Вячеслав Тетёкин: Команда Гайдара в тупике
Вячеслав
Николаевич
Вообще сам факт проведения мероприятия, названного в честь одного из идеологов провальных реформ 90-х гг., показывает, что знаменем и иконой части правительства РФ по-прежнему является автор нынешнего экономического курса Егор Гайдар, проклинаемый всей остальной Россией. Напомню, что последствия гайдаровских реформ, в том числе либерализации цен в 1991-92 гг, чудовищны: в 1992 году ВВП обрушился до 14,5%, а инвестиции – до 39,7%. Сельхозпроизводство упало на 9,4%, промышленность – на 18%, грузооборот транспорта – на 13.9%, реальные доходы населения – на 47,5%. Значительная часть населения мгновенно оказалась на грани нищеты. Последствия гайдаровский «реформ» сказываются и поныне. Собственно говоря, нынешний кризис российской экономики является прямым следствием экономической модели, созданной при самом деятельном участии г-на Гайдара и успешно дожившей до сегодняшнего дня.
Но, несмотря на такие «выдающиеся» достижения, он стал символом либеральных реформ. Вот такому «великому» реформатору ныне молится и преклоняется нынешняя либеральная тусовка. Она, собственно говоря, твердо следует заветам своего предшественника, и по части разрушительных последствий в экономике страны приближается к разгромным результатам двадцатилетней давности. Более того, многие выступавшие на «чтениях» типа г-на Кудрина, были ближайшими сподручными г-на Гайдара в его титанических усилиях по разрушению могучей советской экономики и созданию нынешней полукриминальной.
Светила экономической мысли, выступавшие на чтениях, признали, что наша страна находится в глубочайшем структурном кризисе. Но виноватой в этой оказалась исключительно международная конъюнктура и низкие цены на нефть. Нынешние же «рыцари без страха и упрека», сидящие в министерских кабинетах, доблестно справляются с обрушившимися на страну напастями.
К примеру, премьер сразу в начале своего выступления «обрадовал» россиян тем, что у него «…нет универсального средства от существующих в мировой и российской экономике в настоящий момент проблем, но как-то пытаться влиять на ситуацию, в том числе даже на рынок углеводородов, можно». Ничего не скажешь, весьма обнадеживающее заявление главы правительства. То есть рецептов по выводу страны из кризиса у нынешних «эффективных» управленцев как не было, так и нет. А вот от дельных советов академика Глазьева они бегут, сломя голову. Решения, предлагаемые Глазьевым, видите ли, не вписываются в их модели, а то и откровенно нарушают их догматичные либеральные заповеди.
Далее в своем выступлении г-н Медведев подчеркнул, что, несмотря ни на что, приверженность либеральному курсу будет свято соблюдаться. Так что, в какой бы тупик он нас не завел, на какое бы дно мы не опустились, «базовый принцип … политики», по словам г-на Медведева, «должен остаться прежним: жить надо по средствам, в том числе за счёт сокращения бюджетных трат, уменьшения расходов на государственный аппарат, приватизации части государственных активов». Посыл такой: дальше будет хуже, так что затягивайте пояса, дорогие граждане, туже. Расходы будут и дальше урезаться, а выпадающие доходы компенсироваться, как уже это было в эпоху гайдаро-чубайсовского царства, распродажей оставшегося государственного имущества.
Ему вторит известный излучатель всеобщего оптимизма, источник которого, правда, в последнее время почему-то перегорел, А.Улюкаев, который заявил: «Я считаю, что мы должны вернуться к вопросу приватизации наших крупнейших банков – Сбербанка и ВТБ. Очень качественные активы, которые привлекательны во всем мире». С такой позицией согласен и сам глава Сбербанка г-н Греф, который в ноябре сделал заявление о возможности продажи государственного (50%+1 акция) Сбербанка в частные руки.
И этих государевых деятелей вовсе не смущает тот факт, что в случае продажи банков в иностранных руках окажется значительная часть финансовой системы России, а значит под вопросом может оказаться финансовый суверенитет страны. Более того сделка в условиях санкций будет крайне невыгодной для российской стороны, а также уничтожит ценность активов, поскольку их привлекательность обеспечивалась поддержкой российского государства.
Несмотря на признание главы правительства, что «многие стали беднее, пострадал средний класс», а объём производства сократился, также как и деловая и инвестиционная активность, должное отдается детищу правительства – антикризисному плану. А вот председатель Счетной палаты Т.Голикова не увидела ощутимых результатов от его исполнения. Еще бы! Ведь выполнить удалось лишь 17 пунктов плана из 60, что составляет 28%. При этом, по данным Счетной палаты, из 231,2 млрд. руб. средств антикризисного фонда на этот год израсходовано 85%.
Ощущение от всего этого мероприятия одно – чувство безысходности у горе-экономистов, пока еще остающихся у власти в России. Они вогнали себя в клетку либерализма и мечутся по ней в поисках спасения от надвигающейся катастрофы. Причем, несмотря на то, что дверь клетки приоткрыта, они в силу своей некомпетентности и религиозной преданности «рыночным» догмам, напрочь отказываются из нее выходить. Их не прельщает дыхание свежего воздуха в виде новой социально ориентированной политики в интересах большинства, в виде развития отечественных промышленности и сельского хозяйства, в виде прорывных российских технологий. Они предпочитают всему этому паразитирование на природной ренте и выжимание последних соков из населения.