«Развитие социалистического Китая — в интересах всего мира». Интервью Г.А. Зюганова в газете «Правда» по материалам агентства «Синьхуа»

Утвердив новый пятилетний план, Китайская Народная Республика поставила перед собой амбициозные цели. Они связаны с двумя важными для страны юбилеями: 100-летием Коммунистической партии (2021 год) и 100-летием образования КНР (2049 год). Выполнение этих планов не только превратит Китай в высокоразвитое социалистическое государство, но и позволит говорить о новой мировой сверхдержаве. О том, что уже достигнуто и к чему стремится Поднебесная, журналисты китайского агентства «Синьхуа» побеседовали с Председателем ЦК КПРФ Г.А. Зюгановым.

 
 

Как вы оцениваете долгосрочные планы развития Китая?

— Феномен стремительного взлёта Китая обсуждают во всём мире. Как удалось вашей огромной, но бедной стране, где к концу 1970-х годов страдали от недоедания 250 миллионов человек, не только решить острейшие социально-экономические проблемы, но и вырваться вперёд по многим важнейшим показателям?

Я внимательно изучил ваш опыт реформ, прочитал множество книг, в том числе автора «китайского чуда» Дэн Сяопина. Мне посчастливилось много общаться с политиками и учёными из КНР. Наконец, я своими глазами видел, как меняется ваша страна. Поэтому могу твёрдо сказать: основа невероятного прорыва КНР состоит в том, что вы не отказались от социалистического вектора развития и планирования, грамотно соединив их с умной кадровой политикой и рыночными инструментами. И всё это направили на повышение благосостояния народа.

В этом главное отличие Китая от России. В начале 1990-х наши власти сначала сломали государственному кораблю руль, оборвали ему паруса, а затем направили его в беспощадные волны рыночной стихии. Лишь каким-то чудом мы за эти годы не налетели на рифы, не разнесли судно в мелкие щепки. Мудрые руководители КНР не только не сломали систему управления своим кораблём, но и, образно говоря, оснастили его современным оборудованием. В результате наше государственное судно по-прежнему крутится в тухлой, стоячей воде либерализма, а китайский корабль превратился в огромный морской лайнер и вышел на океанские просторы.

Заслуга руководства КНР заключается, во-первых, в том, что оно не пожертвовало государственными интересами в пользу небольшой кучки богатеев. Во-вторых, оно опирается на стратегическое видение будущего, не подменяя его ситуативной реакцией на возникающие проблемы. Как писал 400 лет назад известнейший художник и писатель Дун Цичан, «кто из людей обращается к малому и отворачивается от великого, тот, воистину, недалёк умом». Это изречение можно отнести прежде всего к политике. Китай уверенно смотрит вперёд потому, что продумал каждый свой шаг и не отказался от великой цели — благополучия для всех граждан Поднебесной.

Экономика Китая развивается в соответствии с пятилетними планами. Первый из них был провозглашён в далёком 1953 году, а в марте прошлого года началась очередная, тринадцатая по счёту пятилетка. В результате её выполнения Китай сделает большой шаг, необходимый для построения среднезажиточного общества. Для этого ВВП КНР должен удвоиться по сравнению с 2010 годом — причём не только в номинальном исчислении, но и в расчёте на душу населения. Это позволит Китаю стать лидером мировой экономики и успешно решать все социальные проблемы.

Но пятилетними планами стратегическое планирование в КНР не ограничивается. Китайское руководство оперирует и более продолжительными сроками, ставя цели на 2021 и 2049 годы. Первая дата — столетие образования Китайской коммунистической партии, вторая — столетний юбилей Китайской Народной Республики. В Китае понимают, что, только имея перед глазами образ будущего, можно уверенно двигаться вперёд.

В Китае этот образ неизменно связан с социализмом. Хочу напомнить слова Председателя КНР Си Цзиньпина, произнесённые им на торжественном собрании по случаю 95-летия КПК 1 июля 2016 года. Он заявил, что марксизм — это основная идеология Компартии Китая. «Отказ от неё означает, что партия потеряет свой дух, своё направление. Это ключевой вопрос. Мы никогда не откажемся от своей идеологии».

При этом руководители Китая указывают, что сейчас страна находится на начальных этапах социалистического строительства. Необходимость создания достаточной материально-технической базы социализма диктует неизбежность использования рыночных рычагов на определённых этапах. В истории СССР мы тоже прошли такой период. Он назывался новой экономической политикой и преследовал, по сути, те же цели. При всех особенностях и отличиях наш великий сосед идёт путём, намеченным сто лет назад Лениным. К 2049 году, как постоянно указывают китайские власти, в стране будут созданы условия для победы социалистического строя.

— Как вы оцениваете ход практической реализации целей «двух столетий»? Какие достигнуты успехи?

— В Китае не ставят перед собой невыполнимых задач и точно выверяют каждый свой шаг. Поэтому цели «двух столетий» — не утопия, а ясный и выполнимый план действий.

Сорок лет назад Китай находился на десятом месте в мире по ВВП, теперь — на втором. На сегодняшний день Китай является мировым рекордсменом по размерам государственных валютных резервов (почти 4 триллиона долларов) и по промышленному производству. Доля КНР в мировом промышленном производстве составляет 20 процентов, хотя двадцать лет назад не превышала 3 процентов.

Когда мы, жители России, узнаём об этих цифрах, к радости за великого соседа примешивается вполне понятное сожаление за собственные упущенные возможности. Потому что наша страна показывает противоположные результаты. На СССР приходилось более 20 процентов мировой промышленности, а сейчас доля России упала до 3 процентов.

По сути, за эти годы Пекин совершил грандиозную модернизацию, сравнимую по объёмам и значению со сталинской индустриализацией СССР. Доля промышленности в ВВП превышает 50 процентов, причём активно растут наукоёмкие отрасли. По доле высокотехнологичной продукции в экспорте обрабатывающей промышленности Поднебесная уже превзошла США и Японию. Современный Китай — это мировой лидер в производстве автомобилей, телекоммуникационного оборудования, морских судов, стали, цемента, минеральных удобрений и многого другого.

Нет ни одной отрасли промышленности, которая не существовала бы в Китае. Но успехами индустрии ваши достижения не ограничиваются. Страна полностью обеспечила себя продовольствием и стала экспортёром значительных объёмов сельскохозяйственной продукции. И это в условиях, когда на одного китайца приходится втрое меньше обрабатываемой земли, чем на среднестатистического жителя планеты!

Наконец, нельзя забывать про социальную сферу. Если в 1970-х годах в состоянии крайней бедности жил каждый четвёртый гражданин КНР, то сегодня таковых — не более 2 процентов. Но на этих результатах власти страны не собираются останавливаться. Я знаю, что среди приоритетов XIII пятилетки — окончательное искоренение бедности.

Таким образом, у меня нет сомнений, что поставленная цель — построить к 2021 году общество «средней зажиточности» — вполне достижима. Но это, напомню, только промежуточная ступень к 2049 году, когда в Китае должно быть построено «могучее, богатое, демократическое, цивилизованное, гармоничное и модернизированное социалистическое государство». Именно эту формулировку использовал последний съезд Компартии Китая.

Здесь нельзя не обратить внимания на личность нынешнего Председателя КНР Си Цзиньпина. Он, как опытный и мудрый руководитель, сумел предложить идею, которой вдохновил сотни миллионов людей. Этой идеей стала «китайская мечта», которая и должна быть достигнута к 2049 году. По словам Председателя КНР, главными целями «китайской мечты» являются превращение Китая в богатое и сильное государство, обеспечение счастливой жизни для народа.

В отличие от «американской мечты», в которой делается ставка на индивидуализм, в Китае считают, что успеха можно достичь только сообща, коллективными усилиями всего народа. В связи с этим хочу процитировать строки поэта танской эпохи Бо Цзю-И:

Достойного мужа

заботит счастье других.

Разве он может

любить одного себя?

«Поднебесная принадлежит всем» — таково самое сжатое содержание великой идеи, на которую опираются современные китайские руководители. Из этого же проистекает принципиальная разница в отношении к окружающему миру. «Американская мечта» имеет своим следствием экспансию, подчинение других стран олигархической элите. Китай же, как неоднократно подчёркивал Си Цзиньпин, несёт ответственность за прогрессивное развитие всего мира. Шаги Китая на международной арене подтверждают ориентацию на мирное сотрудничество. В КНР предпочитают развивать экономические и культурные связи со странами, не увязывая это с политическими условиями.

Под руководством Си Цзиньпина разработана грандиозная стратегия «Один пояс — один путь», направленная на взаимную интеграцию десятков стран. Пекин готов выделить на это один триллион долларов, которые пойдут на строительство дорог, трубопроводов, заводов и фабрик. То есть, в конечном счёте, на повышение уровня жизни сотен миллионов людей. В Китае справедливо полагают, что мирная и благополучная жизнь окружающих стран привлечёт их к Поднебесной сильнее, чем грохот пушек и угроза вторжения.

Сегодня мы видим, как Китай укрепляет свои позиции в Евразии, Африке, Латинской Америке. На наших глазах формируется фактически новый полюс мироустройства, базирующийся на более справедливой основе, чем система либерального капитализма и американской экспансии. Дальнейшее движение по этому пути приближает Пекин к достижению целей «двух столетий».

Какие важные моменты, с вашей точки зрения, должны быть затронуты в новой стратегии Китая до 2078 года? Какие этапы достижения важнейших целей вы бы выделили?

— На мой взгляд, это очередное подтверждение мудрости руководства вашей страны, ставящего перед собой прекрасные цели. Конечно, трудно заглядывать в эпоху, в которой будут жить мои внуки и правнуки. Трудно, но интересно и чрезвычайно захватывающе.

Выскажу свою мечту. 2078 год я вижу временем активного созидания обновлённого социализма, гармоничного взаимодействия человека и природы. Уверен, что восторжествует советский принцип: человек человеку не волк, а друг, товарищ и брат. Появятся прекрасные возможности полной реализации того потенциала, который заложен в сотрудничестве всех людей Земли. Планету перестанут уродовать кровавые конфликты. Не будет больше драматичного и преступного раскола на тех, кто умирает от голода, и тех, кто купается в роскоши, дурея от вседозволенности. Человечество выйдет на путь гармоничного развития, становясь настоящей семьёй народов.

Китай является локомотивом движения к этому справедливому миру. Успешное достижение целей «двух столетий» превратит КНР в глобальную сверхдержаву, центр притяжения всех прогрессивных сил и обездоленных людей планеты. Для этого Китаю нужно ещё выше поднять знамёна социальной справедливости, ударного труда и братства народов Земли. Только истинный гуманизм, лежащий в основе коммунистических идей, способен вывести мир из замкнутого круга порождаемых капитализмом противоречий.

Ещё я надеюсь, что рука об руку с Китаем в этом новом мире будет идти обновлённая социалистическая Россия. История уже знает примеры успешного сотрудничества наших народов. СССР под руководством И.В. Сталина помог вам изгнать японских оккупантов и установить народную власть, заложить основы современной индустрии. Если наши страны вновь соединятся под флагом социализма и дружбы, глобалистам будет нанесён смертельный удар.

Как бы вы оценили вклад Китая в мировое развитие в области культуры, науки и техники, теории развития, формировании моделей развития?

— Несомненно, роль и значение Китая в мировой цивилизации очень весомы, но это, к сожалению, известно далеко не всем. Многие до сих пор смотрят на прошлое и настоящее глазами Голливуда и думают, что западная цивилизация обогатила нас всеми существующими благами. Это глубокое заблуждение. Вплоть до Нового времени Китай находился впереди Европы по экономическому развитию, технологическому уровню, культуре и образованию.

Например, астрономия впервые обрела характер науки именно в Китае. Бумага, порох, компас, часы — все эти изобретения принадлежат китайскому народу. Книгопечатание также берёт начало не с Библии Гутенберга. За многие годы до этого у вас в стране было налажено печатание книг.

Китайская философия, литература, живопись, музыка входят в золотую коллекцию мировой культуры. Они обогатили её огромным количеством бессмертных творений. Сегодня китайская культура распространяется по миру, вызывая большой интерес своей самобытностью и многообразием.

Но, говоря о прошлом, нельзя забывать о нынешнем времени. Современный Китай находится в авангарде мирового научно-технического прогресса. Недавно мне попался список важнейших открытий и достижений минувшего года. Первое место в нём уверенно занимает КНР. В провинции Гуйчжоу открыт крупнейший в мире радиотелескоп FAST диаметром 500 метров. Он позволит заглядывать в самые отдалённые уголки Вселенной.

А это было бы невозможным в отсутствие развитой науки. Китай занимает лидирующие позиции в сфере опытно-конструкторских разработок и научных исследований. По числу запатентованных изобретений и индексу цитируемости КНР обошла Японию и вышла на второе место после США. А по количеству научных публикаций Китай занял первое место. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП Китая выросла с 0,57 процента в 1995 году до 2,09 процента в 2014-м.

В России же доля расходов на НИОКР сегодня едва превышает 1 процент.

Вашим успехам способствует грамотная политика партии и государства, понимающего, что без развития науки невозможно достичь поставленных целей. Китай стабильно находится на первом месте в мире по объёму выделяемых средств на исследования и по численности научно-технического персонала. Одной из причин успехов Китая является поддержка академической науки. В КНР не пошли по пути разрушительных реформ, а провели успешную адаптацию классического академического наследия к современным условиям.

Вообще, Китай представляет собой уникальный пример соединения традиций и инноваций. Ваша страна не закрывается от мира, а внимательно изучает мировой опыт и берёт лучшие инструменты, адаптируя их под собственные условия. Чрезвычайно важно, что этот подход применяется по отношению и к образованию, и к культуре.

Отрадно, что в Китае любят и ценят советскую культуру. Стыдно в этом признаться, но порой больше, чем наши рыночные фундаменталисты. Достаточно вспомнить имевший огромный успех сериал, снятый по произведению Н.А. Островского «Как закалялась сталь», или «А зори здесь тихие…» по книге Б.Л. Васильева. А в ближайшее время китайские кинематографисты собираются снять фильм «Человек-амфибия».

С какими трудностями и вызовами, на ваш взгляд, сталкивается и ещё может столкнуться Китай при реализации стратегии развития? Какое место в процессе реализации новой стратегии развития Китая может играть сотрудничество с Россией, США, другими крупными державами?

— Было бы преувеличением утверждать, что у Китая нет проблем. Руководители вашей страны неоднократно беседовали со мной о причинах разрушения СССР и предательства верхушки КПСС. И сделали далеко идущие выводы. Многие мои работы по этим проблемам переведены на китайский язык. Вызовы, с которыми сталкивается КНР, я бы разделил на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние трудности большей частью связаны с исчерпанностью прежней модели развития. В ней Китай являл собой огромную мировую фабрику с дешёвой рабочей силой. На протяжении тридцати лет эта модель позволяла стране добиваться невиданных темпов роста. Но растущие издержки всё больше затмевают собой пользу. Среди них — ущерб для экологии и ограниченный потенциал развития экспортоориентированного производства.

Китайское руководство понимает важность того, чтобы не темпы, а качество развития и научно-технический прогресс стали основным принципом социально-экономической системы. XIII пятилетка базируется на идеях перехода к высокотехнологичному производству. Идёт переориентирование экспорта с товаров на технологии и опережающее развитие внутреннего спроса.

Другой проблемой является коррупция. Трагический опыт КПСС учит, что она подобна раковой опухоли, коррозии, которая разъедает даже самую высококачественную сталь. Сегодня в Китае развернулась беспощадная борьба с коррупцией как явлением, способным нанести ущерб стратегическим планам и единству страны. От наказания за мздоимство в Китае не застрахован никто. Это позволяет надеяться если не на полное искоренение, то на существенное ослабление этого опасного явления.

Надёжной гарантией следования КНР по избранному пути является сохранение и укрепление руководящей роли Коммунистической партии. КПК за короткое время решила масштабную задачу по возвращению Китаю его исторического места в мире. Сейчас партия продолжает уверенно и надёжно стоять на защите завоеваний социализма с китайской спецификой. В этом — залог решения имеющихся проблем.

Вторая группа трудностей связана с внешними причинами. США и их натовские союзники с большой ревностью следят за успехами Китая. Им важно не допустить реализации стратегии «Один пояс — один путь». Для этого поддерживается высокий градус напряжения в Афганистане, на Ближнем Востоке. Надо быть очень бдительными в Средней Азии. Откровенно провокационные акции имеют целью подорвать высокий авторитет КНР на международной арене, нанести удар по национальным интересам страны в жизненно важных регионах. Нельзя не заметить роста активности Вашингтона в создании враждебного КНР внешнеполитического окружения. Американские политики давно лелеют мечту запереть Китай в его границах, втянуть в региональные конфликты и максимально ослабить.

Другим направлением американской стратегии стало усиление протекционистских мер, создание искусственных таможенных и инвестиционных барьеров, направленных против Китайской Народной Республики.

Но эти козни напрасны. Все антикитайские действия разбиваются о миролюбивую, но вместе с тем твёрдую внешнюю политику Пекина. А поскольку противник давно доказал свою приверженность к силовому достижению целей, КНР наращивает оборонный потенциал, добившись на этом пути уже больших результатов.

Что касается России, то всестороннее укрепление отношений с Китаем соответствует долгосрочным интересам обеих стран. На этом пути есть хорошие подвижки, но их недостаточно. На долю КНР приходится лишь 12 процентов внешнеторгового оборота России, и, к сожалению, этот показатель сейчас не растёт. Для Китая Россия является ещё менее существенным экономическим партнёром, имея долю в его внешнеторговом обороте всего 2 процента. Так что простор для развития экономических связей огромный. Совершенно очевидно, что нам надо наращивать взаимодействие по всем направлениям.

Это важно не только с точки зрения экономики, но и безопасности. Выстоять перед лицом наступления американского глобализма можно, только объединив усилия. КПРФ является последовательной сторонницей стратегического союза нашей страны с КНР. Построить справедливый мир для народов Россия и Китай смогут только сообща.

В этом году все трудящиеся готовятся отметить 100-летие Великого Октября. Наши совместные усилия по проведению этого выдающегося юбилея будут прекрасным примером в борьбе за подлинное народовластие, мир и дружбу на нашей планете, в борьбе за социализм.

 
667 0