Новосибирск в красных тонах. Тысячи горожан вышли праздновать победу А.Е.Локтя
Избрание коммуниста Анатолия Локотя мэром крупнейшего города Сибири может изменить отношение власти к оппозиции
В Новосибирске мэром избран первый секретарь обкома КПРФ депутат Госдумы Анатолий Локоть. Он набрал 43,75% голосов избирателей, опередив кандидата от «Единой России» Владимира Знаткова. Результат голосования стал значимой победой старейшей оппозиционной партии за последние годы.
Правда, выборы проходили на фоне серьезных противоречий в региональном отделении партии власти. Само голосование было досрочным, из-за перевода бывшего мэра Владимира Городецкого на должность вице-губернатора области. Бывший глава региона Василий Юрченко в самый разгар предвыборной гонки был отстранен от должности в связи «с утратой доверия президента».
В пользу кандидата от КПРФ сыграло и то, что ряд других оппозиционных кандидатов в его пользу сняли свои кандидатуры. В частности, известный депутат Госдумы Илья Пономарев.
Тем не менее, можно сделать вывод, что в России началось переформатирование политического поля. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский уже заявил, что будет помогать в работе новому мэру. Об этом же сказал и член Генсовета «Единой России» вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Раньше партия власти всячески чинила препятствия избранным от оппозиционных партий кандидатам, используя для этого административные и финансовые механизмы.
В свою очередь, и победивший на выборах Локоть уже заявил, что не собирается конфликтовать с партией власти. «Я не намерен делить всех на своих и чужих и даже в подборе команды, я также не делю коллег на «красных» или «белых», «своих» или «чужих». Для меня все «свои». Признак подбора команды может быть один – это профессионализм. Сейчас намечен ряд консультаций, в том числе и с теми, кто работает сегодня в мэрии. После этого мы окончательно сформуем команду. И это будет новая команда, которая будет отличаться от старой. Большинство чиновников я знаю, и если они готовы работать честно дальше, то мы будем работать во благо города и для новосибирцев», – сказал Анатолий Локоть.
Так что можно надеяться, что сменяемость власти путем народного волеизъявления станет для России привычным делом.
Тем не менее, как говорит член избирательного штаба кандидата от КПРФ Богдан Кучеренко, прошедшие выборы для команды Локотя никак нельзя назвать простыми:
– Предвыборная гонка не была честной. Доступ к СМИ был абсолютно неравным для кандидатов. Телеканалы освещали деятельность только одного кандидата, который был еще и исполняющим обязанности мэра. Таким образом, повышали его узнаваемость и пытались создать ему положительный образ.
Кампания была довольно грязной. Использовался «черный материал», некий компромат, который потом оказывался откровенной ложью. Происходила постоянная зачистка информационного поля. Убирали наши агитационные материалы, нападали на наших активистов. В самом начале кампании наших агитаторов пытались забирать в полицию, хотя они действовали в полном соответствии с законом.
«СП»: – Но всё равно вам удалось победить.
– В целом мы провели хорошую кампанию. Сказались и настроения горожан, довольно оппозиционные. Да и сам Локоть выигрышно смотрелся на фоне остальных. Программа Анатолия Евгеньевича отличалась в лучшую сторону от программы Знаткова, который уверял, что продолжит нынешний курс власти.
«СП»: – И люди выбрали оппозиционного кандидата.
– Дело в том, что власть в городе была полностью оторвана от людей. Власть просто не слышала запросов новосибирцев, не обращала внимание на другие мнения, шла каким-то ей одной ведомым курсом. Для развития города, по большому счету, власть ничего не делала.
По мнению секретаря ЦК КПРФ депутата Госдумы Сергея Обухова, победить Локотю помогла новая тактика общения с избирателями:
– Победа Анатолия Локотя для нас знаковая. Он смог опередить соперников в совершенно новых политических условиях. Думаю, что его победа воодушевила партию и партийный актив.
«СП»: – Можно ли сказать, что в предвыборной кампании Локотя было что-то новое для партии?
– Конечно было. Были применены новые технологии. По крайней мере, в плане мобилизации сторонников. Второе – мы смогли противостоять технологии «тихих выборов», когда на голосование власть приводит только зависимый электорат, а большинство граждан даже толком не информированы о выборах. Мы преодолели этот барьер. Нам способствовали и громкие отставки. Значительная доля наших избирателей пришла голосовать. Думаю, что опыт кампании Локотя будет обобщен и доведен до всех партийных организаций.
Самое главное, что впервые у нас была содержательно и детально проработанная программа. Удалось представить нашего кандидата как альтернативу действующей власти. Локоть совместно с другими оппозиционными кандидатами провел большую конференцию по программе, это тоже оказало большую помощь.
«СП»: – В пользу Локотя снялись с выборов несколько оппозиционных кандидатов. КПРФ продолжит сотрудничать с другими партиями?
– Если есть сильный кандидат, то есть и конкретные предложения. Конечно, мы продолжим работать с другими оппозиционными силами. Мы это делали и раньше. Просто сейчас возникла ситуация реальной альтернативы, и мы смогли использовать возможности до конца. Если кандидат слабый, то ни на какую симпатию людей особо не приходится рассчитывать.
Вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что изменение условий политической борьбы в России началось:
– Пока сложно говорить, что партия власти начала терпеть поражение. За последние годы «Единая Россия» как партия не потерпела ни одного проигрыша. Но там, где проводились персональные выборы, это стало возможно. Мы это увидели в Петрозаводске и Екатеринбурге, сейчас еще и в Новосибирске. При этом раскол элит не самый главный фактор. Да, бюрократия в Новосибирске раскололась, но второй кандидат от нее набрал совсем мало. То есть, раскола электората партии власти не произошло.
Но оппозиция правильно поняла тактику на выборах, проходящих в один тур. И кандидаты, представлявшие вес, снялись в пользу самого сильного. В первую очередь, речь идет об Илье Пономареве и Иване Старикове.
Дальше сыграло несколько факторов. Во-первых, Новосибирск никогда не был удобным для партии власти, там всегда были сильны оппозиционные настроения. Во-вторых, Локоть – это раскрученная фигура. Выборы показали, что в крупном городе, где сильны традиции плюрализма, где административный ресурс не так силен, победа оппозиции возможна.
«СП»: – Можно ли сказать, что нынешние выборы подтолкнут все партии более тщательно работать над своими программами?
– Программы кандидатов продолжают значить для избирателей очень мало. Главный мотив – это голосование за власть или против власти. В любой предвыборной гонке есть две тенденции. Первая – это определение победителя, вторая – соревнование программ. Что касается соревнования программ, то ситуация лучше пока не стала.
«СП»: – Но изменения политической ситуации в стране начались.
– Политическое поле будет меняться. Становится больше голосований за человека. Там, где на выборы идет личность, там кандидату важнее связь с избирателем и меньше - отношение к нему начальства.
– Кампания была интересной. Но для Новосибирской области процесс переформатирования власти только начинается. Впереди выборы губернатора, облдумы, новосибирского горсовета, где большинство пока у «Единой России». Но тренд наметился: Петрозаводск, Екатеринбург, теперь и Новосибирск, – говорит директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – Власть сейчас заинтересована в легитимации региональных руководителей, становится менее значимым административный ресурс. Хотя в Новосибирске его, по сути, и не было. Там был раскол элит, Знаткова снимали с выборов, потом восстанавливали. Местные начальники были растеряны. И даже известный человек депутат Госдумы Александр Карелин, который возглавил предвыборный штаб единороссов, ничего не мог сделать.
«СП»: – Есть ли у мэра рычаги для выполнения своих предвыборных обещаний?
– Мэр областного центра пока не подчиняется губернатору, снять его губернатор не может. Конечно, на мэра можно натравить силовиков, но напрямую градоначальник не подчиняется. Что касается финансов, то значительную часть областного бюджета дает именно центр региона. Это область идет с протянутой рукой к городу. Если губернатор попытается в Новосибирской области давить на нового мэра, то обществом это будет воспринято негативно.
Да, сейчас власть намерена максимально сократить выборы, сделать мэров назначаемыми. Но возможно, что эта логика изменится. Может, мы об этом услышим в ходе прямой линии с президентом 17 апреля.
«СП»: – Начнут ли партии по-другому работать с избирателями?
– У оппозиции возникает ощущение, что с помощью выборов можно менять власть. Убеждение, что за нас всё решили, пока еще сильно среди граждан, но оно уходит. Отсюда изменение отношения к избирателям и у единороссов. Они тоже ищут ключики к сердцам людей. Раньше они думали, что у них есть административный ресурс, а об избирателях вообще можно забыть. Думаю, что тенденция по более трепетному отношению к нуждам граждан начинает набирать обороты. Но насколько она будет сильной, мы увидим в этом году. Выборов различного уровня в сентябре будет очень много.
«СП»: – Какую тактику изберет Кремль по отношению к местным властям?
– У Кремля есть некий комплекс нелегитимности, связанный с выборами в Думу 2011 года и другими голосованиями. Сейчас если из Москвы влезают в ход предвыборной гонки в регионах, то уже с целью сделать ее более честной. Скажем, кому мешал губернатор Юрченко? Его могли убрать после выборов мэра, но сняли за три недели до голосования. К тому же, под внешним давлением, Кремль пытается найти консенсус внутри страны. А внутри региональных элит очень много расколов, их надо как-то замазать. Вот уже и администрация Новосибирской области заявила, что с новым мэром никаких конфликтов не будет.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков