А.В. Корниенко: Распространение ГМО в России категорически не допустимо

4 апреля на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, секретарь ЦК КПРФ, депутат А.В. Корниенко.

Французский философ-просветитель XVIII века Жан-Жак Руссо сказал: «Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо – это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться — вы зависите от других... Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу».

Сегодня это изречение актуально как никогда. Последние события в Крыму и на Украине показали, что друзей у России в мире не так уж много, а поэтому обеспечение независимости и свободы государства, поддержание его суверенитета – наша с вами ключевая задача. Немаловажную роль в этом играет продовольственная безопасность и развитие отечественного сельского хозяйства, угрозы которым, к сожалению, растут с каждым днем.

Одна из таких угроз – ГМО (генетически модифицированные организмы), вокруг которых последнее время происходят странные вещи. С одной стороны, мы вступили в ВТО и вроде бы должны допустить на свой рынок трансгенную продукцию. С другой – Президент В.В. Путин уже не раз говорил о том, что мы можем и должны, не нарушая требований ВТО, защитить своих граждан от ГМО, как это делают многие европейские страны.

Тем временем, Председатель Правительства Д.А. Медведев, он же лидер правящей партии «Единая Россия», ввел в действие постановление, разрешающее уже этим летом распространение ГМО, в том числе засев наших полей генномодифицируемыми семенами.

Если подходить к этой теме объективно, исходя из особенностей нашего государства, науки и экономики, то мы получим целый набор серьезных рисков, которые заключаются в следующем.

Во-первых, следует констатировать недостаточную изученность безопасности ГМО. По словам академика РАСХН В.С. Шевелухи, в настоящее время «мы не можем достаточно точно предсказать поведение в организме чужеродного встроенного гена», при этом Россия серьезно отстает в развитии науки биотехнологии и генной инженерии от мирового уровня.

Сторонники ГМО говорят, что вред большинства используемых видов трансгенов не подтвержден. Однако следует вспомнить, что радиоактивность изначально тоже считалась безвредной – о ее негативных последствиях человечество узнало только после нескольких десятков лет работы с радиоактивными веществами.

Сейчас ученые обращают внимание на результаты опытов, проведенных на крысах, которых в течение пяти лет кормили трансгенной соей. У них была обнаружена патология различных внутренних органов; половина их потомства не выжила, остальная часть стала бесплодной. Человеку, конечно, понадобится в несколько раз больше времени, чтобы ощутить все последствия на себе.

В данное время уже установлена взаимосвязь между показателями роста ряда болезней человека (аллергии, пищевые расстройства) и повышением уровня распространения ГМО. Пока природа этой корреляции до конца не ясна, однако есть все основания думать, что не последнюю роль в этом сыграли трансгенные продукты.

В силу этого фракция КПРФ убеждена, что презумпция об отсутствии вреда, пока не доказано иное, в отношении здоровья населения действовать не должна.

Следующий серьезный риск связан с разрешением выращивать в России продукцию сельского хозяйства с использованием генномодифицированных культур. При этом мы должны понимать, что семена будут закупаться только за рубежом, поскольку в нашей стране условия для создания собственных культур отсутствуют. И это неудивительно, в силу безответственного отношения к своему биологическому генетическому фонду и приведения в упадок отечественного семеноводства.

Дело в том, что в качестве исходного материала для получения новых селекционных сортов, в том числе трансгенных, служат семена, хранящиеся в «банках генов». В мире таких селекционных банков растений насчитывается около 1700, один из крупнейших – это наша вавиловская коллекция, которая собиралась с 1922 года. Большинство современных сортов культурных растений в России получено с участием ее образцов.

На сегодняшний день эта уникальная коллекция – единственная среди крупнейших в мире, которая сокращает свой фонд.

По словам сотрудников института растениеводства им. Вавилова, снижение финансирования влечет за собой «списание с баланса коллекции тех культур, сохранение которых связано с большими материальными затратами или продажу наиболее ценных культур коммерческим структурам».

В таких условиях выводить новые отечественные конкурентоспособные сорта, в том числе ГМ-культуры, не представляется возможным.

 

Таким образом, закупать семена придется у иностранных транснациональных корпораций (в основном, американских), предоставляющих лицензию на использование их исключительных патентных прав на один год. Патент на такие семена не позволяет использовать их в дальнейшей селекции, а также получать повторный урожай.

И если сто лет назад крестьяне всего мира сами обеспечивали себя семенами, то сейчас большая часть семян производится, патентуется и продается небольшим числом транснациональных корпораций.

Что же до российских семеноводческих хозяйств, то после распада СССР они фактически пришли в упадок. Дефицит отечественного посевного материала напрямую сказывается на низкой урожайности даже высокопродуктивных отечественных сортов растений, не уступающих по своему качеству ГМ-видам.

Очевидно, что без политики поддержки наших семян и генетического фонда развитие российской селекции, новых технологий, семеноводства весьма затруднено, а с массовым допуском иностранных ГМ-семян на наш рынок станет попросту невозможным.

Недопустимо расширять сферу влияния иностранных компаний на огромные просторы России – это стратегический вопрос национальной безопасности.

Тем не менее, пока США вводят против России экономические санкции, мы готовимся официально впустить их компании с трансгенными культурами на наш рынок. И это при том, что импорт продовольствия у нас и без того растет год от года (на 4 % только за прошлый год, достигнув 42 млрд. долл. при экспорте в 14,4 млрд. долл.)

Между тем, избавиться от последствий присутствия ГМО на своей территории будет достаточно сложно. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, доля продуктов с низким непредвиденным содержанием ГМО, получаемым в результате распространения трансгенных культур на обычные сорта в процессе опыления, уборки урожая, его переработки, неуклонно растет по всему миру. Сообщается о сотнях зарегистрированных случаях, на деле же их в разы больше.

Нельзя не учитывать и вредное влияние химикатов, которыми обрабатываются устойчивые к ним трансгенные растения, на почву и окружающую среду. Кстати, гербициды вкупе с семенами тоже будем закупать за рубежом.

 

Например, исследования полей в Индии после трехлетнего выращивания на них генно-модифицированного хлопка показали, что количество полезных веществ и бактерий в почве было уменьшено в среднем на 10-20 %.

В силу указанных причин на территории Европейского Союза к настоящему времени создано 174 зоны, свободные от ГМО, в том числе полностью территории Австрии, Греции, Польши и Швейцарии. Более 4500 муниципалитетов и 1000 фермерских хозяйств также заявили о нежелании выращивать ГМО. Эту же позицию, которую фракция КПРФ полностью разделяет, восприняли 14 регионов в России.

Ещё одной важной проблемой для России является отсутствие инфраструктуры и методик для проверки безопасности каждой линии трансгенных продуктов.

По данным Института физиологии растений им. Тимирязева РАН и Роспотребнадзора, выборочная проверка продуктов питания подтверждает, что нарушения маркировки продукции с ГМО встречаются достаточно часто.

Однако никто не несет за них ответственность, а россияне не имеют достоверной информации о том, что за продукты находятся на их столах. Все происходит потому, что в большинстве субъектов России нет ресурсов, научных лабораторий, препаратов, технического персонала для проведения экспертизы пищевых продуктов на предмет содержания в них ГМО. Поэтому как будем оценивать риски и будем ли вообще их по-настоящему достоверно оценивать, остается неясным.

И последний вопрос: какова цель всего этого? Зачем тратить бюджетные средства на проверку, регистрацию, оценку рисков большого объема трансгенной продукции?

Ведь у нас, в отличие от многих других стран, вынужденных использовать ГМО, нет недостатка в посевных площадях, наоборот – большое количество земель и полей оказались заброшенными. Также, по мнению ученых, ГМО не оказывает существенного влияния на обеспечение населения продуктами питания – голод гораздо чаще случается от отсутствия у людей денег на еду.

То есть, проблема не в продовольствии, а в доступе к нему. Российские прилавки полны разнообразными продуктами питания, но разве простые граждане могут позволить себе все это купить, учитывая рост цен на продовольствие только за три месяца 2014 г. почти на 15%?

 

И здесь мы опять возвращаемся к самому наболевшему вопросу – к уровню доходов, социальной защиты и материального благополучия населения. И именно этот вопрос нужно решать прежде всего, а Россия со своими богатыми территориальными и биологическими ресурсами вполне способна обеспечить своих граждан едой и без ГМО, грамотно поддерживая собственную науку, сельское хозяйство и семеноводство.

Таким образом, положительное решение вопроса об использовании ГМО, в особенности в сельском хозяйстве, осложнит обеспечение продовольственной безопасности, и как следствие – благополучия граждан и независимости нашей страны в современных внешнеполитических условиях. Поэтому, по мнению Компартии РФ, дальнейшее распространение ГМО в России категорически недопустимо, а Постановление Правительства № 839 от 23.09.2013 г. должно быть отменено.

 

626 0