкуренцию: конкуренцию в выгодности.

Ну и наконец. Почему против фракция КПРФ и почему нужно выступать против этой реформы. Назову хотя бы три причины.

Во-первых, хитрости с баллами. Сейчас в ПФР учёт уплаченных взносов ведётся в рублях, что проще и понятнее, а будет – в баллах, которые получат денежный эквивалент. Чем больше у гражданина баллов, тем больше пенсия. Баллы набирает гражданин во время своей трудовой деятельности в зависимости от величины зарплаты, с которой отчисляется 22% для пенсии.

Правительством установлен максимальный порог заработка для взимания пенсионного взноса – 568 тыс. рублей в год. Из сумм свыше порога берется только 10% в доход ПФР. Если работник получил за год не менее 568 тыс. рублей, то ему начисляется 10 баллов. 1 балл – это МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который составляет сейчас 5 205 рублей. Если зарплата у человека один МРОТ в месяц, то за год ему и зачисляется всего 1 балл.

В формуле заложен такой эффект: чем больше суммарное количество баллов у всех пенсионеров, тем меньше их стоимость. Получается, чем больше баллов у одной социальной группы, тем меньше пенсия у другой.

Новая пенсионная формула заметно уменьшит размер пенсии людям с низкой зарплатой, не выходящей за пределы, к примеру, двух МРОТ. А у нас таких даже официально не менее 13%. По старой формуле их пенсии были выше. В результате реформы им, после выхода на пенсию, грозит нищета. Именно на малоооплачиваемых людях ПФР будет экономить, а то и отсекать их от пенсионной системы при недостаточном количестве баллов, подчиняясь главному принципу капиталистического жизнеустройства – бедный становится беднее, а богатый - богаче. Справедливость здесь рядом не стояла. И в целом возникает вопрос о конституционности этой формулы.

Во-вторых, из формулы выпало понятие фиксированный базовый размер (ФБР) пенсии. А заодно исчезло и обязательство государства повышать эту часть пенсии за стаж. С 2009-го денежная прибавка должна была начисляться пенсионерам за длительную трудовую деятельность. Но люди её не получат. За их счёт государство сэкономит 800 млрд. руб. Однако этот важный момент замалчивается.

В-третьих, ловушка с пенсионным возрастом. Гражданам предлагается увеличить размер своей пенсии в 1,5 раза, выполнив ряд условий: после достижения пенсионного возраста поработать ещё 5 лет за зарплату, отказавшись от пенсии. За эти годы прибавятся баллы, которые потом проиндексируют на повышающий коэффициент, и пенсия увеличится на несколько тысяч рублей.

Но, если подсчитать, увидим: отказавшись от пенсии, человек за 5 лет потеряет существенную сумму. Представим, что его пенсия равна 12 тыс. рублей в месяц. За год потери составят 144 тыс. а за 5 лет – 720 тыс. рублей. Чтобы эта сумма вернулась за счёт увеличенной пенсии, человеку понадобится ещё не менее 5 лет.

Вот простые примеры, о чем нужно говорить, против чего протестовать. А не агитировать за негосударственные фонды, где деньги сгорают.

 

 

561 0