Г.А. Зюганов: Правительство навязывает нам черту экономической оседлости
18 июля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Перед участниками слушаний выступил Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов. Публикуем текст его выступления.
- Уважаемые коллеги!
Бюджет, это не просто цифры. Это судьбы, развитие регионов и будущее страны. Мы его обсуждаем в ситуации углубляющегося кризиса. У нас за плечами вызовы, не преодолев которые, мы попадем в окончательный капкан.
Первый вызов – демографический. У нас начинает резко убывать население. Если не принять экстренные меры, в ближайшие 20 лет мы потеряем 20 миллионов человек. А оставшиеся 120 миллионов человек не смогут охранять и обустраивать территорию, занимающую 15% земной суши, где сосредоточено 30% мировых стратегических ресурсов. Если вы посмотрите на состояние здоровья выпускников школ, то 9 из 10 - больны. А ЕГЭ, которое им навязали, провоцирует язвенную болезнь практически у всех старшеклассников.
Второй вызов – это износ оборудования. Всем известно, что он перевалил за 50% и становится нетерпимым. Поэтому сокращение вложений в национальную экономику за три года на 650 миллиардов рублей абсолютно недопустимо!
Третий вызов – это ЖКХ. Оно уже превратилось в атомную бомбу замедленного действия. В этом году коммунальный дефолт, по сути дела, прокатился от Воркуты до Пензы, и он будет нарастать. Но самое печальное, что страна стоит на миллионе километров трубопроводов разного сечения, 600 тысяч из которых сгнили. Если быстро не начнем их обновлять, ситуация станет просто критической. Это касается и жилья. 40% граждан живет в жилье хрущевской эпохи, поэтому реновация стучится в двери всех городов и сел. Или будем вкладывать в нее средства (а в бюджете по линии ЖКХ все сокращается), или дома, которые начнут «свертываться», заставят нас решать эту проблему в аварийном порядке.
Раскол в стране достиг невиданного размаха. 10% самых богатых имеют доходы в 30 раз больше, чем 10% самых бедных. С 2000 года в шесть раз увеличилось количество миллиардеров, при этом Россия «приобрела» 22 миллиона нищих, которых раньше не было.
Если вы посмотрите опрос Центра экономических и политических реформ, то просто ахнете! У 10% граждан не хватает средств на еду. Количество таких людей за три года выросло в три раза. Количество тех, кому не хватает денег на одежду, выросло с 16% до 29%. Треть страны уже не может как следует одеться! Две трети стали экономить практически на всем. И доля среднего класса (а это опора нынешней власти) за последние два года сократилась на 14 миллионов человек. Недовольство растет фактически во всех слоях населения, кроме олигархии. Поэтому 55% граждан заявили: «Мы требуем перемен к лучшему! Нас уже не очень волнует стабильность!». Но с такой политикой достигнуть стабильности практически невозможно.
В этой связи нам снова надо вернуться к предложению президента. Он в своем послании сказал, что темпы роста должны быть выше 3%, на уровне мировых. Но все по-прежнему топчется на уровне 1 – 1,5%. По сути дела, правительство навязывает нам черту экономической оседлости, при которой невозможно выбраться из кризиса. Причем, куда не ткни, ситуация примерно одинаковая. И такая стагнация продолжится еще минимум пять лет. Хотя мы с 2008 года и так потеряли почти 8% ВВП и три бюджета!
Ситуация в регионах просто драматическая. Возьмите Омск, крупнейший промышленный центр. Он входил в пятерку лучших, самых развитых городов. Там были великолепная промышленность, классная наука, суперклассное ракетостроение. Сегодня этот город потерял половину промышленности, но, тем не менее, отчисляет 130 миллиардов рублей налогов. А получает обратно 8,5 миллиарда! Хочу напомнить, что во время ордынского ига брали со двора десятину. А тут берут больше.
Мы все вместе старались помочь шахтерам из города Гуково Ростовской области. Им на сегодня должны 300 миллионов рублей. Недавно их делегация снова приезжала в Москву. Шахтеры голодают, но ни местная власть им не помогла, ни правительство не откликнулось.
Я приглашал всех депутатов в подмосковный совхоз имени Ленина - хозяйство Грудинина. Откликнулся аграрный комитет во главе с Кашиным, и наша фракция туда выезжала. Я представил президенту проект, как реализуется в хозяйстве детская программа, и вас приглашаю с ним ознакомиться. Это социализированное современное народное предприятие. За последние годы в совхозе построили школу за 1 миллиард 500 миллионов рублей, не взяв из бюджета ни копейки. Построили детский сад за 500 миллионов, детский парк по мотивам русских сказок за 200 миллионов. Средняя зарплата в хозяйстве – 70 тысяч рублей. Оно работает на самом современном уровне. Я десять раз предлагал: покажите наш фильм об этом предприятии вместо паранойи, которая каждый вечер несется с телеэкранов!
Есть также народное предприятие Казанкова в Марий Эл. У него 550 своих магазинов. Хозяйство производит и реализует мясную продукцию без всяких посредников, сжирающих все доходы. Оно только налогов платит на миллиард с лишним. Почему этот опыт не обобщить и не двинуть? Ведь такие предприятия даже в условиях кризиса работают исключительно надежно! Оказывается, это «не формат». Но мы считаем такой подход абсолютно неправильным. Стране необходимы точки роста, которые позволят вытащить ее из кризиса. И это направление должно финансироваться.
Посмотрите, как финансируется аграрный сектор. Опять меньше 1,5%, хотя все идиоты в мире знают: надо вкладывать минимум 10% для того, чтобы быть конкурентоспособными. На 20% вырос завоз турецкой продукции. У Грудинина морковку по 18 рублей не берут, а голландскую по 80 рублей берут. Потому что в Москве 9 из 10 торговых сетей принадлежат иностранцам, которые монопольно захватили рынок и диктуют цены. Можно ли навести здесь порядок? Элементарно!
Возникает вопрос: где взять деньги? Когда говорят, что у нас нет денег, это самая большая ложь! Весь вопрос в том, у кого они есть, а у кого их нет. Почему за прошлый год 200 главных миллиардеров увеличили свой доход на 200 миллиардов долларов? При этом страна обнищала на 20%. Кто нам не дает решить эту проблему? Весь мир ее уже решил!
Перестаньте платить дань! Мы за год продали сырья на 20 триллионов рублей, а в бюджет поступило около 8 триллионов. Никогда такую дань не платили! Поэтому прогрессивный налог давно стучится в двери. Да и отток капитала вполне можно «поджать». Что касается госмонополии на спиртоводочную промышленность, то она и в царское время давала 30 - 35 рублей, и в советское 25 - 30 рублей, а сейчас 80 копеек. И 40 тысяч трупов тех, кто отравился паленой водкой!
Решите эти четыре вопроса! Законы есть, предложения есть, правительство их обсуждало. Сколько мы будем мыкаться? И что мы можем сделать с этим бюджетом в 15 триллионов? Бюджет развития начинается с 22 триллионов! Любой вам скажет, что если из 100 рублей расходной части на здравоохранение и образование тратится три – три пятьдесят, вы никогда из этого ярма не вылезете! Эти расходы надо минимум удваивать! Есть же мировая практика, есть наш опыт, почему мы все это игнорируем, обсуждая главный вопрос на ближайшие три года?
И последний пример. Ведь мы с вами были в худшей ситуации, чем нынешняя. В 1998 году после дефолта в правительство пришли Примаков, Маслюков, Матвиенко и Геращенко. Тогда баррель нефти с августа по декабрь стоил 12 – 14 долларов. Золотовалютных резервов было не как сейчас, почти 400 миллиардов, а всего 8 миллиардов. В сентябре нечем было платить зарплаты, пенсии и стипендии. Правительство Примакова решило тогда три вопроса. Прежде всего, оно взяло под контроль банковскую систему. В результате отток капитала за месяц сократился почти наполовину. Также были отрегулированы цены на ГСМ и взяты на контроль предприятия, у которых имелись конкретные программы развития. И промышленность в тот года дала 24% роста!
Я еще раз прошу председателя Думы: у нас есть фильм об опыте реальной модернизации, которая позволила нам победить и прорваться в космос, и фильм об опыте народных предприятий. Покажите эти два фильма для страны, и она поймет, что можно решать проблемы даже в нынешних условиях.