Хозяйка города. Мэр-коммунист Татьяна Федорова успешно руководит столицей субъекта Российской Федерации - заполярным Нарьян-Маром

Надо добавить, что Татьяна Васильевна чувствует поддержку не только окружной партийной организации во главе с первым секретарём Александром Ивановичем Саблиным, но и жителей Нарьян-Мара. Хотя беды нынешнего лихолетья не обошли стороной и этот заполярный город. Закрылся целый ряд предприятий, например, лесозавод, на грани ликвидации «Нарьян-Марстрой», не в лучшем состоянии находится морской порт. Но в последнее время наметились и положительные тенденции, среди которых — рост численности населения, которое составляет сегодня около 24 тысяч человек.

Между тем сам Ненецкий автономный округ, несмотря на свои 43 тысячи жителей, один из богатейших регионов России. Выручают нефть и газ. Хотя высокая бюджетная обеспеченность не является синонимом эффективного расходования средств. Например, 1 млрд. 300 млн. рублей выделяется из казны только на содержание окружных чиновников.

…Следующий день — выходной. Но мы встречаемся с Татьяной Васильевной в её рабочем кабинете. Она только что закончила приём граждан. Нужды людей не различают выходных и буден. Женщина во главе города — довольно нетипичное для России явление. Тем более женщина-коммунист. С этого мы и начинаем наш разговор.

— Татьяна Васильевна, расскажите немного о себе.

— Я окончила Казанский инженерно-строительный институт, отработала 7 лет на стройке. Потом была приглашена в Ненецкий окружной комитет КПСС. Затем направлена в Амдерму, там избрана председателем местного Совета, потом главой поселения. Всего отработала в Амдерме 15 лет. Один раз избиралась депутатом Архангельского областного собрания, три раза — депутатом окружного собрания. А 4 марта 2012 года была избрана главой города Нарьян-Мар.

— С какими же проблемами пришлось столкнуться мэру-коммунисту?

— Что мне досталось в наследство? Это многомиллионные долги наших муниципальных предприятий, это убытки, это «присоски» к бюджету. Это «подснежники», которые числились в администрации, но реально не работали.

Что удалось сделать? Самое главное, что мы муниципальные предприятия вывели из стадии банкротства. Мы показали, что они могут работать стабильно и прибыльно. Если взять муниципальное автотранспортное предприятие, то за те же суммы субсидий, которые выделялись АТП, мы за четыре года сумели приобрести 12 автобусов. Субсидии выделяются для возмещения части затрат по предоставленным льготам. Это прежде всего льготы для пенсионеров, у которых бесплатный проезд, для детей-школьников, инвалидов. И вот мы сумели за эти же суммы автобусный парк обновить на 12 единиц. В том числе купили два низкопольных автобуса для людей с ограниченными возможностями.

Предприятие объединённых котельных по итогам 2011 года имело убыток в размере 148 миллионов рублей. Оно находилось на грани банкротства. Мы за два года показали, что предприятие может функционировать абсолютно стабильно и прибыльно. За первый год работы оно получило прибыль около 4 миллионов рублей, а за второй — порядка 9 миллионов. Создали запас материальных средств, установили на всех объектах коммунального хозяйства аварийные источники электроснабжения. Разработали план модернизации ЖКХ. Это прежде всего перевод котельных на полную автоматизацию, что повлечёт за собой сокращение расходов. Сегодня наши котельные в год приносят 46 миллионов рублей прибыли. Также мы разработали схему теплоснабжения, водоснабжения и отвода стоков до 2030 года. Обновили проект генплана города.

Впервые за много лет прибыль получил и городской комбинат по благоустройству. Мы создали учреждение «Чистый город» для содержания наших дорог, дорожного освещения, пожарных резервуаров (многие дома в Нарьян-Маре деревянные). Одновременно устанавливаем на системе водоснабжения гидранты, которые, надеемся, впоследствии заменят пожарные резервуары. Для «Чистого города» мы сумели приобрести в лизинг 27 единиц техники. Это позволяет нам содержать нашу столицу в достаточно приличном состоянии.

Очень хорошо, что нам за четыре года удалось построить 318 квартир для очередников. Это была самая острая проблема. В 2013 году мы ввели 100 квартир, а в прошлом, 2015 году, уже 218 квартир. Сейчас очередь на жильё составляет 1700 человек. Многие записаны в неё ещё в советские времена. И сегодня, когда вручали ключи от новых квартир, кое у кого были слёзы на глазах: человеку 70 лет, а он впервые получает благоустроенное жильё.

— А как складываются отношения с окружной администрацией?

— Я была одной из первых глав муниципальных образований, поддержавших кандидатуру Игоря Кошина на пост губернатора Ненецкого автономного округа. Он родился и вырос на Севере. Мы совместно работали достаточно долгое время. С его стороны были заверения, что мы и дальше будем трудиться в плотном взаимодействии. Но первое, что он сделал: не обсуждая, не проведя каких-либо переговоров, вынес на рассмотрение депутатского корпуса за три дня до выборов так называемый 95-й закон. Он касался перераспределения полномочий между округом и городом. Поскольку этот законопроект не был достаточно проработан, приходится уже в шестой раз вносить в него изменения. Жизнь показывает, что от принятия скоропалительных решений становится хуже всем. Например, в соответствии с 95-м законом у городской власти изъяли полномочия в сфере теплоснабжения. Хотели, в том числе, отобрать и муниципальное унитарное предприятие объединённых котельных.

Но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Прежде чем принимать решение: передать коммунальное хозяйство в округ или нет, я провела рабочую встречу с нашими ветеранами, старейшинами, уважаемыми людьми города. Они мне сказали: «Татьяна Васильевна, коммунальное хозяйство должно принадлежать городу». Мы были готовы организовать такую же встречу с губернатором, но он не стал встречаться с ветеранским корпусом.

Чтобы заставить нас передать коммунальное хозяйство в округ, предприятию объединённых котельных перестали погашать убытки прошлых лет. То есть поставили его в достаточно сложное финансовое положение.

Безусловно, на работу этого предприятия влияют ещё и неплатежи управляющей компании. Сегодня наше законодательство устроено таким образом, что почему-то управляющим компаниям разрешили собирать плату за коммунальные услуги, которые они не оказывают. Конечно, такие вопросы нужно решать на самом высоком уровне. Мы со своей стороны обращались с инициативой внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс. К сожалению, ответа не получили. И нам ничего не оставалось делать, как создать муниципальную управляющую компанию. Одновременно мы обратились в правоохранительные органы для возбуждения ряда уголовных дел, связанных с уводом денег. К сожалению, эти уголовные дела, возбуждённые ещё в 2013 году, до настоящего времени не доведены до логического конца.

Я бы отметила ещё одну проблему — это дороги. Мы разработали программу реконструкции и развития городских дорог, заключили контракт с ДРСУ. Но из-за очень низкого качества выполняемых работ у нас возникли трения с подрядной организацией. Например, на улице Первомайской асфальт весной сошёл вместе со снегом. В результате мы в установленном порядке предъявили претензии государственному унитарному предприятию «Нарьян-Мардорремстрой». На улице Российской бордюрные камни рассыпались через год. Толщина асфальта не соответствует проектной. Также не соответствует проектным нормативам и качество щебня. Естественно, мы снова предъявили претензии к генподрядчику. Но вместо того, чтобы в этих вопросах оказать нам помощь, губернатор встал на сторону ДРСУ. Якобы мы предъявляем излишние требования, хотим обанкротить предприятие. В результате, было заключено мировое соглашение, которое до сих пор не исполнено.

Ещё один пример. На сегодняшний день городу переданы квартиры, построенные для детей-сирот. Их площадь — 27—28 квадратных метров. Хотя норма предоставления жилья для детей-сирот — 33 квадратных метра. Теперь эти квартиры переданы нам для переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Конечно, возникнут проблемы с их заселением. Кстати, по программе переселения из ветхого и аварийного жилья округ передал нам только 95 квартир из 220, построенных на эти цели в декабре 2014 года.

— И как вы выходите из сложившегося положения?

— Я не хотела передавать в округ ни школы, ни дошкольные учреждения, ни дома культуры. Потому как считаю, что и учреждения культуры, и образовательные учреждения, и полномочия в области физической культуры и спорта должны остаться на местах. О чём говорят и соответствующие федеральные законы. При этом полномочия у нас изъяты на 10 лет. А как можно на 10 лет передать собственность?

В результате мы обратились в Конституционный суд РФ, потому что считаем: никакой субъект Федерации не может ограничивать права муниципального самоуправления. Они предоставлены федеральными законами и не могут быть изменены законодательными актами субъекта.

В декабре 2014 года был принят 495-й Федеральный закон. Он внёс изменения в ряд нормативных актов, предоставляющих право перераспределения полномочий между субъектом Федерации и органами местного самоуправления. Но ни в законе об образовании, ни в основах законодательства о культуре, ни в законе о физической культуре и спорте такое право не предусмотрено. Поэтому мы и вынуждены были обратиться в Конституционный суд.

* * *

Вместе с Татьяной Васильевной мы осматриваем объекты городской инфраструктуры. Везде чувствуется её хозяйская рука. Предприятие «Чистый город» недавно получило в лизинг 27 единиц новой техники. В одном из микрорайонов строятся очистные сооружения. Котельные переводятся на автоматический режим управления. На автотранспортном предприятии отремонтированы производственные помещения, гаражи, административное здание. За 4 года было вложено 300 миллионов рублей в ремонт школ и детских садов.

А вот и лыжно-роллерная трасса. Ею каждый день бесплатно пользуются до 200 человек: спортсменов и просто любителей активного отдыха. Но и этот объект окружная власть хочет взять под своё управление. Возникает вопрос: зачем? Не затем ли, чтобы сделать трассу платной?

Проезжаем мимо детского сада «Теремок». Его новое прекрасное здание было сдано в эксплуатацию в 2015 году. Детский сад приняла комиссия под председательством Т.В. Фёдоровой. Малыши переступили порог «Теремка» ещё 9 ноября прошлого года. Однако с начала 2016-го это детское учреждение также перешло в ведение окружных властей. И вот была устроена пиар-акция: при большом стечении публики и журналистов в один из февральских дней губернатор торжественно перерезал красную ленточку. Это было названо «официальной церемонией открытия детского сада».

Татьяну Васильевну везде приветливо встречают. Заходим в одну из квартир в новостройке, где получили долгожданное жильё нарьян-марские очередники. Никакой предварительной договорённости нет: просто узнали своего мэра. А ведь постороннему человеку сейчас дверь редко кто откроет.

Вот мнение коллеги, директора Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединённых котельных Натальи Николаевны Бетхер: «С Татьяной Васильевной приятно работать. И я, и она по специальности строители, поэтому всегда находим общий язык».

Сама Татьяна Васильевна говорит, что у красивого города Нарьян-Мара — женское лицо. А ещё она мыслит по-государственному: «Мы полагаем, — говорит Татьяна Васильевна, — что наши поселения (муниципалитеты) необходимо рассматривать как форпосты России в арктической зоне. Они сегодня есть, и их нужно развивать. Ведь что такое форпост? Это стационарное автономное проживание, следовательно, в поселениях должны быть все объекты социальной инфраструктуры. Когда нет погоды, и самолёты не вылетают, поселения могут неделями находиться в условиях автономного существования, будучи отрезанными от центра, от Большой земли. Такая вынужденная автономия диктует, чтобы власть была сосредоточена в одних руках — главы муниципального образования, чтобы даже в небольших по численности муниципалитетах имелись свои фельдшерско-акушерские пункты, школы, системы современного жизнеобеспечения. И этим нужно управлять на месте, а не дистанционно».

«Расширяя полномочия муниципалитетов в арктической зоне, мы сохраним Арктику в интересах России», — считает глава Нарьян-Мара коммунист Татьяна Васильевна Фёдорова.

551 0