Г.А. Зюганов: «Для КПРФ главное — максимально укрепить свои позиции на выборах»
Геннадий
Андреевич
— Геннадий Андреевич, грядут очередные выборы в Госдуму. На какой результат рассчитывает ваша партия? Правда ли, что КПРФ и другие парламентские партии условно поделили между собой округа?
— Реальная возможность для удвоения результата на выборах в Госдуму у КПРФ есть (на выборах в 2011 году результат — 11,57%. — «Известия»). Нам надо только будет плотно работать с избирателями и защитить свои результаты. Что касается договоренностей, то это всё от лукавого. Вопрос стоит иначе: хотите, чтобы парламент был дееспособный? Если хотите, то не повторяйте глупости и преступления, совершенные на Украине. Вы же видите, какой там политический зоопарк, а не парламент получился. Это нацистско-бандеровская свора, которая сломала страну, незаконно захватила власть и издевается над братским народом.
В Госдуме сегодня немало людей в разных фракциях, которые имеют огромный опыт работы. Они являются нашим общенациональным достоянием. И если «Единая Россия» заботится о будущем страны, то она должна и подумать, каким образом выстроить свою политику, чтобы этих людей не «утопить» на выборах.
— Вы заявляете о программе левого поворота, но все помнят, как тяжело России даются такие повороты. Вы сейчас находитесь во власти, а вот «Яблоко» или, например, «Правое дело» нет... Почему избиратель должен выбрать вашу партию?
— «Яблоко» уже было при власти, Явлинский сидел в Думе и голосовал с Жириновским против импичмента Борису Ельцину. Когда предали идеи Октября и ленинско-сталинскую модернизацию, Горбачев и Ельцин обещали, что жизнь в России будет такая же, как в Швеции или Америке.
— Но это же Коммунистическая партия не смогла СССР сохранить...
— Не Коммунистическая партия.
— Да, но ведь именно ее представители тогда были у власти.
— Согласен. Были. Но тогда Горбачев вместе с Яковлевым и Шеварднадзе, Ельциным, Гайдаром и Чубайсом предали Советскую власть, идеи Октября и знамя Победы. А Ленин раньше всех осознал, что если не собрать СССР, то не справиться с агрессивным капиталистическим окружением. И он блестяще реализовал идею союзного советского государства.
— Вы приводите в пример Ленина, что он дал всем республикам в СССР равные права, но именно благодаря ему русская нация была задвинута на второй план и потерялась... И в этом плане трудно не согласиться с Владимиром Путиным, который сказал, что Ленин заложил бомбу под страну. Какая сейчас должна быть основа?
— А я вам сказал, что СССР образовали не на идее русского национализма, а на идее труда и дружбы народов. Все были трудящимися, с равными правами.
— Но сегодня это уже неактуально.
— Почему неактуально?
— Все эти страны выберут доллар и финансовую помощь со стороны США, а не идею равенства и братства...
— Вы глубоко ошибаетесь. Запомните: более хищной империи, чем США, не было и нет. Она родилась как пиратское государство. Сколько они скальпов сняли! Сколько негров погубили. Каждого второго-третьего, которого везли из Африки, акулам скормили...
У США сейчас главная задача, чтобы у них не появлялось больше конкурентов, подобных СССР... Сегодня мы можем конкурировать в военно-политическом плане. У нас огромные территории, тысячелетний запас прочности. А Китай — основной финансово-экономический конкурент США — по ряду показателей уже обогнал Америку. Поэтому Россию и Китай американцы будут душить в объятиях беспощадно. Это надо помнить всегда. Именно поэтому они даже в тайне от своих союзников подготовили трансатлантическое и транстихоокеанское соглашения. По первому соглашению им нас надо выдавить из Европы. Второе соглашение не пустит нас в Азию и обложит Китай со всех сторон. И они это уже реализуют...
Мы сами можем спокойно и уверенно развиваться. Я не хочу ни с кем конфликтовать — ни с американцами, ни тем более с Европой. Я в Страсбурге выступал на заседании Европарламента и говорил, что более перспективного предприятия, чем сложение потенциалов единой Европы и России, нет на свете. У нас есть все ресурсы, есть уникальная история, богатая культура, самые современные технологии, мы дополняем друг друга.
— То есть вы говорите, что не хотите конфликтовать с США. А какие варианты, если они хотят нас уничтожить?
— Я не хочу вообще ни с кем конфликтовать. В России всего в достатке для эффективного развития.
— Кстати, ваша партия первая встречалась с Джоном Теффтом, когда его назначили послом в Россию.
— Да, но дело не в этом. Я сторонник того, чтобы с кем угодно встречаться, обсуждать... С Америкой надо выстраивать долговременные отношения. Я выступал во всех ведущих университетах США, встречался с их руководством на всех уровнях. Там есть чему поучиться.
— Если вернуться к выборам, как вы объясните, что «Единая Россия» на этих выборах объявляет себя либеральной партией? На что она рассчитывает?
— Это полная чушь. Посмотрите на ЛДПР. Разве это либеральная партия? Это типичная фюрерская партия. Жириновского убери, и всё развалится и разбежится. Я не понимаю, чего они хотят этим добиться. В мире существует всего три крупных политических течения. Это левое — социалистическое, коммунистическое, в основе которого лежит труд, справедливость и социальные гарантии. Центристское — по прецеденту, опыту, практике. И правое течение — отдайте сильным, хищным, здоровым, крепким, они с вами поделятся, если по дороге не растопчут или не сожрут. Всё остальное от лукавого. Поэтому я не знаю, что «Единая Россия» понимает под либерализмом.
— Кого вы считаете своим основным конкурентом? Сергей Миронов в интервью «Известиям» заявил, что СР обгонит КПРФ...
— С какой стати? Очевидный и главный оппонент для нас, конечно, «Единая Россия», которая также недавно заявила об этом. Они правильно говорят, что наша программа принципиально отличается от их. Мы за демократичное, социальное государство... У нас с ними разные взгляды на кризис, на будущее страны.
— После выборов 2011 года КПРФ участвовала в белоленточном движении, называя Думу нелегитимной и призывая к ее роспуску, но потом вы отказались от своих требований. Чего вы ждете от этих выборов?
— Мы не участвовали в белоленточном движении и никогда его не поддерживали. То, что мы не соглашались с результатами выборов, — это другой вопрос.
Каким образом кандидат КПРФ выиграл выборы губернатора в Иркутске? Я туда возил более 2 тыс. наблюдателей, 32 депутата Госдумы, всю юргруппу партии — 50 человек. Перекрыли все участки! Поэтому если речь идет о контроле на выборах, то да, мы активно боролись против жульничества. Но с белоленточниками у нас программа ничего общего не имеет. Белоленточники — это пятая колонна американского пошиба. Если эта публика прорвется к власти, будет хуже, чем в лихие 1990-е.
— Вы постоянно говорите о новых людях в партии. Но почему избиратели их в реальной политической жизни практически не видят?
— Неправда. Вы-то должны видеть...
— Вот мы видим появление в политике вашего внука...
— Давайте смотреть иначе. Кто мой заместитель по идеологии? Новиков, молодой человек, настоящий ученый, блестяще подготовлен. У него секретарь по пропаганде Костриков — 35 лет, тоже молодой ученый, грамотный и способный. Кто у нас возглавляет кадровую оргслужбу? Афонин, секретарь ЦК, 38 лет. Кто у нас занимается международными делами? Леонид Калашников. Он прекрасно держится, хорошо выступает. Национальные проблемы — Казбек Тайсаев. Московская городская дума — Андрей Клычков, Дальний Восток курирует Алексей Корниенко. За последний год в Центре политической учебы мы подготовили более 600 молодых коммунистов.
— Леонид Калашников уже немолодой человек, ему 65...
— Как немолодой? В политике 50–55 лет — это молодые люди. Кто Гитлера одолел? Сталин, Черчилль и Рузвельт, а им всем тогда было далеко за 60...
— Но вот ЛДПР, например, на выборы мэра Москвы выдвинула 34-летнего Михаила Дегтярева, а в вашей партии таких кандидатов нет...
— Ну, извините, если вы хотите 12-миллионный город отдать ЛДПР, тем более Дегтяреву... Чтобы быть мэром, надо знать город наизусть, владеть обстановкой. Мы выдвинули Мельникова, вице-спикера Госдумы, человека с великолепным опытом, воспитанника МГУ, прошедшего все ступеньки управления, знающего европейский опыт... То есть человека, который был способен возглавить столицу...
— Просто они дают шанс молодым себя показать.
— А мы что, не даем? Посмотрите на состав нашей команды в Иркутской области, Новосибирске и Орле.
— В 2018 году предстоят президентские выборы. Вы будете в них опять участвовать?
— Давайте мы сначала проведем выборы в Госдуму.
— Вы фигура, на которой держится партия. Готовите ли вы себе преемника? Правда ли, что вы можете стать сенатором?
— У нас партия коллективная. В ней нет понятия «преемник». У нас идет естественное выдвижение кадров по деловым и политическим качествам. Я первый заинтересован в том, чтобы преемственность была обеспечена, чтобы программа партии проводилась целеустремленно и грамотно. Я не только заинтересован, но и всё делаю, чтобы мирно и демократично вывести страну из тяжелейшего кризиса. Сейчас для КПРФ главное — максимально укрепить свои позиции на думских выборах.
— Что вы думаете о политической деятельности Ходорковского, который в свое время поддерживал КПРФ? Вы бы приняли от него финансовую помощь сегодня?
— Ни от кого финансовую помощь принимать мы не можем и не будем. Это противоречит закону. Меня поразило, что на фоне кризиса никто из олигархов не показал устойчивого надежного результата на предприятиях, которыми они руководят. Никто. Все побежали в госказну с протянутой рукой. А Ходорковский, более того, взял и уехал за границу и под руководством Госдепа США пытается оттуда нам давать советы. Россию уже лихорадит от таких советов. Считаю, что Ходорковский такой политикой больше вредит себе.
— Как вы оцениваете итоги этого созыва Думы по сравнению с другими? Сергей Миронов считает, что Дума стала более демократичной.
— Да, нынешний председатель Госдумы Сергей Нарышкин выстроил работу более грамотно. Он умеет выслушать другую точку зрения, организовать диалог, и я лично к нему отношусь с уважением.